ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН С РИСКОМ НЕВЫНАШИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ОСЛОЖНЕННЫМ АНАМНЕЗОМ
Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН С РИСКОМ НЕВЫНАШИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ОСЛОЖНЕННЫМ АНАМНЕЗОМ
В современном мире зачатие, вынашивание беременности и роды происходят в условиях психосоциального стресса, постоянной непрерывной тревожности и напряжения. В то же время это большой физиологический стресс, источник преимущественно положительных эмоций, но сочетается с серьезной перестройкой женского организма и возможные негативные явления: гестоз, угроза прерывания беременности, другие осложнения [2]. Известно, что беременность может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье женщины.
Эмоциональное напряжение во время беременности может стать причиной многих тяжелых осложнений беременности (опасность невынашивания беременности, отслойки плаценты, преждевременных родов), различных акушерских осложнений, таких как морфофункциональная незрелость плода, высокая перинатальная заболеваемость и смертность. У беременных с неврозами, нервной и психической заболевания, осложнения во время беременности и родов встречаются в 6 раз чаще, чем в популяции [3, 6].
Проблема психологических состояния беременных стала актуальной в акушерстве, так как данная категория женщин очень восприимчивы к различным изменениям в период беременности [4]. Но особую актуальность в последнее время приобретают исследования психологических особенностей женщин в период беременности с патологией или проблемой невынашивания беременности.
Существует малое количество исследований психологических особенностей беременных с различными соматическими патологиями, взаимосвязей соматических и психологических патологических факторов. Так, по данным зарубежных авторов, женщинам с осложненной беременностью свойственны высокая тревожность, депрессия, низкая самооценка [5]. В отечественной науке также отмечены психологические особенности женщин с нарушенным репродуктивным здоровьем: эмоциональная восприимчивость, чувство страха, ранимость, пессимизм, высокий уровень тревожности и т.д [1]. И направленность настоящего исследования была определена недостаточным количеством исследований беременности, осложненной угрозой прерывания и невынашивания. Целью нашего исследования явилось определение психоэмоционального состояния женщин группы риска прерывания беременности.
В соответствии с запросом и сформулированной целью исследования была определена группа испытуемых. Проводились следующие методики первичного исследования. Полный объем информации о пациентках составлялся путем сбора подробного анамнеза, анкетирования, с подробным выяснением семейного, соматического и акушерско-гинекологического анамнеза. Учитывались индивидуальные социально-психологические особенности, условия окружения и воспитания в родительской семье.
В данном исследовании приняли участие 61 беременная женщина на разных сроках беременности и различным анамнезом. 28 из них при первичном обследовании у гинеколога были поставлены риски преждевременного прерывания беременности на основании общей клинической картины, жалоб, а также данных гинекологического осмотра и инструментальных методов исследования (УЗИ). И остальные (33 женщины) с нормальным (неосложненным анамнезом) протеканием беременности.
В нашу выборку вошли женщины от 21 года до 36 лет. Срок беременности у испытуемых от 8й и до 39 недели. У 15 женщин беременность наступила спонтанно (незапланированно, но желанные) и у одной с помощью вспомогательной репродуктивной технологии (ЭКО). У 32 женщин это повторная (третья и четвертая) беременность, из них при сборе акушерского анамнеза установлено, что у 5 женщин предыдущая беременность сопровождалась абортами и/или выкидышем. Все женщины принадлежат к среднему социально-экономическому слою населения.
Экспериментально-психологическое обследование включало шкалу самооценки уровня реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ) (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). Тест Спилбергера-Ханина является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (РТ как состояние) и ЛТ (как устойчивая характеристика личности). ЛТ характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. РТ характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
При обследовании женщин по методу Спилберга было установлено, что средние значения личностной тревожности (ЛТ), отражающей относительно устойчивый индивидуальный признак, у беременных с риском прерывания беременности и у здоровых беременных находились в пределах среднего уровня тревожности и достоверно не различались и составили 42,33 и 47,37 баллов соответственно, однако средние показатели реактивной тревожности (РТ) в группе женщин с риском прерывания беременности были достоверно выше (р < 0,001), чем в контрольной группе – 38,83 и 45,80 балла соответственно. Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне ситуативной тревожности у беременных с угрозой прерывания беременности, которая оценивается как травмирующая ситуация и приводит к неприятному эмоциональному напряжению, тревоге, и общему ситуативному беспокойству.
Рисунок 1. Уровень РТ и ЛТ у беременных без рисков и с риском невынашивания
Вторая методика – тест отношений беременной (ТОБ) И.В. Добрякова, с помощью которого определялся психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД). Анализируя показатели поведенческого уровня, представленные в таблице 1, видим, что в исследуемых группах, существуют значимые отличия (представленные в виде ПКГД), в таких показателях как: оптимальный тип ПКГД (Р= 0,00) и тревожный тип ПКГД (Р=0,00).
Таблица 1.
Сравнительный анализ показателей адаптации к беременности по Манну- Уитни у беременных группы А и группы Б
Оптимальный тип ПКГД |
3,06 |
4,84 |
196 |
-4,334 |
0,00 |
Гипогестогнозический тип ПКГД |
1,6 |
1,1 |
397,5 |
-1,593 |
0,111 |
Эйфорический тип ПКГД |
2,03 |
2,09 |
467,5 |
-0,612 |
0,54 |
Тревожный тип ПКГД |
2,03 |
0,875 |
241 |
-3,766 |
0,00 |
Депрессивный тип ПКДГ |
0,22 |
0,03 |
447 |
-1,727 |
0,084 |
Для наглядности, значимые отличия показателей поведенческого уровня, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Показатели поведенческого уровня
В ходе исследования и качественного анализа нами было установлено, что беременные женщины, имеющие в анамнезе риски прерывания беременности, характеризуются следующими особенностями: обладают средним уровнем сопротивляемости стрессу, при этом стрессоустойчивость (социальная адаптация) может снижается с увеличением стрессовых факторов, в том числе, связанных с самой беременностью, нестабильными семейными отношениями. Уровень тревоги как личностной, так и актуальной, находится на высоком уровне, что безусловно является мишенью психокоррекционной работы.
Беременные повышенного перинатального риска, в отличии от «благополучных» беременных, связывают реализацию репродуктивной функции со страхами, тревогой, опасениями, что свидетельствует о психологической напряженности, что так же является мишенью психологического сопровождения. Хотя этот показатель имеет свои положительные стороны, например, побуждает обращаться за помощью и поддержкой к специалистам, внимательнее следить за своим здоровьем, выполнять рекомендации врача.
Анализируя вышеизложенные результаты исследования и принимая во внимание, что психологическое состояние женщины в период беременности является одним из доминирующих факторов, определяющих физическое и психическое развитие детей на ранних этапах онтогенеза и состояние будущей матери, можно говорить о психологической потребности в психопрофилактике и уходе за беременными, как до зачатия, так и во время всего периода беременности. И в первую очередь данная программа должна быть основана на выявлении уже упомянутых неблагоприятных факторов и их устранении, снижении тревожности и устранении невротических состояний, и проведении психокоррекции со всеми членами семьи, с целью улучшения и гармонизации отношений.