Влияние перенапряжения мышц на дальнейшую умственную работоспособность и овладения навыком
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Влияние перенапряжения мышц на дальнейшую умственную работоспособность и овладения навыком
The effect of muscle overstrain on further mental performance and skill acquisition
Cholpon Israilova
Student, North-Caucasus Federal University Russia, Stavropol
Аннотация. Данная статья посвящена формирование навыка и влиянию перенапряжения мышц на умственную работоспособность и на дальнейшее овладение навыком.
Abstract. This article is devoted to the formation of skills and the impact of muscle strain on mental performance and further mastery of the skill.
Ключевые слова: перенапряжение мышц, умственная работоспособность, мышцы.
Keywords: muscle overstrain, mental performance, muscles.
По словам многих исследователей, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения» (С.Л. Рубинштейн) [1].
К определению навыка подходят по-разному: одни как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия является наиболее распространенным на сегодняшний день.
Формирование навыка, по Н.А. Бернштейну, - это сложный процесс его построения, он включает все сенсомоторные уровневые системы.
Н.А. Бернштейн выделяет два периода в построении любого навыка. Первый период - установление навыка - включает четыре фазы:
1. Установление ведущего уровня;
2. Определение двигательного состава движений, что может быть на уровне наблюдения и анализа движений другого человека;
3. Выявление адекватных коррекций как «самоощущение этих движений - изнутри. Эта фаза наступает как бы сразу, скачком и часто сохраняется пожизненно (если научиться плавать, то это навсегда), хотя и относится не ко всем навыкам;
4. Переключение фоновых коррекций в низовые уровни, т.е. процесс гоматизации. Важно, что выработка навыка требует времени, она должна обеспечить точность и стандартность всех движений.
Второй период - стабилизация навыка также распадается на фазы:
- Срабатывание разных уровней вместе (синергетическая);
- Стандартизация
- Стабилизация, обеспечивающая устойчивость к разного рода помехам, т.е. «несбиваемость» [1].
Существенным для формирования любого навыка является концепция переключения уровней, перехода с ведущего уровня на автоматизм, на фоновый автоматизм, а также фиксация понятий: деавтоматизация навыка в результате либо внешних воздействий (отсутствие упражнений в другой деятельности и т.д.), либо внутренних (усталость, болезнь и т.д.) и реавтоматизация как восстановление деавтоматизированного навыка.
Все эти понятия крайне важны для учебной деятельности и ее организации, так как относятся к любым навыкам - письма, счета, работы с компьютером, решения задач, перевода и т.д.
Необходимо отметить влияние перенапряжения мышц на овладение навыком. Так, исследователи Мерет Браншайдт, Панайотис Кассаветис, Мануэль Анайя и другие из Университета Джона Хопкинса, США провели исследование по данной проблематике.
Проведя исследование ученые обнаружили, что мышечная усталость, вызванная перенапряжением при выполнении навыка, может повлиять на задачу и ухудшить обучение после этого.
Говорят, что «практика делает совершенным». И хотя интенсивное повторение двигательных навыков является рутинной частью обучения во многих дисциплинах - от игры на музыкальном инструменте до становления лучшим художником, более быстрым бегуном или совершенствованием сложных хирургических методов-хорошо известно, что усталость в конечном итоге начинает ухудшать нашу способность практиковать задачу.
«Удивительно мало известно о влиянии мышечной усталости на нашу способность продолжать учиться и совершенствоваться в навыках. С помощью этого исследования мы намеревались отделить влияние усталости на выполнение задачи от ее влияния на способность учиться и лучше справляться с ней» - говорит первый автор Мерет Браншейдт, бывший докторант кафедры физической медицины и реабилитации в Медицинской школе Университета Джона Хопкинса, США [2].
Исследователи попросили 120 человек изучить задачу Пинч-силы в течение двух дней. Им дали устройство, которое передает силу в сигнал, принимаемый компьютером, и попросили держать его между большим и указательным пальцами их доминирующей руки.
Во время каждой пробы, участники были спрошены, что отжали прибор на различных уровнях усилия контролировать движение курсора показанного на экране компьютера.
В первый день подгруппу попросили продолжать щипать, пока они не испытают мышечную усталость, которая измерялась степенью сокращения, которого они могли достичь. На второй день обе группы участников выполнили задание, не достигнув точки усталости [2].
Исследователя нашли что способность получить более лучше на задаче щепотки на второй день была повреждена в группе которая достигла усталость на дне одном. Фактически, им потребовалось два дополнительных дня тренировок без усталости, чтобы догнать контрольную группу.
Самые поразительные результаты, однако, пришли от следующего эксперимента исследователей. Когда они проверили работу нетренированной, неутомимой руки в задаче Пинча, они обнаружили, что те люди, которые достигли точки истощения, выполняли менее хорошо, используя как свои усталые, так и неутомимые руки.
Это говорит о том, что усталость ухудшает механизмы обучения моторике мозга. Чтобы подтвердить это, команда использовала магнитную стимуляцию, чтобы нарушить мозговые процессы, которые, как считается, участвуют в запоминании нового навыка. Это частично смягчило влияние усталости на обучение навыкам, что говорит о том, что усталость может повлиять на формирование воспоминаний, которые помогают людям сохранить новые навыки, которые они изучили [2].
Наконец, они проверили, влияет ли мышечная усталость только на задачи, требующие высокого уровня управления двигателем. Они попросили уставших и не уставших участников нажимать 10 клавиш на клавиатуре компьютера в правильной последовательности и не обнаружили разницы в производительности на один или два дня. Это говорит о том, что пагубное влияние мышечной усталости на обучение характерно для задач, требующих тонко настроенных двигательных навыков, но не для более умственно сложных задач.
«Мы показали, что обучение в утомленном состоянии приводит к пагубным последствиям для способности человека приобретать новые навыки. Наши наблюдения следует тщательно учитывать при разработке тренировочных протоколов, например, в спортивном и музыкальном исполнении, а также в программах реабилитации» - говорит старший автор Пабло Селник, директор Департамента физической медицины и реабилитации Медицинской школы Университета Джона Хопкинса [2].
Таким образом, формирование навыка - это сложный процесс его построения, он включает все сенсомоторные уровневые системы. Освоения навыка, безусловно требует частых повторений, однако переутомление мышц может привести к плохим результатам в дальнейшем овладении навыком и даже влияет на умственную работоспособность человека.