Статья:

Развитие устойчивых профессионально-личностных деформаций как следствие длительного переживания профессионального стресса

Конференция: XXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Зарубин Е.Э. Развитие устойчивых профессионально-личностных деформаций как следствие длительного переживания профессионального стресса // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/7(37).pdf (дата обращения: 15.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие устойчивых профессионально-личностных деформаций как следствие длительного переживания профессионального стресса

Зарубин Евгений Эдуардович
студент, Южно-Уральский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

В исследовании феномена профессионально-личностной деформации проявляется фундаментальный принцип психологии как науки – принцип единства сознания, личности и деятельности [6]. В первую очередь, социальная деятельность личности является ее основной характеристикой. Трудовая деятельность активно участвует в формировании личности человека и оказывает ощутимое влияние на многие ее особенности. Развитие личности в процессе профессиональной деятельности, а также влияние профессиональной роли и позиции на психологию личности, развитие и становление мировоззрения человека, ценностных и мотивационных компонентов его личности, профессионального типа характера – это чрезвычайно актуальные вопросы для современной теоретической и практической психологии.

Важно отметить, что профессиональная деформация личности способна  как позитивно, так и негативно влиять на ее развитие, что доказывает большая часть исследований по данному вопросу. Поэтому влияние профессионально-личностной деформации на работника является неоднозначным [8].

Под  феноменом профессионально-личностной деформации понимается определенное изменение качеств личности человека (например, черт характера, ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, особенностей поведения  или способов взаимодействия с другими людьми), наступающее из-за воздействия продолжительного выполнения трудовой деятельности [2].

Из-за феномена неразрывного единства сознания человека и особенностей его специфической деятельности постепенно формируется профессиональный тип личности работника.

Более сильное влияние профессионально-личностная деформация оказывает на личностные особенности работников профессий, работа которых заключается в тесном контакте с другими людьми (к их числу относят психологов, педагогов, социальных работников, продавцов, специалистов в сфере продаж и других) [3].

В профессиональной деформации принято выделять 2 компонента [2]: 

1. Изначальные склонности. Еще до овладения профессией у человека уже существуют конкретные черты характера и особенности личности, характерные для представителей данной профессии. Они способны осознаваться работником, то есть приниматься как целесообразные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать другим), либо наоборот, оставаться подсознательными и подавляться или скрываться (к примеру, интерес к личной жизни окружающих). 

2. Второй компонент – непосредственно профессиональная деформация, то есть сам процесс трудовой деятельности создает особенности личности человека. Данные особенности личности – это достаточно «благоприятная» почва, на которой в дальнейшем начинает свою деформирующую деятельность профессия [2].

Исследователями также выделяются уровни профессиональной деформации [2]: 

1. Общепрофессиональные деформации. К примеру, начинает развиваться синдром «асоциальной перцепции» (чаще всего – у специалистов органов правопорядка), синдром «вседозволенности» у менеджеров и т.д. 

2. Специальные профессиональные деформации. К примеру, у медицинских сотрудников разных специальностей со временем может проявляться безразличность. 

3. Профессионально-типологические деформации, связанные с психологическими особенностями человека: темпераментом, характером и способностями. Вот несколько примеров деформаций, которые связаны с чертами характера: одержимость властью, доминантность, индифферентность или профессиональные деформации, которые развиваются на основе определенных способностей – к их числу можно отнести комплекс превосходства, неадекватную самооценку, нарциссизм и так далее. 

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями специалистов различных профессий. В процессе выполнения профессиональной деятельности появляются акцентуации, как пример, чрезвычайная ответственность, сверхчувствительность, гиперактивность или другие [2].

Причинами профессиональной деформации можно выделить следующие [4]: 

  • Монотонность трудовой деятельности, особенно, если смысл ее не осознается. 
  • Вкладывание в работу излишних личностных ресурсов при недостаточном признании. 
  • Напряженность и конфликтность в профессиональной среде, дефицит поддержки от коллег или их излишняя критика относительно работника. 
  • Недостаточность условий для самореализации человека на работе. 
  • Осуществление трудовой деятельности без возможности профессионального роста. 
  • Неразрешенные личностные конфликты [4] .

В свою очередь, профессиональный стресс – это ответная реакция сотрудника на сложную и неразрешимую, как ему кажется, ситуацию. Большинство людей, так или иначе, сталкивались со стрессом и ощущали при этом явный эмоциональный дискомфорт [7].

Перейдем к рассмотрению факторов, вызывающих профессиональный стресс, что чрезвычайно важно для предотвращения стресса и связанной с ним профессиональной деформации личности. Такие факторы можно разделить на несколько групп [5]:

  1. Факторы профессионального стресса, которые связаны с трудовой деятельностью:
  • перегрузки либо недогрузки в профессиональной сфере;
  • плохие физические условия труда;
  1. Факторы стресса, связанные с ролью специалиста в организации:
  • ролевой конфликт;
  • ответственность за других людей или материальная ответственность;
  • крайне низкая ответственность, которая воздействует на самооценку;
  1. Факторы стресса, связанные со взаимоотношениями на работе:
  • взаимоотношения с начальством, подчиненными и коллегами;
  • сложности в делегировании полномочий;

Факторы, связанные с деловой карьерой:

  • 2 основных стрессогенных фактора в данной группе – это профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;
  • статус несоответствия;
  • отсутствие гарантированной работы (нестабильность);

4. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом в коллективе:

  • отсутствие эффективного консультирования (отсутствие квалифицированной помощи по важным рабочим вопросам);
  • ограничение свободы поведения, сплетни, конфликты, интриги и т.д.

Чем выше привлекательность работы на определенном месте, тем выше у работника уверенность в его карьерном росте, или в стабильности и удовлетворенности в области профессионального саморазвития, тем ниже вероятность проявления профессионального стресса. Оптимальный уровень интенсивности труда способствует лояльности сотрудников к своему рабочему месту [1].

Таким образом, можно резюмировать, что последствием длительного воздействия профессионального стресса может быть профессионально-личностная деформация, как итог негативного опыта, который связан с работой, коллективом или всей организацией в целом.

 

Список литературы:
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. / Л.М. Аболин. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. – 262 с. 
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
3. Безносов, С.П. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации) / С.П. Безносов, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть. – СПб.: Народное образование. – 2009. – 156с.
4. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика // Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
5. Журавлева, А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / А.Л. Журавлева; под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 512 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
7. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
8. Трунов, Д.Г. И снова о «профессиональной деформации» / Д.Г. Трунов // Психологическая газета. – 2004. – № 6. – С.32-34.