Статья:

Стратегии манипуляции массовым сознанием: конфликтологический аспект

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Говоруха А.М. Стратегии манипуляции массовым сознанием: конфликтологический аспект // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегии манипуляции массовым сознанием: конфликтологический аспект

Говоруха Анастасия Михайловна
бакалавр 4 года обучения специализации «Конфликтология», Институт социологии и регионоведения, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Статья посвящена классификации форм информационно-политической манипуляции массовым сознанием. На материале внешней и внутренней политики раскрываются истинные цели манипулятивных стратегий. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации в формировании общественного мнения.

В общественно-политическом дискурсе существует огромное количество различных подходов к вопросу информационного взаимодействия индивидов, групп, наций, государств. К ним также относятся технологии, основанные на несимметричной коммуникации, когда один из участников определяет ее содержание и способы обмена информацией, другими словами навязывает ее, а другой лишь подчиняется. Эта технология безусловно относится к разряду манипуляций человеческим сознаний – индивидуальном или массовом.

Один из способов управления большим количеством людей, с помощью создания дополнительных элементов реальности и условий для контролирования поведения – манипуляция массовым сознанием. Такие действия направлены в первую очередь на психику человека, производятся латентным образом, их целью являются уставить тщательный контроль над людской массой, лишить своего мнения и свободы выбора соответственно, а также придать необходимый вектор движения для будущих событий. Подобная манипуляция является важнейшей частью различных психологических операций и элементом нового вида конфликтного взаимодействия – информационной войны.

Среди множества исследователей, изучающих этот вопрос, наиболее ярко выделяется советский социолог и публицист Сергей Георгиевич Кара-Мурза. В своей книге «Манипуляция сознанием» он детально рассматривает это явление. Огромное внимание он уделяет влиянию общественных институтов, массовой культуры, а также СМИ на формирование манипулятивных технологий, например, с помощью языка, символики, ораторского искусства. Другие примеры манипулятивных техник воздействия раскрываются со стороны сознания человека, живущего в СССР, также и мифы о советском строе. Главная мысль автора заключается в том, что человек стоит на пороге такого нового формирующегося миропорядка, в котором манипуляция общественным сознанием будет ключевым элементом тотального управления обществом. Несмотря на то, что с момента выхода книги российского ученого прошло уже почти 17 лет, информация, представленная в ней, до сих пор остается актуальной.

Перейдем непосредственно к рассмотрению конкретных стратегий манипуляции массовым сознанием. Многие исследователи считают, что использование ненасильственных, но императивных способах информационного взаимодействия – это идея далекого будущего, но никак не наших дней. Несмотря на распространенность этого мнения, за всю историю человечества сформировались довольно-таки эффективные методики и скопился серьезный опыт в реализации манипулятивных технологий в сфере информационного взаимодействия, применяемые уже сегодня.

Наиболее подробную и детальную классификацию стратегий манипуляции массовым сознанием дает Авраам Ноам Хомски – американский лингвист, политический публицист, психолог и теоретик – в своей работе «Тихое оружие для бесшумных войн».

1.  Стратегия отвлечения внимания

Ключевым элементом социального контроля является стратегия отвлечения, состоящая в том, чтобы отвлечь внимание общественности от важных вопросов и изменений, событий в определенных политических и экономических элитах, с помощью техники «наводнения» незначительной информации. Такими образов граждане не получают важнейших сведений о происходящих событиях. Аллегорией этому может являться загон стада овец в стойло: они заняты своим делом и не размышляют о посторонних вещах.

2.  Создание проблем и последующее предложение их решения

Этот метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, с целью вызвать реакцию у публики, после чего граждане сами потребуют активных действий от власти. Примером могут служить следующие действия: активация насилия среди населения. После многочисленных жертв граждане сами потребуют ужесточения законов и ограничения личной свободы.

3.  Постепенная стратегия

Чтобы граждане приняли непопулярные решения власти, необходимо внедрять их день за днем, капля за каплей, использование медицинской капельницы служит образом для этой стратегии. Приватизация, ненадежность, ригидность власти, массовая безработица, низкая заработная плата, все эти структурные изменения, возникшие одновременно, давно привели бы если не к революции, то к массовым беспорядкам однозначно. Однако, возникающие постепенно, они не вызывают широкого резонанса.

4.  Отсрочка исполнения

Еще один способ сделать непопулярное решение принятым населением – представить его «болезненным и необходимым», получив общественное признание того, что это «жертва» во имя счастливого будущего. Люди всегда достаточно наивно и легкомысленно полагают, что «завтра будет лучше, чем вчера», принимая решения, не заботясь о последствиях.

5.  Обращаться к людям, как к детям

Многие рекламные компании и также новостные таблоиды обращаются к своей аудитории взрослых и зрелых людей, как к детям или подросткам, или умственно неполноценным. Чем больше они пытаются ввести зрителя в заблуждение, тем более они используют инфантильные обороты. Предполагается, что в ответе публики будет отсутствовать критическая оценка.

6.  Использование эмоционального аспекта более, чем рационального

Это классический способ повесить замок на двери рациональности публики и значит, не услышать никакого критического и аналитического ответа. Кроме того, использование эмоционального регистра, впускает вас в бессознательное. Внедрение какой-либо идеи порождает в человеке новые желания, страхи и опасения, соответственно вызывает необходимую модель поведения.

7.  Держать общественность в неведении и посредственности.

Сделайте общественность не в состоянии понять технологии и методы, используемые для управления и порабощения. «Качество образования низших социальных классов должно быть посредственнее, таким образом увеличивается интеллектуальный разрыв между ними и более образованным высшим классом, и эту пропасть невозможно преодолеть».

8.  Призыв к населению восхищаться посредственностью

Внушение населению того факта, что модно и привлекательно быть тупым, пошлым, невоспитанным, иметь вредные привычки, заниматься незаконной деятельностью и т.д.

9.  Усиление чувства вины

Преподать такую истину, чтобы человек считал, что это он один виноват в их собственном несчастье из-за неспособности своего интеллекта или недостаточности усилий. Таким образом, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, личность испытывает чувство вины, что создает депрессию, что подавляет вероятное возмущение существующей системой.

10.  Знать о людях больше, чем они сами знают о себе

На протяжении последних 50 лет, быстрый прогресс науки спровоцировал появление колоссального разрыва между знанием простых людей и той информацией, который владеют доминирующие элиты. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» имеет глубокое понимание человеческого существа, как физически, так и психологически. Это означает, что, в большинстве случаев, система имеет больший контроль и большую власть над людьми, гораздо внушительнее, чем личности сами властвуют над собой.

В завершении статьи хотелось бы подвести итог. Сопоставляя содержание понятия манипуляции массовым сознанием и содержание самой деятельности, самим мнаипулятивным технологиям, можно сделать несколько теоретических выводов. Таким образом, манипуляции массовым сознанием характеризуется следующим:

1.  Опасностью для граждан, которая заключается в негативной оценке, также в общественном порицании касательно лиц, совершающих такие действия.

2.  Применение вышеописанных стратегий, которые скрывают истинные цели, все это заставляет людей совершать действия необходимые инициатору.

3.  Сокрытие целей манипуляции, которые обычно заключены в получении выгода для манипулятора.

4.  Развития конфликтного потенциала в общественной массе.

Несмотря на всю кажущуюся простоту использования манипуляций массовым сознанием, власть имущим манипуляторам всегда необходимо помнить о том, что общество не всегда «слепа» и когда все уловки будут раскрыты, конфликтная реакция населения превзойдет самые худшие ожидания.

 

Список литературы:
1. Агапова С.Г., Агапова Е.А., Гущина Л.В. Манипуляция общественным сознанием в политическом дискурсе СМИ (на материале английского языка): учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. – Ростов н/Д, 2014. – 89 с.
2. Демьяненко Н.В. Использование манипулятивных технологий в СМИ, как реальная проблема // Российский академический журнал. – 2012. – Т. 19, № 1.
3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: «Алгоритм», 2000. – 464 с.
4. Саяпина И.Ю. Медийное конструирование социальной реальности: Автореф. дис. канд. соц. наук. – Саратов, 2011. – 30 с.
5. Хазагеров Г.Г., Лобас П.П. Культурная утилизация манипулятивных технологий // Известия Южного федерального университета. Филологические науки – 2014. – № 1. – С. 44–52.