Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Степанова М.Ю., Федерякин Д.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(6).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 41 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Степанова Марина Юрьевна
студент психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета, г. Смоленск
Федерякин Денис Александрович
студент психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета, г. Смоленск
Терещенко Владимир Валерьевич
научный руководитель, научный руководитель, доцент Смоленского государственного университета, г. Смоленск

Дети и подростки, являясь самыми незащищенными в биологическом плане, от неблагоприятных воздействий окружающей среды представляют собой один из самых ярких индикаторов плачевности мировой экологической ситуации. Но это обосновывает лишь одну из причин изучения физических качеств лиц, не достигших совершеннолетия. В то же время, полный спектр оснований для всестороннего изучения биометрии детей и подростков гораздо шире, и включает в себя такие феномены, как изучение социально-экономического благополучия региона, медико-статистическое констатирование соотношения больных и здоровых детей, прогнозирование нагрузки и расстановка приоритетов развития медицинской сферы и др.

Проведенный нами анализ психолого-педагогических исследований показал, что процент здоровых детей, обучающихся в общеобразовательных школах,  в зависимости от региона составляет от 0,5% до 12% (Баранов А.А. (1999); Быков Е.В., Исаев А.П. (2001); Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д., Коба В.И. (1997)). Современники считают сложившуюся ситуацию достаточно критичной. Это обосновывает актуальность изучения не только физических, но и психологических качеств, с целью комплексного изучения феномена здоровья. Выше указанные позиции привели нас к необходимости всестороннего изучения феномена физического здоровья, установления его взаимосвязи с различными психическими явлениями и процессами, а также изучения его влияния на психическое здоровье. В связи с вышесказанным, целью нашей работы является исследование взаимосвязи невербального интеллекта и ряда физических характеристик.

Исходя из цели, мы смогли сформулировать задачи исследования:

  1. Изучить теоретико-методологические основы исследования физического здоровья и интеллектуального развития детей;
  2. Провести анализ взаимосвязи невербального интеллекта и исследуемых антропометрических характеристик.

Объектом исследования выступили один из компонентов интеллектуального развития – невербальный интеллект и определенные физические параметры.

Предметом нашего исследования является взаимосвязь уровня развития невербального интеллекта и определенных физических параметров в младшем школьном возрасте.

Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что в младшем школьном возрасте между физическим и интеллектуальным развитием существует прямая зависимость.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил летний оздоровительный лагерь, организованный на территории МБОУ СОШ №3 г. Смоленска. 

С целью упрощения процедуры исследования, мы примем невербальный интеллект, как наименее зависящий от включенности ребенка в социальные связи, понимаемые сугубо узко, как вербальное общение, за показатель уровня интеллектуального развития.

Изучив различные определения и теоретические подходы к определению понятия физического развития, мы пришли к выводу, что на наиболее абстрактном и обобщенном уровне, физическое развития определяется как закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни (Дудьев В.П., 2008), а также как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1986). 

Таким образом, основываясь на наиболее общих определениях, мы можем сделать вывод о том, что некоторые антропометрические показатели можно принять за объективное отражение уровня физического развития ребенка.

Понимая невербальный интеллект как совокупность знаний об окружающем мире и навыков оперирования информацией в символьных и графических средах (в том числе и математические навыки), мы выбрали для диагностики этого компонента общего интеллекта ряд невербальных субтестов, входящих в детский тест Векслера (WISC), поскольку Дэвид Векслер, разрабатывая свои тесты, опирался на схожий смысл, вкладываемый в понятие невербального интеллекта.

Таким образом, для проведения исследования мы выбрали следующие субтесты: субтест-3 «Арифметический» (ST-3), субтест-6 «Повторение цифр» (ST-6), субтест-7 «Недостающие детали» (ST-7), субтест-11 «Шифровка» (ST-11).

Для более полного отражения уровня невербального интеллекта мы ввели шкалу «суммарного коэффициента невербального интеллекта» (СКНИ), представляющую собой сумму результатов во всех использованных нами субтестах. Она позволяет получить представление о большем или меньшем развитии этого компонента интеллекта, при относительном сравнении детей в группе. Поэтому мы пришли к выводу, позволяющему рассматривать, с определенными допущениями, эту шкалу как отражение уровня невербального интеллекта.

Для фиксирования уровня физического развития, мы применяли такие антропометрические методики, как:

  • Измерение роста;
  • Взвешивание;
  • Мануальная (ручная) динамометрия.

Кроме этого, мы ввели шкалу «коэффициент мышечной асимметрии», которая не была в числе непосредственно измеряемых, но имела определенное значение при анализе результатов. Измерения по этой шкале составляли разность коэффициентов правой и левой ручной динамометрии.

Математико-статистическую обработку полученных данных мы проводили с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона. Степень связи шкал, на основании значений этого коэффициента мы оценивали по шкале Чеддока.

Также следует отметить, что в целях повышения удобства обработки результатов, мы присваивали всем респондентам мужского пола класс «1», а женского – «2», чтобы иметь возможность определять корреляции различных шкал с полом. Таким образом, все положительных корреляции с полом демонстрируют, что женщины набирают по данной шкале больше баллов, чем мужчины, и наоборот – отрицательная корреляция  указывает, на лидерство мужчин по данному измерению.

За область нормы в дальнейшем было принято среднее значение величины с одним стандартным отклонением в большую и меньшую сторону (M±SD).

Исследование проводилось на 18 учениках МБОУ СОШ №3 г. Смоленска младшего школьного возраста. Из них: 4 испытуемых мужского пола (22,22%), 14 – женского (77,77%); 3 в возрасте 7 лет (16,67%), 6 в возрасте 8 лет (33,33%), 5 в возрасте 9 лет (27,78%) и 4 в возрасте 10 лет (22,22%) (M=8,56, SD=1,04; 7,52≤x≤9,6).

При анализе полученных результатов нам удалось установить следующие связи: наиболее сильные связи (по шкале Чеддока – связи средней силы) были обнаружены у арифметического субтеста с ростом (0,64) и весом (0,56). Мы объясняем данный факт тем, что для продвижения в  арифметическом субтесте требуются специфические навыки устного счета, формирующиеся у детей с продвижением в старшие классы, т.е. те, кто набирал больше баллов в этом субтесте находились в более старших классах по отношению к испытуемым, набиравшим меньше. Такое объяснение подтверждается тем, что взаимосвязь результатов в арифметическом субтесте с классом (0,79, сильная положительная связь) выражена ярче, чем с возрастом (0,62, положительная  связь средней силы).

Другие обнаруженные значимые корреляции приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Обнаруженные значимые корреляции

Коррелирующие величины

Численное значение связи

Интерпретация связи

ST-3 и группа здоровья

0,43

Умеренная положительная связь

ST-3 и динамометрия правой руки

0,47

Умеренная положительная связь

ST-3 и динамометрия левой руки

0,38

Умеренная положительная связь

ST-6 и рост

0,24

Слабая положительная связь

ST-6 и вес

0,23

Слабая положительная связь

ST-6 и группа здоровья

0,21

Слабая положительная связь

ST-6 и динамометрия правой руки

0,23

Слабая положительная связь

ST-6 и динамометрия левой руки

0,19

Слабая положительная связь

ST-7 и рост

0,19

Слабая положительная связь

ST-7 и вес

-0,10

Слабая отрицательная связь

ST-7 и группа здоровья

0,23

Слабая положительная связь

ST-11 и рост

0,36

Умеренная положительная связь

ST-11 и вес

0,21

Слабая положительная связь

ST-11 и динамометрия правой руки

0,40

Умеренная положительная связь

ST-11 и динамометрия левой руки

0,35

Умеренная положительная связь

СКНИ и рост

0,43

Умеренная положительная связь

СКНИ и вес

0,24

Слабая положительная связь

СКНИ и группа здоровья

0,20

Слабая положительная связь

СКНИ и динамометрия правой руки

0,38

Умеренная положительная связь

СКНИ и динамометрия левой руки

0,33

Умеренная положительная связь

 

 

На основании визуального анализа корреляционных взаимосвязей, мы сделали вывод о том, что менее всего с физическим развитием связаны субтесты 7 («Недостающие детали») и 6 («Повторение цифр»).

Также, нами был обнаружен ряд корреляций не связанных непосредственно с темой исследования, но имеющих определенное научное значение: самые сильные взаимосвязи наблюдаются между динамометрией правой и левой руки (0,97, очень сильная положительная связь) и результатами по ST-11 и СКНИ (0,97, очень сильная положительная связь). Первая связь объясняется одинаковым (или с незначительной поправкой на мышечную асимметрию) уровнем развития мелкой моторики, а вторая – тем, что ST-11, в среднем, на 56% определяет СКНИ. Взаимосвязь между СКНИ и различными частными субтестами тоже значима, но в меньшей степени (с ST-3 – 0,60, Положительная связь средней силы; с ST-6 – 0,76, сильная положительная связь; с ST-7 – 0,52, положительная связь средней силы). Одной из наиболее значимых внутренних взаимосвязей между субтестами является связь между ST-6 и ST-11 (0,75, сильная положительная связь). Это объясняется нацеленностью данных субтестов на одинаковые свойства одних и тех же психических процессов.

Был обнаружен ряд корреляций субтестов и СКНИ с классом (с ST-6 – 0,43, умеренная положительная связь; с ST-7 – 0,50, положительная связь средней силы; с ST-11 – 0,53, положительная связь средней силы; с СКНИ – 0,66, положительная связь средней силы), при этом, связи каждого субтеста с классом сильнее, чем с возрастом (с ST-3 – 0,62, положительная связь средней силы; с ST-6 – 0,13, слабая положительная связь; с ST-7 – 0,02, связь практически отсутствует; с ST-11 – 0,23, слабая положительная связь), что позволяет говорить о положительном влиянии школьного обучения на формирование невербального интеллекта.

Корреляционная взаимосвязь коэффициента асимметрии с классом (0,30, умеренная положительная связь) сильнее, чем с возрастом (0,21, слабая положительная связь), что, на наш взгляд, связано с процедурным аспектом школьного обучения – письмом правой рукой.

Существуют выраженные связи между всеми показателями физического развития:

Таблица 2.

Обнаруженные связи между показателями физического развития

Коррелирующие величины

Численное значение связи

Интерпретация связи

Рост и вес

0,86

Сильная положительная связь

Рост и динамометрия правой руки

0,69

Положительная связь средней силы

Рост и динамометрия левой руки

0,65

Положительная связь средней силы

Вес и динамометрия правой руки

0,69

Положительная связь средней силы

Вес и динамометрия левой руки

0,69

Положительная связь средней силы

 

 

Состояние здоровья относительно слабо связанно с физическим развитием:

Таблица 3.

Обнаруженные связи физического развития и здоровья

Коррелирующие величины

Численное значение связи

Интерпретация связи

Группа здоровья и рост

0,34

Умеренная положительная связь

Группа здоровья и вес

0,12

Слабая положительная связь

Группа здоровья и динамометрия правой руки

0,27

Слабая положительная связь

Группа здоровья и динамометрия левой руки

0,20

Слабая положительная связь

 

 

Все антропометрические показатели физического развития сильнее связаны с возрастом (рост – 0,78, сильная положительная связь; вес – 0,72, сильная положительная связь; динамометрия правой руки – 0,70, сильная положительная связь; динамометрия левой руки – 0,69, положительная связь средней силы), чем с классом (рост – 0,55, положительная связь средней силы; вес – 0,40, умеренная положительная связь; динамометрия правой руки – 0,39, умеренная положительная связь; динамометрия левой руки – 0,34, умеренная положительная связь). Исходя из того факта мы сделали вывод о недостаточном влиянии обучения в школе на физическое развитие.

Группа здоровья имеет более выраженную взаимосвязь с классом (0,39, умеренная положительная связь), чем с возрастом (0,23, слабая положительная связь), что позволяет говорить о неблагоприятном влиянии школьного обучения на здоровье обучающихся.

Кроме того, анализируя взаимосвязи между всеми измеряемыми переменными и полом, становится очевидно, что испытуемые женского пола тенденциозно набирают меньше баллов по абсолютно всем переменным, кроме ST-7 (тенденциозно больше) и коэффициента асимметрии (не связан с полом). В области антропометрических данных это означает, что испытуемые мужского пола опережают испытуемых женского пола в физическом развитии, но, при этом, состояние здоровья у них хуже. В области невербального интеллекта это объясняется гендерными особенностями мышления – лицам женского пола характерно детальное, тактическое мышление (Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., Розанов В.В.). И даже не смотря на то, что мы не можем достоверно говорить о наблюдении ярких гендерных различий мышления, наблюдаются определенные задатки данных различий в младшем школьном возрасте. Это же подтверждается тем фактом, что сильнее всего испытуемые женского пола отстают от испытуемых мужского в субтестах «Арифметический» (-0,41, умеренная отрицательная связь) и «Повторение цифр» (-0,49, умеренная отрицательная связь), требующих более абстрактного, стратегического восприятия.

Все отмеченные нами связи действительны на уровне значимости p<0,05.

Выводы

  1. Можно говорить о том, что существует тенденциозная взаимосвязь невербального интеллекта и уровня развития физических качеств у детей младшего школьного возраста. При этом, слабее всего с физическим развитием связаны перцептивные способности, объем памяти и активное внимание.
  2. Школьное обучение положительно влияет на развитие невербального интеллекта.
  3. Школьное обучение отрицательно влияет на состояние здоровья школьников и слабо влияет на физическое развитие детей.
  4. Анализ антропометрических характеристик позволяет говорить о лидерстве испытуемых мужского пола в физическом развитии. При этом, состояние здоровья у них, как правило, хуже, чем у испытуемых женского пола.
  5. Можно говорить о тенденциозной взаимосвязи всех показателей физического развития.
  6. Процесс школьного обучения накладывает определенный отпечаток на физиологическое развитие детей, в частности, стимулирует развитие асимметрии мелких мышц верхних конечностей.
  7. Можно говорить о задатках гендерных различий мышления у детей младшего школьного возраста: для мальчиков характерна большая абстрактность мышления, для девочек – конкретность.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: в младшем школьном возрасте между физическим и интеллектуальным развитием существует прямая зависимость.

Список литературы

  1. Арсентьева В.П. Научные подходы к определению сущности интеллекта и интеллектуального развития // Аксиологические проблемы педагогики. — 2005. — № 2. — C. 106-115.
  2. Баранов А.А. Руководство по педиатрии. — С-Пб, 1999.
  3. Бахтина О.В. О некоторых теоретических подходах к проблеме развития интеллекта // Мир психологии. — 2007. — № 4. — C. 268-275.
  4. Быков Е.В. Исаев А.П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, 5. — C. 76-81.
  5. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. — Москва : Владос, 2008.
  6. Мазурин А.В. Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. — Москва : Медицина, 1986. — 29-30 c.
  7. Молохина Г.А. Возрастные и гендерные особенности стиля мышления студентов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2010.
  8. Перевощикова Н.К. Басманова Е.Д., Коба В.И., Опыт работы городского центра по пропоганде и поддержанию грудного вскармливания // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1997. — Т. 42, 2. — C. 59-61.
  9. Петрова С.О. Соотношение вербальных и невербальных компонентов в умственном развитии одаренных семиклассников // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 5. — C. 85-88.
  10. Слюсарева М.Н. Интеллектуальное развитие ребенка в онтогенезе // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал. — 2009. — № 8. — C. 94-98.