Уровневый подход к патологии эмоциональной системы
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Уровневый подход к патологии эмоциональной системы
Анализ нарушений эмоционального развития в рамках уровне вой моде ли позволяет выявлять механизмы возникновения и развития патологических явлений, их структуру. Рассмотрение взаимодействия уровней эмоциональной регуляции в процессе развития позволяет выявлять наиболее дефицитарные элементы системы и компенсаторные возможности. Анализ эмоциональной патологии в рамках уровневой модели возможен по нескольким направлениям. Во-первых, характеристика работы отдельных уровней в рамках их гипер- или гипофункции. Во-вторых, рассмотрение координационных процессов в систме эмоциональной регуляции.
Выделяется два основных типа нарушений в работе отдельных уровней эмоциональной системы: их гипер - или гипердинамия (Лебединский и др., 1990). Патология эмоциональной сферы может быть представлена широким спектром нарушений от легких форм дисфункции отдельных уровней до тяжелых повреждений структуры всей системы эмоциональной регуляции и выпадения отдельных ее механизмов. Уровень, находящийся в состоянии гипо- или гипердинамии, может нарушить координационные процессы, а в самых тяжелых случаях перестроить их таким образом, что остальные? уровни теряют свое самостоятельное значение и начинают обслуживать дефектный уровень.
Соотношение развития отдельных уровней эмоциональной регуляции может быть представлено в виде профиля развития эмоциональной регуляции (Лебединский, Бардышевская, 2002). В патологии такой профиль может; быть дискоординированным (с преобладанием элементов искажения), сниженным (с преобладанием элементов недоразвития), а также неустойчивым (с неустойчивыми координациями между уровнями).
Нарушение работы отдельно взятого уровня может выражаться в том, что тоническая Функция уровня начинает преобладать над смысловой, т.е. механизмы данного уровня теряют свое приспособительное значение и начинают работать по принципу аутостимуляции (Лебединский и др., 1990).
В норме на первом году жизни в системе эмоциональной регуляции формируется первое интегративное новообразование - устойчивая привязанность к взрослому. В результате уровень аффективной коммуникации начинает регулировать и интегрировать работу нижележащих базальных уровней. В результате координации четвертого и третьего уровней эмоциональной регуляции формируются такие новообразования как социальная референция и разделенный интерес. Мать берет на себя функцию регуляции страхов ребенка и стимулирует его познавательное развитие. В случае удовлетворительно сформированной привязанности к матери поддержка уровня аффективной коммуникации позволяет ребенку удовлетворительно преодолеть кризис одного года и перейти на новый уровень функционирования системы эмоциональной регуляции.
Протекание кризиса одного года в условиях депривации специально не изучалось. В психиатрической литературе существуют отдельные указания на тяжесть протекания кризиса одного года в условиях депривации, описаны явления субклинической депрессии и усиление стереотипий в данный период (Проселкова М.О., 2002). При этом вопрос о механизмах патологического протекания кризиса и об источниках компенсации специально не рассматривается.
В традициях отечественной возрастной психологии кризис трех лет рассматривается как внутренняя перестройка системы социальных отношений, когда поступки ребенка начинают мотивироваться не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми (Л.С.Выготский «Вопросы детской (возрастной) психологии»; Обухова, 1995). Подобная перестройка отношений; оказывается возможной в результате психологического отделения ребенка от родителей. Процесс отделения ребенка от объекта привязанности подробно рассматривается в работах М.Малер, посвященных рассмотрению стадий «индивидуации-сепарации».
В целом, можно говорить о том, что в основе кризиса трех лет лежит переход ребенка к личной автономии, частичное отделение от родителей. Важной составляющей в протекании кризиса трех лет является активное развитие личностной идентификации ребенка и личной автономии. Ребенок начинает воспринимать себя как независимого и отдельного субъекта активности. Увеличивается нагрузка на механизмы аффективной экспансии. При этом механизмы экспансии не могут нормально развиваться без организующего влияния высших уровней эмоциональной регуляции. Процесс перехода к личной автономии предъявляет новые требования к системе эмоциональной регуляции ребенка. Для осуществления данной задачи система эмоциональной регуляции ребенка должна быть достаточно развита, чтобы функционировать автономно от поддержки матери. В норме источником автономии становится переход к символическим формам саморегуляции. То есть в период кризиса трех лет особую роль начинают играть механизмы пятого уровня эмоциональной регуляции.
Переход к использованию механизмов символического уровня эмоциональной регуляции означает, что ребенок начинает самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние на основе накопленного позитивного эмоционального опыта. Основываясь на данном подходе, мы можем говорить, что развитие символического уровня эмоциональной регуляции тесно связано с особенностями раннего опыта привязанности ребенка к матери.
В соответствии с изложенными представлениями, изучение протекания возрастных кризисов было поставлено нами в центр исследования развития эмоциональной регуляции. Рассмотрение специфики протекания возрастных кризисов в контексте общей динамики развития позволяет наиболее полно охарактеризовать целостный процесс развития эмоциональной регуляции ребенка.