Психологические особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности
Конференция: LXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Психологические особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности
Аннотация. В статье говорится, о необходимости контроля отрицательных эмоциональных переживаний подростков. На сегодняшний день психологические особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности является одной из актуальных и злободневных тем.
Ключевые слова: тревожность, соревновательная деятельность, подростковый возраст.
Психологическое благополучие подростков - одна из самых актуальных и дискуссионных проблем среди школьных психологов, педагогов и родителей. Своевременность и качество выявления эмоциональных проблем, правильные коррекционные дейстивя со стороны взрослых позволяют занчительно снизить риск появления неблагоприятных признаков в развитии личности подростка. Одним из ярких проявлений эмоциональных проблем (тревожности) - нервный срыв. Исследование тревожности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение и развитие подростков.
Состояние подростковой тревожности - неизбежное и естественное состояние, возникающее в связи процессами, происходящими в подростковом возрасте: социализация, усвоение норм и ценностей окружения, усиление роли коммуникации, утрата статуса ребенка и появившиеся по этой причине новые требования со стороны общества. Можно согласиться со специалистами, которые утверждают, что временная подростковая тревожность - полезный опыт, который содействует благополучной социализации подростка при принятии новой социальной роли. Также можно сделать вывод и о том, что не чрезмерная тревожность, так называемая, адаптивная тревожность несет в себе пользу для подростка, в то же время чрезмерная интенсивность и продолжительная тревожности (дезадаптивная тревожность) оказывают, напротив, негативное влияние на организм и психику личности.
Подростковая тревожность обусловливаться, в первую очередь, процессом социализации в пределах его окружающей среды - как правило, это школа и иные места обучения и развития, в том числе спортивные секции [1]. Подросток, находясь в подвижной коммуникативной среде, вынужден постоянно актуализировать различные проявления эмоционально-личностных переживаний, как положительных, так и отрицательных. Психическое состояние подростковой тревожности - явление, которое обусловлено совокупностью ряда причин: подростковый возраст - многообразный феномен, период которого сопровождается стремлением к самореализации, к самоутверждению в связи с происходящими изменениями личности.
Наиболее частой причиной тревожности детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности являются причины, характеризующиеся сниженной приспособляемостью к ситуациям стрессогенного характера. Появление и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношение к себе [2]. Тревожности является ответом на опасность чего-то несуществующего и не явного, того, что не имеет какой либо выраженной конкретизации и наименования, однако грозит личности потерей себя - своего «Я». Каждая соревновательная деятельность часто сопровождается повышенными проявлениями тревожности у егоучастника, тем более, если участник - подросток. Так или иначе, тревожность оказывает влияние на успешность соревновательной деятельности. Чувство тревожности содействует деятельности в довольно простых для человека условиях и ситуациях, но препятствует в сложных.
На сегодняшний день наблюдается увеличение количества тревожных детей, которые отличаются повышенной тревожностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной нестабильностью. Как правло, при организации соревновательной деятельностидетей-подростков акцент ставится на физическоеи умственное развитие, а также на достижение результатов. Однако такой подход не учитывает особенности развития личности детей, ихличный опыт, эмоциональное отношение к себе и к миру, что естесственнным образом, приводит к возникновению различных неуправляемых проблем в формировании гармоничных отношений с самим собой, с окружающими людьми, и приспособлении к социальной среде. Состояние подростковой тревожности - неизбежное и естественное состояние, возникающее в связи процессами происходящими в подростковом возрасте: социализация, усвоение норм и ценностей окружения, усиление роли коммуникации, утрата статуса ребенка и появившиеся по этой причине новые требования со стороны общества. Можно согласиться со специалистами, которые утверждают, что временная подростковая тревожность - полезный опыт, который содействует благополучной социализации подростка при принятии новой социальной роли. Также можно сделать вывод и о том, что не чрезмерная тревожность, так называемая, адаптивная тревожность несет в себе пользу для подростка, в то же время чрезмерная интенсивность и продолжительная тревожности (дезадаптивная тревожность) оказывают, напротив, негативное влияние на организм и психику личности.
Подростковая тревожность обусловливается, в первую очередь, процессом социализации в пределах его окружающей среды -как правило, это школа и иные места обучения и развития, в том числе спортивные секции [3]. Подросток, находясь в подвижной коммуникативной среде, вынужден постоянно актуализировать различные проявления эмоционально-личностных переживаний, как положительных, так и отрицательных. Психическое состояние подростковой тревожности - явление, которое обусловлено совокупностью ряда причин: подростковый возраст - многообразный феномен, период которого сопровождается стремлением к самореализации, к самоутверждению в связи с происходящими изменениями личности.