Статья:

Психологические особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности

Конференция: LXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Гаттарова Л.Х., Гаттарова Л.Х. Психологические особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(66). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(66).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности

Гаттарова Лилия Хайдаровна
студент, Елабужского института КФУ, РФ, г. Елабуга
Гаттарова Лейсан Хайдаровна
студент, Елабужского института КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье говорится, о необходимости контроля отрицательных эмоциональных переживаний подростков. На сегодняшний день психологические особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности является одной из актуальных  и злободневных тем.

 

Ключевые слова: тревожность, соревновательная деятельность, подростковый возраст.

 

Психологическое благополучие подростков - одна из самых актуальных и дискуссионных проблем среди школьных психологов, педагогов и родителей. Своевременность и качество выявления эмоциональных проблем, правильные коррекционные дейстивя со стороны взрослых позволяют занчительно снизить риск появления неблагоприятных признаков в развитии личности подростка. Одним из ярких проявлений эмоциональных проблем (тревожности) - нервный срыв. Исследование тревожности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение и развитие подростков.

Состояние подростковой тревожности - неизбежное и естественное состояние, возникающее в связи процессами, происходящими в подростковом возрасте: социализация, усвоение норм и ценностей окружения, усиление роли коммуникации, утрата статуса ребенка и появившиеся по этой причине новые требования со стороны общества. Можно согласиться со специалистами, которые утверждают, что временная подростковая тревожность - полезный опыт, который содействует благополучной социализации подростка при принятии новой социальной роли. Также можно сделать вывод и о том, что не чрезмерная тревожность, так называемая, адаптивная тревожность несет в себе пользу для подростка, в то же время чрезмерная интенсивность и продолжительная тревожности (дезадаптивная тревожность) оказывают, напротив, негативное влияние на организм и психику личности.  

Подростковая тревожность обусловливаться, в первую очередь, процессом социализации в пределах его окружающей среды  - как правило, это школа и иные места обучения и развития, в том числе спортивные секции [1]. Подросток, находясь в подвижной коммуникативной среде, вынужден постоянно актуализировать различные проявления эмоционально-личностных переживаний, как положительных, так и отрицательных. Психическое состояние подростковой тревожности - явление, которое обусловлено совокупностью ряда причин: подростковый возраст - многообразный феномен, период которого сопровождается стремлением к самореализации, к самоутверждению в связи с происходящими изменениями личности.

Наиболее частой причиной тревожности детей подросткового возраста в период соревновательной деятельности являются причины, характеризующиеся сниженной приспособляемостью к ситуациям стрессогенного характера. Появление и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношение к себе [2]. Тревожности является ответом на опасность чего-то несуществующего и не явного, того, что не имеет какой либо выраженной конкретизации и наименования, однако грозит личности потерей себя - своего «Я». Каждая соревновательная деятельность часто сопровождается повышенными проявлениями тревожности у егоучастника, тем более, если участник  - подросток. Так или иначе, тревожность оказывает влияние на успешность соревновательной деятельности. Чувство тревожности содействует деятельности в довольно простых для человека условиях и ситуациях, но препятствует в сложных.

На сегодняшний день наблюдается увеличение количества тревожных детей, которые отличаются повышенной тревожностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной нестабильностью. Как правло, при организации соревновательной деятельностидетей-подростков акцент ставится на физическоеи умственное развитие, а также на достижение результатов. Однако такой подход не учитывает особенности развития личности детей, ихличный опыт, эмоциональное отношение к себе и к миру, что естесственнным образом, приводит к возникновению различных неуправляемых проблем в формировании гармоничных отношений с самим собой, с окружающими людьми, и приспособлении к социальной среде. Состояние подростковой тревожности - неизбежное и естественное состояние, возникающее в связи процессами происходящими в подростковом возрасте: социализация, усвоение норм и ценностей окружения, усиление роли коммуникации, утрата статуса ребенка и появившиеся по этой причине новые требования со стороны общества. Можно согласиться со специалистами, которые утверждают, что временная подростковая тревожность - полезный опыт, который содействует благополучной социализации подростка при принятии новой социальной роли. Также можно сделать вывод и о том, что не чрезмерная  тревожность, так называемая, адаптивная тревожность несет в себе пользу для подростка, в то же время чрезмерная интенсивность и продолжительная тревожности (дезадаптивная тревожность) оказывают, напротив, негативное влияние на организм и психику личности.

Подростковая тревожность обусловливается, в первую очередь, процессом социализации в пределах его окружающей среды  -как правило, это школа и иные места обучения и развития, в том числе спортивные секции [3]. Подросток, находясь в подвижной коммуникативной среде, вынужден постоянно актуализировать различные проявления эмоционально-личностных переживаний, как положительных, так и отрицательных. Психическое состояние подростковой тревожности - явление, которое обусловлено совокупностью ряда причин: подростковый возраст - многообразный феномен, период которого сопровождается стремлением к самореализации, к самоутверждению в связи с происходящими изменениями личности.

 

Список литературы:
1. Мэй Р. Смысл тревоги. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psylib.kiev.ua (дата обращения: 10.11.2019).
2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с. - (Серия «Учебник нового века»). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.koob.ru. (дата обращения: 10.11.2019).
3. Долгова Валентина Ивановна, Барышникова Елена Викторовна, Сергиенко Алена Юрьевна Изучение ситуативной тревожности у пятиклассников // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №6 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-situativnoy-trevozhnosti-u-pyatiklassnikov (дата обращения: 10.10.2019).