Статья:

Влияние стиля родительского воспитания на уровень культурной конгруэнтности младшего школьника

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Панькова О.М. Влияние стиля родительского воспитания на уровень культурной конгруэнтности младшего школьника // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(50).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние стиля родительского воспитания на уровень культурной конгруэнтности младшего школьника

Панькова Ольга Михайловна
магистрант, МГППУ, РФ, г. Москва

 

В отечественной психологии, формирование социальной личности происходит в рамках ее культурного развития, а  субъекта социума можно определить как субъекта культуры.

Культура является системой нормативных ситуаций (Н.Е. Веракса).

Развитие субъекта культуры происходит во взаимодействии самого субъекта с системой нормативных ситуаций.  Во время данного взаимодействия субъект реагирует, сознательно отражает нормативные ситуации и в разной степени проявляет соответствие культурным нормам в своем поведении, общении, деятельности. Соответствие поведения человека конкретной нормативной ситуации Л.Ф. Баянова предлагает понимать как проявление субъектом культурной конгруэнтности.

Люди с высокой культурной конгруэнтностью являются основой социального (или культурного) общества. Они - носители культурных ценностей и, как следствие, гаранты сохранности культуры и данного общества, в целом.

Младший школьный возраст является периодом смены ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.  Содействуют этому такие качества младшего школьника, как: высокая эмоциональность и активность, стремление подражать,         развитый уровень наглядно-образного мышления, а так же, высокая восприимчивость и стремление к развитию.

На основе выше перечисленных качеств у ребенка формируются и развиваются: словесно-логическое, абстрактное и конвергентное мышление, вербальные способности, аналитический склад ума, вся произвольная сфера контролируемая сознанием. Происходит стремительное развитие высших психических функций, которые служат фундаментом формирования системы культурных ценностей.

В данном периоде ребенок становится субъектом разнообразных видов человеческой деятельности. Его социальная активность стремительно возрастает и становится много разнообразнее, социальные отношения преумножаются. Такие социальные обстоятельства подразумевают большое количество культурно-нормативных ситуаций.

Ребенок в младшем школьном возрасте проживает наиболее благоприятный период для формирования личной системы культурных ценностей и освоения конвенциальных норм общества. Данные качества необходимы субъекту культуры, чтобы сознательно отражать нормативные ситуации и реагировать на них в соответствии с культурными нормами, другими словами, проявлять культурную конгруэнтность.

Выше сказанное определяет актуальность проблемы именно в младшем школьном возрасте.

Формирование социальной личности в рамках ее культурного развития происходит посредствам процесса интериоризации.

Культура, как система нормативных ситуаций, переходит извне во внутренний индивидуальный мир ребенка, наделяет его средствами познания, оценки и организации своего поведения.

Культура транслируется  в индивидуальное сознание в определенных условиях – в условиях социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития характеризуется социальными взаимоотношениями младшего школьника с окружающими его людьми, главным образом, взрослыми, как сознательными носителями культуры. В результате таких взаимоотношений через трансляцию существующих в культуре правил  и норм от взрослых к детям происходит социализация ребенка.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте приобретает явный характер нормативности, а культурная норма выражена в правилах и ритуалах. Это организует взаимодействие взрослого и ребенка: взрослый создает нормативную ситуацию, которая является культурным пространством, где ребенок присваивает правила данной культуры. В результате, изначально индивидное поведение ребенка в социальной ситуации меняется на культурное.

Ключевые факторы, регулирующие поведение младшего школьника в нормативной ситуации в большой степени, связаны со взрослыми. В младшем школьном возрасте круг значимых взрослых расширяется. Несмотря на это, роль семьи в развитии личности по степени влияния не может сравниться с другими социальными институтами. Семья – первый  воспитательный институт в процессе интериоризации. А родитель занимает в этом процесс ведущую роль. В семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения.

Выше сказанное позволило сформулировать цель исследования, как выявление взаимосвязи стиля семейного воспитания и культурной конгруэнтности младшего школьника.

За основу исследования взяты две методики:

  • «Методика определения уровня культурной конгруэнтности» на основе теоретического исследования Л.Ф.Баяновой;
  • Методика определения стиля родительского взаимодействия (Д. Готтман, Д. Деклер).

Были выдвинуты гипотезы:

  1. Степень культурной конгруэнтности младшего школьника зависит от стиля родительского взаимодействия.
  2. У детей, чьи родители при воспитании используют стиль «эмоциональный воспитатель» степень культурной конгруэнтности будет выше, чем у детей, чьи родители используют иные стили воспитания.

В результате корреляционного анализа установлена взаимосвязь с уровнем культурной конгруэнтности младшего школьника и стилями родительского воспитания «Эмоциональный воспитатель», «Отвергающий» и «Неодобряющий».

Связь уровня культурной конгруэнтности и стиля «Эмоциональный воспитатель» положительная: чем более выражен в поведении данный стиль, тем выше уровень культурной конгруэнтности отмечается.

Связь стилей «Неодобряющий» и «Отвергающий» и уровня культурной конгруэнтности – отрицательная: чем более выражены данные стили, тем более низкий уровень культурной конгруэнтности отмечается у младших школьников.

В результате анализа устойчивой связи между стилем родительского взаимодействия «Невмешивающийся» уровнем культурной конгруэнтности младшего школьника не установлено.

Таким образом, обе гипотезы подтвердились.                                 

Результаты исследования проанализированы и сделаны выводы о существенной значимости влияния семейного воспитания на уровень культурной конгруэнтности младших школьников

Изучение данного вопроса и результатов исследования, будут интересны и полезны при работе как в сфере семейного консультирования детско-родительских отношений, так и в сфере социальной работы в начальном образовании.

 

Список литературы:
1. Баянова Л.Ф., Шишова Е.О., З.Резазадех. Индивидуально-психологические особенности младших школьников при разном уровне культурной конгруэнтности. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2
2. Веракса Н. Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей / Н.Е. Веракса // Ежегодник Российскогопсихологического общества. – 2003
3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. - М.: Эксмо, 2005.
4. Готтман Д. Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. / Готтман Д. Деклер Д. – Манн, Иванов и Фербер, 2019
5. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2001.