ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
В последнее время интерес к определению основных факторов, обеспечиающих высокую результативность психотерапии в различных психо-диагностических категорий и терапевтических методов, возрастает, тем не менее, относительно мало внимания уделяется воздействию полученных исследовательских результатов на психологическую практику и учебные программы. В настоящей публикации описываются следующие основные составляющие комплексной психотерапевтической программы, которая фокусируется на формирование устойчивого психотерапевтического контакта как поддерживаемого практикой единого механизма преобразований в процессе психологической помощи.
Анализируются полученные в результате проведенных эмпирических наблюдений результаты, свидетельствующие о влиянии эмпатической участливости психотерапевта на формирование безопасных доверительных контактов, усиление ответственности клиентов и образование сильного психотерапевтического союза, а также рассматриваются возможные аспекты данных исследований в терапевтической работе.
Понятие "терапевтический альянс" подразумевает под собой соотношение между сотрудничеством и качеством взаимоотношений в психотерапии между клиентом и психологом.
Важность для адаптивного психоэмоционального становления отношений внимания, поддержки и формирования надежной и безопасной эмоциональной связи с человеком, обеспечивающим заботу, признается в экспериментах с обезьянами, проведенных Харлоу. Ключевая значимость паттернов привязанности, формируемых в раннем детстве, в особенности наличия надежной, защищенной связи с заботливым человеком, для формирования полноценных межличностных отношений в зрелом возрасте также отмечалась многими теоретиками [1, с.254].
Сопереживание психотерапевта и результаты клиента. Предложенная и сформулированная Роджерсом и его последователями в 1940-х и 1950-х годах, эмпатия терапевта получила большое признание, как характерная для психотерапевта способность была предложена в качестве фундамента для программ обучения помогающим профессиям [9, с.189].
Специалисты по изучению методов психотерапии обнаружили корреляцию между воспоминаниями клиентов об отношениях с родителями и их возможностями для формирования на ранних этапах терапии рабочего альянса и идентифицировали конкретный потенциал эмпатии психотерапевта для формирования надежных терапевтических связей и продуктивных результатов психотерапии [5, с.36].
В процессе общения эмпатия играет роль в создании специального метода восприятия, рассмотрения и утверждения информации, исходя из сопереживания. Сопереживание оказывает существенное воздействие при осуществлении процесса получения и обработки сведений о предмете коммуникации, мотивируя индивида к ее получению с целью повышения собственную вовлеченность в процесс коммуникации и действует как обратная связь обратной связи на уже собранную информацию. Во время общения эмпатия выступает в качестве регулятор интерперсонального общения, предоставляя оценки и прогнозы наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников общения. Сопереживание вносит поправки в избираемые формы интеракции по принципу отдачи в пользу максимально возможных вариантов поведения, наиболее благоприятных и наименее травмирующих [4, с.201]
Не существует какого-либо единственного, общепринятого и согласованного между собой содержания определения эмпатии.
Необходимо обобщить ряд современных определений в словарях, чтобы составить список существенных признаков [7, с.197]:
1. Эмпатия носит интерперсональный и однонаправленный аспект, оказываемый одним человеком другому.
2. Эмпатия рассматривается в качестве способности или навыка, а в некоторых случаях - как действие.
3. Эмпатия подразумевает широкий диапазон соответствующих умственных способностей/действий, включая понимание чувств, взглядов, опыта или мотивов, осознание, понимание ощущений, взглядов, переживаний или мотивов другого человека.
Осуществляется посредством: активного включения в переживания другого, описываемые по-разному в терминах, воображения, разделения или идентификации.
Основные социально-психологические условия, где возникает, формируется и реализуется эмпатия, - это межличностное сотрудничество.
В эмпатические функции психолога консультанта входит также эмпатическое слушание, однако зачастую рефлексивное слушание ошибочно рассматривается как дословное повторение речи клиента. Кроме того, его концептуальное значение крайне редко раскрывается в учебниках. По этим соображениям рефлексивное слушание иногда карикатурно изображается терапевтами как механическое повторение слов клиента. Рефлексивное слушание - это комплексная практика, которая неоднократно пересматривалась на протяжении карьеры Роджерса и получила ряд дополнительных значений в контексте современных подходов к терапии [8, с.354].
Соответственно, рефлексивное слушание может быть может восприниматься как неискренность, потенциально нарушая одно из основных условий эффективной Роджерсовской психотерапии: конгруэнтность терапевта [2].
На протяжении нескольких последних декад интенсивно анализировалась и рассматривалась концептуальная сторона понятия "рефлексия". Условно различают следующие направления разработки концепций рефлексии. Основная направленность - ориентация на использование в психологии естественно-научного метода, который отвергает идею о рефлексивности в качестве ненужного инструмента описания феноменов сознания [3,с.30]. А. Буземан в качестве самостоятельной сферы деятельности психологической научной отрасли определил направление психологии рефлексии. В его понимании, "рефлексия - это переработка опыта от окружающего мира к собственному "Я".
Представители гуманистического и когнитивного направления психологии по сути не отвергают концепцию рефлексии, однако в своей практике крайне мало употребляют ее в качестве пояснительного термина. Согласно Пиаже, "рефлексия - это закономерный процесс, отличающийся познанием определенной зависимости заложенной в объект и оказываемое на него влияние, после чего осуществляется преобразование в понятие".
Для отечественной науки психологии свойственна еще одна черта в изучении отражения. "Отражение, она же рефлексия, в рассматриваемом варианте служит разъяснительным элементом процесса формирования способности к самовосприятию и развития психики в едином комплексе. Акцентируется отношение отражения к процессу размышления; процесс размышления составляет обязательный состав рефлексии и выступает в качестве ее непосредственного объекта.
Концепция рефлексии с общетеоретической точки зрения трактуется как средство активного восприятия индивидом с помощью отражения тех видов смыслового и ценностного наполнения индивидуального опыта содержания личности в сознании, активности и коммуникации.
С точки зрения перспективы, рефлексивность составляет неотъемлемую составляющую полноценного мышления и определяется как готовность субъекта к интроспекции и переработке социально-объектных взаимосвязей с объектами и явлениями внешнего мира. Рефлексивность связана с самоанализом человека и нацелена на выявление содержательного наполнения личного глубинного смысла.
Мыслительный процесс как метопознавательное действие проявляется в виде следующего элемента размышлений субъекта, нацеленного на осознавание и понимание имеющихся у него способов и условий, способность подвергать анализу и оценке отдельные аспекты мышления. А.Н. Леонтьев утверждает, несомненно, в том, что "рефлексия - это аппарат, обеспечивающий взаимосвязи между значениями индивидуального характера личности субъекта и операционно-предметной составляющей его мыслей [6].
В качестве субъекта рефлексии выступают собственно субъективные предпосылки активности. Как следствие, в каждом явлении содержания личности и поступках он видит, во-первых, действие и, во-вторых, его волнуют не заложенные в этом действии объективные предпосылки а его социальные, глубинные, психологические предпосылки.
Место наблюдателя при рефлексивном анализе не является необусловленным, его позиция неизменно связана с эксплицитной или имплицитной оценкой или стандартом, по отношению к которому он проводит анализ собственной эффективности. Вследствие отражения рефлексии возникает расхождение значений (или правил) с реальными основаниями действия, что часто приводит к осознанию того и другого впервые и побуждает к пересмотру либо первоначальных значений, либо оснований деятельности ( побуждений, утверждений и т.д.) [4, с.210].
Личные качества, являющиеся важными для психолога с профессиональной точки зрения, особенно актуальны для специалиста. Деятельность психолога подвергается оценке на предмет соотнесения с совершенным образцом личности, реализующей в реальности благоприятные достижения, получаемые с посредством результативных психотехнических приемов.