Статья:

Управление процессом профессионального самоопределения у старшеклассников

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шугар А.А. Управление процессом профессионального самоопределения у старшеклассников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(22).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление процессом профессионального самоопределения у старшеклассников

Шугар Алина Александровна
магистрант, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Профессиональное самоопределение предполагает осознание человеком своего места в огромном разнообразии профессий и поиск личностного смысла в выполняемой деятельности. Оно определяет не только вектор профессионального развития, но и биографию человека, придает жизни  личностный смысл, позволяет реализовать себя в социуме. Процессы, происходящие в обществе, делают актуальной проблему профессионального самоопределения старшеклассников, перед которыми стоит задача выбора профессии. От успешности профессионального самоопределения зависит эффективность жизни человека в будущем. Поэтому важно развивать методы и формы профессионального самоопределения, формировать положительную мотивацию  учащихся к потенциальной возможности учиться и в дальнейшем работать по выбранному направлению подготовки. Необходимо формирование системы профориентационной работы, способствующей профессиональному самоопределению учащихся в соответствии со способностями, интересами, особенностями и запросами рынка труда [1].

Охарактеризуем психологические особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.

1. Учет индивидуальных и личностных особенностей старшеклассника.

В старшем школьном возрасте осуществляется переход к систематическому усвоению теоретических основ различных учебных дисциплин. Для учеб­ного процесса свойственно обобщение знаний по различным предметам, установление межпредметных связей, что создает основу для овладения наиболее общими законами природы и общественной жизни. Это приводит к взаимо­связанному формированию у учащихся обоб­щенной и систематизированной научной картины мира и расширяет ту среду, в которой живет старшеклассник: его ми­ровоззрение оказывает влияние на все психическое развитие, и определяет развитие познавательной деятельности, самосознания, самовоспитания и направленность личности старшего школьника.

В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям. Выбор профессии должен быть согласован с индивидуальными особенностями личности.

2. Изучение предпосылок профессионального самоопределения и их устойчивости.

Главный показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и осмысленность профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Без  достаточно развитого чувства профессионального самоопределения трудно установить взаимодействие между человеком и избираемой им деятельностью. Основная цель профессионального самоопределения – формирование внутренней готовности самостоятельно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.

3. Использование современных технологий в профориентационной работе со старшеклассниками.

Задачи профессиональной ориентации учащейся молодежи должны решаться с использованием различных форм, методов и технологий. Основными формами в профессиональной ориентации обучающихся являются: аудиторные (профориентационные занятия, встречи с ведущими специалистами и т.д.) и внеаудиторные (олимпиады, конференции и т.д.).

Основные методы профориентационной работы:

- информационный метод направлен на обеспечение разнообразной информацией о современных профессиях, учебных заведениях, о современном рынке труда и т.д. (беседы, дискуссии, диспуты, встречи с представителями профессий и т.д.);

- активизирующий метод направлен на формирование готовности и способности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального пути (опросники, настольные игры, анализ кейсов и т.д.);

- развивающий метод ставит целью формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства (тренинги, мастер-классы, деловые игры и т.д.);

- диагностико-консультационные методы профориентации (интервью-собеседование, анкетирование, профориентационное консультирование и т.д.). 

Помочь учащимся в выборе профессии – означает необходимость в специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессий с дальнейшим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной сфере деятельности. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности [4]. Говоря о профессиональной ориентации, Н. С. Пряжников утверждает, что ее итогом является профессиональное самоопределение личности, поскольку именно профессиональный труд дает человеку возможность реализовать основные замыслы жизни [3]. Эффективность профориентационной работы  определяется по тому, сколько учащихся выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их способностями и требованиями выбираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их предпочтениями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.

С целью изучения уровня профессионального самоопределения старшеклассников, мы провели ряд диагностических методик, которые  выявили неготовность старшеклассников сделать профессиональный вырод на данном этапе. «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е.А. Климова показал большую принадлежность старшеклассников к типу профессии «человек-человек» - 36%;  16% учащихся - к типу профессии «человек-техника»; 8%  - «человек-человек»; 19% - «человек – художественный образ»; 21% - «человек природа». Анкета профессионального самоопределения (Г.В. Резапкиной) определила, что большинство респондентовне определились с выбором профессии. Из результатов методики А.П. Чернявской «Профессиональная готовность», делаем вывод, что профессиональная готовность у респондентов низкая - у 38%  учащихся (16 чел.), средняя - у 46% (19 чел.)  и 16% (7 чел.) имеют высокий уровень самооценки.

Результаты диагностической программы свидетельствуют о необходимости дополнительной работы по профориентации с учащимися с использованием интерактивных технологий для актуализации процесса профессионального самоопределения, получения знаний о себе и современном мире профессий, выявления наличия у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания.

С учетом полученных результатов была разработана программа мероприятий, направленных на повышение уровня профессионального самоопределения. Программа представляет собой 16 занятий, включающих беседы, мини-лекции, тестирование, дискуссии, круглые столы, тренинги и т.д.

Каждое из занятий преследовало цели, направленные на повышение профессионального самоопределения, например:

  • Развитие профессиональных качеств, формирование ответственности за профессиональный выбор, расширение и закрепление знаний об особенностях профессий в соответствии со способностями, интересами старшеклассников;
  • Формирование знаний о себе, коммуникативных способностей и социальных навыков;
  • Формирование чувства уверенности, повышение самооценки; поддержание позитивной самооценки;
  • Раскрыть творческий потенциал учащихся;
  • Развитие у старшеклассников мотивации к выбору профессии;
  • Сформировать представления учащихся о постановке целей, развить навыки целеполагания

Заключением исследовательской работы являлось подведение итогов и повторная диагностика старшеклассников, которая показала повышение уровня профессиональной готовности, и развития важных для выбора профессии качеств, а также разработку рекомендаций для педагогов-психологов, направленных по повышению уровня профессионального самоопределения старшеклассников.

 

Список литературы:
1. Бодров, В.А. Психологические особенности профессиональной деятельности: хрестоматия / В.А. Бодров. – М. : Логос, 2007. – 109 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. –   М: Академия, 2012. –  304 с.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 256 с. 
4. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и выбор профессии: учеб. пособие для предпрофильной подготовки учащихся школ г. Москвы, 9 класс  / С.Н. Чистякова. ОИЦ «Академия». - 2012. – 235 с.