Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматриваются проблемы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Приводится описание диагностической и коррекционно-развивающей программ, применяемых для исследования и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста – одна из значимых в начальной школе. Еще большую актуальность эта проблема приобретает применительно к младшим школьникам с задержкой психического развития (ЗПР). Она находит свое выражение в сложности установления этими детьми нормальных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Это объясняется тем, что для детей с ЗПР характерны: выраженная зависимость поведения от внешнего контроля, эмоциональная незрелость, «недостаточный интерес к окружающим людям, пассивность и импульсивность. Это проблема усугубляется и тем, что по статистическим данным дети с задержкой психического развития составляют около 50% среди неуспевающих младших школьников. Следует также отметить недостаточность исследования вопросов проявления агрессии у младших школьников с задержкой психического развития [2].
Проблемой изучения агрессии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимались такие ученые как: Л.Н. Винокуров, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А. Бандура, А. Басса, Л. Берковитц, Р. Бэронн и Д. Ричардсон, С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцев, И.А. Фурмонов и др.
Целью нашего исследования стали изучение и коррекция агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В соответствии с целью исследования нами была разработана диагностическая программа, в которую вошли следующие методики: Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев; Тест руки (HAND TEST) Э. Вагнер; Методика Басса-Дарки; Методика оценки уровня школьной тревожности Филлипса; Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
Базой исследования явилось ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4». В исследовании принимали участие шесть детей четвертого класса с задержкой психического развития.
Обобщая результаты, полученные в ходе применения данной диагностической программы, мы сделали следующие выводы. У детей наиболее ярко выражены вербальная и физическая агрессия (как прямая, так и косвенная). Следует обратить внимание на высокий уровень школьной тревожности. Полученные результаты свидетельствуют и о том, что у многих детей обнаружен высокий уровень негативизма и обиды, что выражается в оппозиционной манере в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
После анализа результатов диагностики была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на уменьшение агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи коррекционно-развивающей программы: 1) ослабление негативных эмоций, улучшение эмоционального состояния ребенка; 2) уменьшение агрессивных и враждебных реакций; 3) уменьшение уровня школьной тревожности; 4) обучение детей навыкам саморегуляции.
При составлении коррекционно-развивающей программы учитывались следующие условия: организация и содержание коррекционного воздействия должны ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; необходимость использования специальных упражнений направленных уменьшение агрессивного поведения; усиление мотивации к практической деятельности
Форма проведения: групповая и индивидуальная. Одно занятие 25–30 минут. Структура занятий включает в себя: 1) организационный момент (подготовка к проведению занятий, ознакомление с планом); 2) основную часть – приветствие – обсуждение домашнего задания – работа по теме (дискуссии, упражнения, игры) – домашнее задание – ритуал прощания; 3) рефлексия (закрепление полученных знаний, беседа с детьми).
Приведем сводную характеристику нашей коррекционно-развивающей программы и включенных в нее занятий.
Таблица 1.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение агрессивности в поведении у детей младшего школьного возраста с ЗПР
№ занятия |
Содержание занятия |
Цели занятия |
1 |
1. Снежный ком 2. Приветствие «Я сегодня не грущу». 3. Упражнение «Угадай мелодию». 4. Игра «Передай маску». 5. Упражнение «Выгоним злость». 6. Упраждение «Доброе животное». 7. Рефлексия. Релаксация 8. под музыку. |
1) знакомство с группой; 2) знакомство с разными способами выражения эмоций; 3) тренировка умения адекватно выражать эмоции; 4) снятие эмоционального напряжения. |
2 |
1. Приветсвие «Я рад тебя видеть». 2. Упражнение «Радостный-грустный». 3. Этюд «Встреча с другом». 4. Упражнение «Рисуем радость». 5. 5.Рефлексия. |
1) первичное знакомство с чувством радости; 2) развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; 3) развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. |
3 |
1. Приветствие «Я рад тебя видеть». 2. Сказка «Сердитый дедушка». 3. Упражненине «Что я чувствую». 4. Игра «Снежки». 5. 5.Рефлексия. Релаксация в бассейне |
1) знакомство с чувством злости; 2) тренировка умения различать эмоции; 3) снятие эмоционального напряжения. |
4 |
1. «Ссора». 2. «Обзывалки». 3. «Два барана». 4. 4.Физминутка. |
1) коррекция и развитие адекватных форм поведения; 2) коррекция вербальной агрессии; 3) коррекция невербальной агрессии. |
5 |
1. «Толкалки». 2. «Жужа». 3. «Рубка дров». 4. «Да и нет».
|
1) коррекция и развитие контролируемого поведения; 2) стимуляция разрядки агрессивных импульсов; 3) коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения; 4) коррекция негативных поведенческих реакций. |
6 |
1. «Слоненок с шариками». 2. «Смешные клоуны». 3. «Пчелка». 4. 4.Физминутка. |
1) коррекция агрессивного поведения; 2) коррекция негативных поведенческих реакций; 3) коррекция страхов; |
7 |
1. Приветствие «Я чувствую себя вот так». 2. Упражение «Толстые мысли». 3. Игра «Мусорная корзина». 4. Упражнение «Рисуем картинки в уме». 5. Упражнение доброе животное». 6. 6.Релаксация в бассейне. |
1) закрепление полученных навыков изменения отношения к ситуации; 2) обучение детей навыкам саморегуляции эмоционального состояния; 3) снятие эмоционального напряжения. |
8 |
1. Приветствие «Я рад тебя видеть». 2. Упражнение «Передай маску». 3. Упражнение «Выгоним злость». 4. Игра «Снежки». 5. Упражнение «Доброе животное». 6. 6.Релаксация под музыку. |
1) обучение детей навыкам саморегуляции эмоционального состояния; 2) снятие эмоционального напряжения.
|
9 |
1. Приветствие «Я чувствую себя вот так». 2. Игра «Снежки». 3. Беседа «Чему я научился». 4. Упражнение «Доброе животное». 5. 5. Релаксация в бассейне. |
1) закрепление полученных навыков саморегуляции; 2) закрепление чувства общности; 3) снятие эмоционального напряжения. |
10 |
1. Упражнение «Апельсин (или лимон)». 2. Упражнение «Сдвинь камень». 3. Упражнение «Черепаха». 4. Упражнение «Расслабление в позе морской звезды». 5. 5. Физкультминутка. |
1) обучение ребенка управлению своим гневом; 2) снижение уровня школьной тревожности. |
11 |
1. «Настроение и походка». 2. «Разрывание бумаги». 3. «Воздушный шарик» 4. «Иголка и нитка». 5. Физкультминутка.
|
1) снижение уровня школьной тревожности; 2) снижение напряжения, дать детям возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги; 3) преодоление тревожности, застенчивости, зажатости. |
12
|
1. Приветствие «Посылаем любовь». 2. Упражнение «Сосулька». 3. «Избавление от тревог». 4. «Я за тебя отвечаю». 5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу». |
1) снижение уровня школьной тревожности; 2) снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации; 3) развитие уверенности в себе. |
Таким образом, в результате нашего исследования были выявлены агрессивные проявления характерные для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и составлена коррекционно- развивающая программа, направленная на уменьшение агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.