Статья:

Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Ракитина В.В. Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Ракитина Вера Вадимовна
студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», РФ, г. Тула
Бут-Гусаим Марина Валерьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры специальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», РФ, г. Тула

 

В статье рассматриваются проблемы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Приводится описание диагностической и коррекционно-развивающей программ, применяемых для исследования и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста – одна из значимых в начальной школе. Еще большую актуальность эта проблема приобретает применительно к младшим школьникам с задержкой психического развития (ЗПР). Она находит свое выражение в сложности установления этими детьми нормальных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Это объясняется тем, что для детей с ЗПР характерны: выраженная зависимость поведения от внешнего контроля, эмоциональная незрелость, «недостаточный интерес к окружающим людям, пассивность и импульсивность. Это проблема усугубляется и тем, что по статистическим данным дети с задержкой психического развития составляют около 50% среди неуспевающих младших школьников. Следует также отметить недостаточность исследования вопросов проявления агрессии у младших школьников с задержкой психического развития [2].

Проблемой изучения агрессии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимались такие ученые как: Л.Н. Винокуров, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А. Бандура, А. Басса, Л. Берковитц, Р. Бэронн и Д. Ричардсон, С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцев, И.А. Фурмонов и др.

Целью нашего исследования стали изучение и коррекция агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В соответствии с целью исследования нами была разработана диагностическая программа, в которую вошли следующие методики: Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев; Тест руки (HAND TEST) Э. Вагнер; Методика Басса-Дарки; Методика оценки уровня школьной тревожности Филлипса; Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

Базой исследования явилось ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4». В исследовании принимали участие шесть детей четвертого класса с задержкой психического развития.

Обобщая результаты, полученные в ходе применения данной диагностической программы, мы сделали следующие выводы. У детей наиболее ярко выражены вербальная и физическая агрессия (как прямая, так и косвенная). Следует обратить внимание на высокий уровень школьной тревожности. Полученные результаты свидетельствуют и о том, что у многих детей обнаружен высокий уровень негативизма и обиды, что выражается в оппозиционной манере в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

После анализа результатов диагностики была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на уменьшение агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Задачи коррекционно-развивающей программы: 1) ослабление негативных эмоций, улучшение эмоционального состояния ребенка; 2) уменьшение агрессивных и враждебных реакций; 3) уменьшение уровня школьной тревожности; 4) обучение детей навыкам саморегуляции.

При составлении коррекционно-развивающей программы учитывались следующие условия: организация и содержание коррекционного воздействия должны ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; необходимость использования специальных упражнений направленных уменьшение агрессивного поведения; усиление мотивации к практической деятельности

Форма проведения: групповая и индивидуальная. Одно занятие 25–30 минут. Структура занятий включает в себя: 1) организационный момент (подготовка к проведению занятий, ознакомление с планом); 2) основную часть – приветствие – обсуждение домашнего задания – работа по теме (дискуссии, упражнения, игры) – домашнее задание – ритуал прощания; 3) рефлексия (закрепление полученных знаний, беседа с детьми).

Приведем сводную характеристику нашей коррекционно-развивающей программы и включенных в нее занятий.

Таблица 1.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение агрессивности в поведении у детей младшего школьного возраста с ЗПР

№ занятия

Содержание занятия

Цели занятия

1

1.    Снежный ком

2.    Приветствие «Я сегодня не грущу».

3.    Упражнение «Угадай мелодию».

4.    Игра «Передай маску».

5.    Упражнение «Выгоним злость».

6.    Упраждение «Доброе животное».

7.    Рефлексия. Релаксация

8.    под музыку.

1) знакомство с группой;

2) знакомство с разными способами выражения эмоций;

3) тренировка умения адекватно выражать эмоции;

4) снятие эмоционального напряжения.

2

1.      Приветсвие «Я рад тебя видеть».

2.      Упражнение «Радостный-грустный».

3.      Этюд «Встреча с другом».

4.      Упражнение «Рисуем радость».

5.      5.Рефлексия.

1) первичное знакомство с чувством радости;

2) развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

3) развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

3

1.      Приветствие «Я рад тебя видеть».

2.      Сказка «Сердитый дедушка».

3.      Упражненине «Что я чувствую».

4.      Игра «Снежки».

5.      5.Рефлексия. Релаксация в бассейне

1) знакомство с чувством злости;

2) тренировка умения различать эмоции;

3) снятие эмоционального напряжения.

4

1.   «Ссора».

2.   «Обзывалки».

3.   «Два барана».

4.   4.Физминутка.

1) коррекция и развитие адекватных форм поведения;

2) коррекция вербальной агрессии;

3) коррекция невербальной агрессии.

5

1.      «Толкалки».

2.      «Жужа».

3.      «Рубка дров».

4.      «Да и нет».

 

1) коррекция и развитие контролируемого поведения;

2) стимуляция разрядки агрессивных импульсов;

 3) коррекция у детей нежелательных черт характера и по­ведения;

4) коррекция негативных поведенческих реакций.

6

1.      «Слоненок с шариками».

2.      «Смешные клоуны».

3.      «Пчелка».

4.      4.Физминутка.

1) коррекция агрессивного поведения;

2) коррекция негативных поведенческих реакций;
2) стимуляция разрядки вербальной агрессии;

3) коррекция страхов;
4) развитие групповой сплоченности, повышение у детей уверенности в себе.

7

1.      Приветствие «Я чувствую себя вот так».

2.      Упражение «Толстые мысли».

3.      Игра «Мусорная корзина».

4.      Упражнение «Рисуем картинки в уме».

5.      Упражнение доброе животное».

6.      6.Релаксация в бассейне.

1) закрепление полученных навыков изменения отношения к ситуации;

2) обучение детей навыкам саморегуляции эмоционального состояния;

3) снятие эмоционального напряжения.

8

1.      Приветствие «Я рад тебя видеть».

2.      Упражнение «Передай маску».

3.      Упражнение «Выгоним злость».

4.      Игра «Снежки».

5.      Упражнение «Доброе животное».

6.      6.Релаксация под музыку.

1) обучение детей навыкам саморегуляции эмоционального состояния;

2) снятие эмоционального напряжения.

 

9

1.      Приветствие «Я чувствую себя вот так».

2.      Игра «Снежки».

3.      Беседа «Чему я научился».

4.      Упражнение «Доброе животное».

5.      5. Релаксация в бассейне.

1) закрепление полученных навыков саморегуляции;

2) закрепление чувства общности;

3) снятие эмоционального напряжения.

10

1.    Упражнение «Апельсин (или лимон)».

2.    Упражнение «Сдвинь камень».

3.    Упражнение «Черепаха».

4.    Упражнение «Расслабление в позе морской звезды».

5.    5. Физкультминутка.

1) обучение ребенка управлению своим гневом;

2) снижение уровня школьной тревожности.

11

1.   «Настроение и походка».

2.   «Разрывание бумаги».

3.   «Воздушный шарик»

4.   «Иголка и нитка».

5.   Физкультминутка.

 

1) снижение уровня школьной тревожности;

2) снижение напряжения, дать детям возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги;

3) преодоление тревожности, застенчивости, зажатости.

12

 

1.   Приветствие

«Посылаем любовь».

2.   Упражнение «Сосулька».

3.   «Избавление от тревог».

4.   «Я за тебя отвечаю».

5.   Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

1) снижение уровня школьной тревожности;

2) снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации;

3) развитие уверенности в себе.

 

Таким образом, в результате нашего исследования были выявлены агрессивные проявления характерные для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и составлена коррекционно- развивающая программа, направленная на уменьшение агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

 

Список литературы:
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
3. Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии / С.Н. Еникополов // Школа здоровья. – 2006. – №3. – С. 31–39.