Статья:

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Данилочкина А.А. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(149). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(149).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Данилочкина Анастасия Алексеевна
студент, Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Самарской области "Сызранский политехнический колледж" (ГБПОУ "СПК"), РФ, г. Сызрань
Котова Елена Валериевна
научный руководитель, Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Самарской области "Сызранский политехнический колледж" (ГБПОУ "СПК"), РФ, г. Сызрань

 

Проблема влияния семейного воспитания, на формирование отклоняющего поведение подростков весьма актуальна в наши дни. Преподаватели колледжа отмечают, что студентов первых и вторых курсов с отклоняющимся поведением с каждым годом становится все больше. Всем известно, что семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак — легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация — жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Но в настоящее время наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15— 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя». Статистика по колледжу подтверждает это, на сегодняшний день, в нашем колледже насчитывается 70 % неполных семей. Как правило, в неполной семье, усложняются процессы семейного воспитания, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата, частичное безработица и необеспеченность. Все это, снижает уровень взаимоотношений внутри самой семьи, эмоционального настроя, не создает благоприятных условий для общения в семье, а в результате в таких семьях создаются благоприятные условия для формирования отклоняющегося поведения у подростков.

Целью данной исследовательской  работы является - проанализировать влияние семейного воспитания на формирование отклоняющего поведения подростков.

Задачами данной исследовательской работы являются:

  • проанализировать основные подходы к изучению влияния семейного воспитания на формирование отклоняющего поведения подростков в психолого–педагогической литературе;
  • рассмотреть особенности семейного воспитания, основные виды отклоняющего поведения;
  • проанализировать методы изучения влияния семейного воспитания на формирование отклоняющего поведения подростков;
  • исследовать влияния семейного воспитания на формирование отклоняющего поведения подростков;

Объект исследовательской  работы – семья и воздействие семьи на подростков.

Предмет исследовательской  работы - влияние семейного воспитания на формирование отклоняющего поведения подростков.

При написании данной исследовательской работы была выдвинута следующая гипотеза: семейное воспитание оказывает влияние на формирование отклоняющего поведения подростков.

При выполнении данной исследовательской работы использовалась методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого).

Опросник Басса-Дарки (Buss-DurkeyInventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

В ходе исследовательской работы мною были обследованы 25 подростков в возрасте о16 до 17 лет. Я использовала методику диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого).В своей методике А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

  • физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
  • косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
  • раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
  • негативизм - оппозиционна манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
  • обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
  • подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред;
  • вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов;
  • чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоял из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечали "да" или "нет". Ответы оценивались по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности являлась величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращалось внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. При составлении опросника использовались принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Испытуемые, прослушивая зачитываемые мною утверж­дения, примеряли их, насколько они соответствовали их стилю поведения, их образу жизни, и отвечали од­ним из четырех возможных ответов: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет». При обработке данных в обычных условиях ответы «да» и «пожалуй, да» объединяла и суммировала, так же как и ответы «нет» и «пожалуй, нет». При обработки результатов испытания по опроснику применила ключ, где:

«1». Физическая агрессия (к=11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.

«2». Вербальная агрессия (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.

«3». Косвенная агрессия (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.

«4». Негативизм (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-.

«5». Раздражение (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.

«6». Подозрительность (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.

«7». Обида (к=13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

«8». Чувство вины (к=11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.

Номера вопросов со знаком «—» требовали и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «да», то я его регистрировала как ответ «Нет», если был ответ «Нет», регистрировала как ответ «да». Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяла получить удобные для сопоставления нормированные показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитывались). Суммарные показатели:(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА - индекс агрессивности; («6» + «7»): 2 = ИВ — индекс враждебности.

Результаты исследования. В ходе обработки данных у 68% (17чел.) были выявле­ны показатели агрес­сии: использование физической силы против другого лица; выражение негативных чувств через форму (ссо­ра, крик, визг),оппозиционная форма поведения, склонность к раздражению, склонность к недоверию и осторожному отношению к людям. Все 17 подростков из неполных семей.

 

Список литературы:
1. Алворд М., Бэйкер П. Работа с проблемным ребенком: интегрированный психологический подход // Материалы семинара. М., 1995. 
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
3. Васильева А. К. Структура семьи. — М., 2008.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 2006.