Статья:

Исследование взаимосвязи личностных особенностей с мотивационной сферой в студенческом возрасте

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Афанасьева Е.А. Исследование взаимосвязи личностных особенностей с мотивационной сферой в студенческом возрасте // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(69).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование взаимосвязи личностных особенностей с мотивационной сферой в студенческом возрасте

Афанасьева Екатерина Андреевна
магистрант, Института педагогики и психологии Брянского государственного университета, РФ, г. Брянск

 

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь личностных особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте. Эмпирическое исследование проводилось с помощью опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана и 16-факторного личностного опросника Кеттелла (16 PF). Представлены результаты, полученные с помощью математико-статистической обработки данных.

 

Ключевые слова: Мотивационная сфера, личности, студенты разных направлений подготовки, личночностные  особенности.

 

В студенческом возрасте  происходит поиск жизненных и профессиональных смыслов. На разных этапах студенческого возраста изменяются мотивы и деятельность студентов. Ведущей является учебная деятельность. Она интенсивно влияет на развитие психических процессов, на приобретение новых профессионально важных знаний, навыков умений. Говоря о студентах, то они находятся на одном из важнейших этапов жизни, где начинают принимать важные решения, которые повлияют на их судьбу.

Мотивационная сфера личности определяется как структурная система мотивов  образующая ядро личности. Для взрослого человека одним из важнейших качеств является – способность управлять своим поведением  [1].

Одним из важнейших качеств у студентов является мотив творческого достижения. Чувство потребности в достижениях переживается человеком как тяга к успеху. Потребность в достижениях побуждает поиск человеком таких ситуаций, в которых он достигнет успеха и получит удовлетворение [3].

Целью исследования послужило изучение выявление связи между личностными особенностями с мотивационной сферой в студенческом возрасте. Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности студентов. Предмет: мотивационная сфера и ее связь с индивидуально - психологическими особенностями личности студентов. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что личностные  особенности взаимосвязаны с мотивационной сферой личности студентов в учебной деятельности.

Для решения поставленной задачи были выбраны следующие методики:

16-факторный личностный опросник Кеттелла (16 PF); Методика М.Ш. Эминова "Измерение мотивации достижения " (ТМД); «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана. В исследовании приняли участие 60 человек  2 курса различных направлений очной формы обучения Брянского Государственного Университета.

На первом этапе исследования в результате применения опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана была получена мотивации достижения у испытуемых (рис.1.).

 

Рисунок 1. Результаты исследования мотивационной сферы

 

Наименьший процент испытуемых (5%) относятся к студентам, у которых выявлена боязнь неудачи. Это говорит о том, что испытуемые уже заранее боятся возможной неудачи, так же убеждают себя в том, что явного страха нет. На этапе действия страх принимает форму нерешительности, сомнений, неуверенности. Боязнь неудачи «обволакивает» мысли еще до того как люди начинают их реализовывать. Наибольший процент испытуемых (56%) можно отнести к лицам, у которых не явно выражена мотивация. Данные студенты активны, уверены в себе, в своих силах. При просьбе о помощи или подготовке домашнего задания сделают, но не проявляют особую инициативу.

Более трети испытуемых (39%) нашей выборки -  студенты, у которых явно выражена мотивация на успех. Для данной группы студентов мотивация является важным качеством личности. Данные студенты обладают адекватной самооценкой,  креативны, усидчивы, уверенные, зачастую являются лидерами в коллективе.

На следующем этапе мы выявили мотивацию студентов, исходя из их  индивидуально-психологических особенностей (рис. 2.).

 

Рисунок 2. Средний балл личностных особенностей в мотивационной сфере

 

На рис. 2 мы видим, что наибольший показатель «избегания неудач» был выявлен по шкале «Общительность», такая оценка отражает установку на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) среди студентов. «Общительность»  Рассматривается как показатель значимой степени взаимодействия  человека в группе. Такие люди открытые, доброжелательные, лабильные, могут идти на поводу у компании. При выборе «делать или не делать» скорее выберут не делать, боясь сделать неверный выбор.

Так же высокие показатели «мотивации на успех» были выявлены по шкале «Прямолинейность-проницательность» отражает установку  на сильное чувство долга, чувствителен к реакциям окружающих, скрупулезность.

Наиболее  приближенных к  точкам  мотивации на успех стали шкалы «Слабое «я» - сила «я» и  «Расслабленность – эмоциональная напряженность», данные показатели говорят  о  легко возбудимости. Человек является работоспособным, спокойным, старается избежать трудностей, эмоционально устойчив, присутствует леность, повышенная раздражительность.

C помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона, мы исследовали взаимосвязь личностных особенностей и мотивационной сферы личности студентов в учебной деятельности ( табл. 1).

Таблица 1.

Результаты корреляции по Пирсону

 

Сдержанность экспрессивность

Нормативность поведения

Мотивация успеха и боязнь неудач

Корреляция Пирсона

0,296*

0,294*

Знч.(2-сторон)

0,021

0,022

 

С помощью коэффициента линейной Пирсона нами была обнаружена статически значимая взаимосвязь между показателями мотивацией успеха/ боязнь неудач и такими личностными особенностями, как «сдержанность, экспрессивность» (r=0,296, при р < 0,05). Можно говорить о том, что чем выше у студентов мотивация на успех, тем они более экспрессивны. Чем ниже мотивация на успех, а наоборот присуща «боязнь неудач»,  тем студенты более сдержаны в своих эмоциях.

Нами бала установлена взаимосвязь  по шкалам «мотивация достижений, боязнь неудач» и  «нормативностью поведения» (r=0,294 при p=0,05).  Это говорит о том,  чем выше мотивация достижения, тем студент более не сдержан, экспрессивен, эмоционален и склонен нарушать нормативность  поведения. И наоборот, чем ниже мотивация на успех, тем поведение будет более сдержанным, спокойным, нераздражительным, нормативным.

Таким образом, было выявлено, что взаимосвязь между личностными особенностями и мотивационной сферой присутствует.

 

Список литературы:
1. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Изд-ва: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 г. - 816 с.
2. Дусавицкий А.К. О структуре мотивов учебной деятельности // Вестник Харьковского ун-та. 1978. - Вып. 11, №171. -С.21-25.
3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М, 2009.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2012. - С. 511-534.
5. Николаева А.А. Мотивация и факторная модель социальной активности студенческой молодежи // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: межд. сб. науч. тр. / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. ХLIV. Воронеж: ВГПУ, 2009. С. 38-47.
6. Фещенко Е.М., Голубева Г.Ф., Карнеев Р.К., Карнеева О.А. Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности студентов различных направлений и профилей подготовки // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. - 2016. - № 1 (8). - С. 142-147.