Роль психолога в коррекции общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Секция: Психология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Роль психолога в коррекции общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время, как в нашей стране, так и в зарубежных странах прослеживается увеличение интересов к проблеме изучения общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех условиях нашего общества и российском образовании, актуализируют спрос в переосмыслении сути процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию детей дошкольного возраста, содействующие наиболее тотальному развитию детей. Ученые, которые придерживаются самых разных теоретических позиций, с широкой настойчивостью раскрывают, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют управляющие ими закономерности, а также выявляют действующие при этом механизмы [1, c. 92].
Общее недоразвитие речи (сокр. ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при сохранном слухе и интеллекте [4, c. 57].
Понятие «общее недоразвитие речи» появилось в 50х–60х годах ХХ столетия. Использоваться в литературе этот термин стал благодаря основоположнице дошкольной логопедии в СССР Левина Роза Евгеньевна и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.). Это понятие и в настоящее время активно употребляется при формировании логопедических групп детей при детских садах комбинированного вида. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются типичные проявления, несмотря на различную природу дефектов, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
· позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4 годам, в самых крайних случаях и к 5 годам;
· речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
· экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, которая обращена к нему, не может самостоятельно правильно изложить свои мысли;
· речь детей с ОНР малопонятна (I, II уровня развития речи по Р.Е.Левиной).
Ученая Л.Г. Соловьева при исследовании общения детей с общим недоразвитием речи пришла к умозаключению о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Собственно, существующие особенности в речевом развитии детей в целом оказывают препятствия для осуществления полноценного общения, это находит свое выражение в снижении потребностей в общении, в несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи), особенностях в поведении (незаинтересованности в контактах, неумении должной ориентации в ситуациях общения, негативизма) [5, c. 39].
Как было указано в исследовании О.А. Слинько, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются серьезные трудности при организации своего речевого поведения, сказывающиеся отрицательно на общении со сверстниками.
В процессе коррекции общения детей старшего дошкольного возраста большую роль играет психолог. Для исследования общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно использовать следующие методики, предоставленные в таблице [2, c. 83].
Таблица 1.
Методики, используемые для исследования общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1. Методика «Схема наблюдения по М.Я. Басову» |
Цель: выявить уровень межличностного общения детей дошкольного возраста. |
2. Методика «Подели игрушки» (И.Б.Дерманова) |
Цель: исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора. |
3. Методика «Раскрась рукавички» (Г.А. Урунтаева) |
Цель: изучение коммуникативных навыков детей. |
4. Методика «Картинка» (И.Б.Деманова) |
Цель: изучить коммуникативную компетентность в общении со сверстниками. |
5. Методика «Секрет» (Т.А. Репина) |
Цель: уровень сформированности личных взаимоотношений. |
Психологи, в процессе работы, обязаны обучить детей выражать свои мысли, чувства, эмоциональное состояние. Для этого в основном используются вопросы подобно «что ты чувствуешь?», «что ты думаешь по этому поводу?», «как бы ты поступил в этой ситуации?», «тебе было приятно, когда?», которые помогают раскрыть специалисту скрытые эмоции ребенка.
Нужно дать детям понятие о последовательном изложении своих мыслей и правильном построении фраз и слов в предложениях. Здесь возможно использование следующих приемов: пересказ прочитанного, составление рассказа по картинкам, по своему рисунку, использовать задания в роде «Закончи фразу», «Продолжи сказку», «Придумай начало истории», «Нарисуй и расскажи», «Сказка по кругу».
Специалист должен помогать детям направлять свою агрессию в позитивное русло (арт-терапия; снимающие напряжение спортивные упражнения; разгрузка в социально-бытовой среде и т.д.). Обучать детей позитивному разрешению конфликтов и навыку видеть разные выходы из ситуации.
Так же необходимо обучить детей прислушиваться друг к другу, не перебивать, понимать смысл сказанного, прочитанного, использовать вопросы.
Способствовать сплочению коллектива в группе, не делить детей на «любимых» и «нелюбимых», поручать детям идентичные адекватные поручения, проводить соответствующие возрасту коммуникативные игры, таких как: «Море волнуется раз …», «Съедобное-несъедобное», «Молекула», «Радуга». Повышать уровень взаимоотношения ребенка со сверстниками и социометрический статус «непопулярных» дошкольников.
Формировать такие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, эмпатия, целеустремленность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, самоуважение, самоконтроль, самопознание.
Организовывать мероприятия для детей и родителей. Содействовать совместной деятельности в группе, это может быть общий рисунок, постройка, сказка. Проводить совместные игры детей в группе: настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, со строительным материалом, кукольный и другие виды театрализованной деятельности. Совмещать с родителями проводимые мероприятия, привлекать их к сотрудничеству с учреждением, проводить целевые экскурсии, участие в конкурсах, совместное изготовление костюмов, организовывать праздники в группе. Учитывать в работе личностные особенности детей, включать в разные игры пассивных, малоактивных детей, но не заставлять. Замечать и хвалить каждого ребенка в течение дня. Главное, чтобы положительная оценка была значимой для ребенка, у него должен появиться стимул повторить это снова, стать лучше.
Для развития у детей эмпатии применять сюжетные творческие игры, с повторением сцен – ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую. Это необходимо для ознакомления с эмоциональным состоянием другого.
Психологические игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, должны составлять неотъемлемую часть жизни группы. Они проводятся в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры. Важным условием успешной организации совместных игр является эмоциональная включенность в них взрослого. Воспитатель должен не только демонстрировать правильные действия, но быть центром игры, объединять детей вокруг себя, заинтересовывать игрой. Использование режиссерских игр способствует улучшению взаимоотношений между детьми и развитию навыков общения. В процессе игры дети учатся принимать замыслы товарищей по группе, обсуждать принятые роли, строить увлекательный игровой сюжет. Для развития у детей умения невербального общения возможно использование таких развивающих игр как: «Походки» – один ребенок изображает походку человека, животного, птицы и т.д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Угадай» – один воспроизводит жест, другие отгадывают его смысл [3, c. 79].