Статья:

Профессиональное выгорание, его суть и структура в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Андреяшкин О.В. Профессиональное выгорание, его суть и структура в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(1).pdf (дата обращения: 10.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональное выгорание, его суть и структура в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Андреяшкин Олег Валерьевич
магистрант, Владимирского Государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир
Акинина Евгения Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент каф.ПЛиСП, ГумИ, Владимирского Государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

 

Явление профессионального выгорания вызывает научный интерес в связи с тем, что является непосредственной причиной всевозможных проблем, связанных с физическим и психологическим состоянием работников предприятий, сказывается на эффективности труда сотрудников, и как следствие на деловой эффективности всей организации. Работодатели и управляющее звено предприятий весьма обеспокоены проблемой выгорания, так как это, с виду «незаметное» явление приносит очень серьезные организационные и финансовые последствия, снижет работоспособность, а как следствие и прибыль организаций (1, с.5).

Явление «профессионального выгорания» впервые попало в поле зрения американских психологов, это было связанно с появлением в США в 60-х гг. XX в. профессиональных социальных служб, в задачи которых входила психологическая помощь людям, попавшим в неблагополучную жизненную ситуацию (безработным, инвалидам, людям, подвергшимся насилию, участникам боевых действий и т.д.). Это были специальные центры реабилитации, куда любой мог прийти за помощью в решении психологических проблем. В задачи сотрудников входило: выслушивать посетителей, оказывать сочувствие, давать советы и оказывать моральную поддержку. Персонал этих центров социальной реабилитации подбирался весьма тщательно, имел хорошую профессиональную подготовку, однако, через некоторое время в их профессиональной деятельности начались проблемы: многие посетители жаловались на проявление невнимания и равнодушия со стороны сотрудников, а в некоторых случаях даже на грубость в отношении посетителей. Научное исследование психологического стояния работников центров привело к открытию явлений: «профессионального истощения» и «стресса общения» (2, с.6).

Понятие – «профессиональное выгорание» введено американским исследователем, психиатром Х. Фройденбергер в 1974 г. и характеризует состояние психики у относительно здоровых людей, подвергающихся излишне активному психоэмоциональному воздействию в процессе своего профессионального взаимодействия с клиентами, пациентами (3, с.9).

Исследователь К. Кернис в 1980 г. определил профессиональное выгорание утрату мотивированного отношения к своей профессиональной деятельности вследствие излишних требований к работнику со стороны работодателя, отсутствия удовлетворенности своим положением и результатами труда, и имеющую выражение в явлении «психологического бегства» и психоэмоциональном истощении (4, с.10). В исследованиях одной главных специалистов по вопросу «профессионального выгорания» Кристины Маслач, данное явление определяется как состояние личности, характеризующееся ощущением эмоционального истощения, собственной социальной и биологической неполноценности (дегуманизация), расстройство самовосприятия (деперсонализация), утрату трудовых интересов и навыков в сфере профессиональной деятельности (6, с.8).

В отечественной литературе при исследовании феномена профессионального выгорания использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» или «эмоциональное выгорание» (Форманюк Т.В.; Бойко В.В.), «психическое выгорание» (Орел В.Е.,; Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.,), «профессиональное выгорание» (Ронгинская Т.И.,) (7, с.12).

Одним из первых в России проблему «профессионального выгорания»
исследовал Виктор Васильевич Бойко. По его мнению, явление профессионального выгорания происходит в связи с тем, что личность в  попытке избавиться от психотравмирующих воздействий вырабатывает определенные способы психологической защиты, которые выражаются в виде частичного или полного исключения эмоционального реагирования на травмирующий раздражитель. Профессиональное выгорание является формой профессиональной деформации личности (8, с.5).

Видный отечественный исследователь Наталья Евгеньевна Водопьянова определяет сущность профессионального выгорания в виде набора ярко выраженных симптомов, имеющих проявление в виде отрицательных эмоциональных оценок свой собственной профессиональной деятельности, снижение самооценки, обесценивании личных и профессиональных привязанностей (9, с.11).

На современном этапе исследования профессионального выгорания существуют несколько мнений, согласно которым выделяются разные стадии выгорания.

Согласно Кристине Маслач, профессиональное выгорание развивается в три стадии, каждая из которых имеет свои особенности.

1. На первой стадии профессионального выгорания индивидуум истощен эмоционально и физически, он может жаловаться на головные боли и другие различной локализации боли, простуду.

2. Для второй стадии характерны два набора симптомов: отрицательное, циничное, обезличенное отношение к пациентам/клиентам и негативные мысли относительно себя из-за чувств, возникающих по поводу такого отношения. Избегая этих негативных чувств, работник выполняет только минимальное количество работы и стремится избегать конфликтов и ссор. Признаки каждой группы могут проявляться как самостоятельно, так и совместно.

3. Заключительная стадия - полное профессиональное выгорание, обнаруживается не часто, выражается в полном отчуждении, отвращении ко всему окружающему (11, с.58).

Виктор Васильевич Бойко разработал следующую методику, рассматривающую процесс развития профессионального выгорания в виде трех фаз:

1. Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит
предвестником и запускающим механизмом в формировании профессионального выгорания. Тревожность динамически изменяется, т.к. психотравмирующие явления продолжают систематически влияет на психику. Этой фазе характерны симптомы: усиленное переживание травмирующих событий, тревожное и депрессивное состояние, внутренняя неудовлетворенность.

2. Фаза резистенции (фаза сопротивления). Человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, пытается снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты приводит к внешне отрицательному изменению поведения. Симптомы: неадекватность эмоциональных реакций на внешние раздражители, утрата эмоциональных и нравственных ориентиров, снижение интенсивности эмоциональных реакций (с целью экономии сил психики), утрата профессиональных интересов и навыков.

3. Фаза истощения. Выраженное падение энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Психологическая защита в форме профессионального выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности. Симптомами фазы истощения являются: почти полное отсутствие эмоционального реагирования, апатия, полная отстраненность, заболевания психосоматического характера (12, с.22).

В настоящее время наиболее распространенной является 3-х компонентная модель профессионального выгорания зарубежных исследователей К. Маслач и С. Джексон. В рамках данной модели профессиональное выгорание представляет собой серьезное психоэмоциональное истощение, утрата мотивации и личностных ориентиров, расстройство самовосприятия (деперсонализация), негативная оценка, ухудшение (редукция) профессиональных интересов и навыков. Психоэмоциональное истощение является основной составляющей «выгорания», имеет проявление в виде глубокого равнодушия, отсутствии эмоциональных реакций (апатии).

Расстройство самовосприятия (деперсонализация) – вторая по значимости составляющая профессионального выгорания, проявляется в нарушении отношений с людьми, может проявляться как в форме зависимости от мнений и суждений других, так и в повышение циничности установок и негативизма, чувств по отношению к подчиненным, воспитанникам, клиентам, и другим людям. Третий компонент в проявлении профессионального выгорания - негативная оценка, ухудшение (редукция) профессиональных интересов и навыков, выражается в склонности к негативной оценке трудовых достижений, негативное самовосприятие, уменьшению своих профессиональных возможностей и достоинств (14, с.139).

Таким образом, под профессиональным выгоранием понимается комплекс различных психологических проблем, возникающих у личности в рамках его профессиональной деятельности. Чаще всего профессиональное выгорание определяется как феномен, который может проявляться из-за чрезмерной рабочей нагрузки, неудовлетворенности, потери мотивации к работе, характерными его чертами являются: сильное психоэмоциональное истощение, деперсонализация, профессиональная редукция.

 

Список литературы:
1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с. ISBN 978-5-91180-891-4.
2. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания:
учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 76 с. ISBN 978-5-85981-557-9.
3. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания.
Клинические и психологические аспекты. 2 -е изд. Москва: МЕДпресс-информ, 2014. 255 с. ISBN 978-5-00030-028-2.
4. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель
профессиональной дезадаптации учителям // Вопросы психологии. 2010. № 6. ISBN отсутствует.
5. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания.
С.-Петерб.гос.ун-т. Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. 159 с. ISBN 978-5-288-05209-5.
6. Човдырова Г. С., Осипова М. И., Клименко Т. С. Психологические
свойства, препятствующие эмоциональному выгоранию личности как синдрому развития хронического стресса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3. С. 88-90. ISBN отсутствует.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.
М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006. 470 с. ISBN: 5-900855-60-0.
8. Гордеева М. А., Константинов В. В. Эмоциональное выгорание
государственных служащих в моно и поликультурных трудовых коллективах: исследовательские задачи // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 4 (34). С.11-13. ISBN отсутствует.
9. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С.3-16. ISBN отсутствует.
10. Изард И. Психология эмоций / пер. с английского А. Татлыбаева, В.Мисник. СПб.: Питер, 2010. 464 с. ISBN 5-314-00067-9 ISBN 0-306-43865-8 (англ.).
11. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с. ISBN: 978-5-91180-760-3.
12. Каменская О. В. Синдром профессионального выгорания // Служба
кадров и персонал. 2012. № 8. С. 45-47. ISBN отсутствует.
13. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 4-9). СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. 316 с. ISBN 5-89940-008-0.