Конфликт и переговоры как метод его разрешения
Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Конфликт и переговоры как метод его разрешения
Конфликт - это противодействие сторон, вызванное таким поведением одной из них, которое расстраивает интересы и намерения другой. В результате такого взаимодействия сторон возможно возникновение как положительных, так и отрицательных последствий для их совместной деятельности.
Существует множество причин возникновения конфликтов, и самые распространенные из них выделены в три группы:
1) конфликты на почве трудового процесса;
2) вызванные личностными чертами и особенностями работников предприятия;
3) конфликты, возникающие в связи с психологическими особенностями взаимодействия и отношений людей.
Также конфликты разделяют на два вида:
1) внутренние, включают в себя внутриличностные конфликты;
2) внешние конфликты, к которым относятся межличностные конфликты: возникающие между группами или между личностью и группой.
Все выделенные виды конфликтов тесно связаны между собой.
Как уже отмечалось выше, конфликт может иметь как отрицательные, так и положительные последствия. К положительным можно отнести возможность возникновения новых подходов в работе в результате эффективного управления конфликтом, улучшение сотрудничества работников в организации или организаций между собой и другие потенциальные положительные изменения, толчком для которых может послужить правильно рационально решёный конфликт.
Но большую вероятность возникновения и степень влияния на организацию имеют отрицательные последствия, такие как рост текучести кадров, неудовлетворенность персонала, ухудшение социального взаимодействия сотрудников и внутреннего морально-психологического климата в организации, что в свою очередь приводит к снижению производительности труда.
Одним из наиболее эффективных методов решения конфликтов и минимизации негативных последствий являются переговоры.
В широком смысле переговоры - это такой вид деятельности двух или нескольких лиц, несвязанных прямым подчинением, задачей которого является нахождение решения имеющейся проблемы, которое позволило бы добиться наилучшего результата [1, с. 34].
В узком смысле переговоры - это один из методов разрешения конфликтов, при котором каждая из сторон выставляет свои требования, но так же возможны взаимные уступки и компромиссы.
Для любой организации проведение переговоров является важным аспектом деятельности, поэтому следует изучить суть переговоров и особенности данного процесса более подробно.
Как уже говорилось ранее, в процессе переговоров каждая из противодействующих сторон выставляет свои требования и защищает свои интересы. Однако главной особенностью такого взаимодействия, как переговоры, является возможность нахождения компромиссов между сторонами, получение каждой из сторон только части желаемого.
Таким образом, основание для начала процесса переговоров появляется, если:
1) стороны имеют общие значимые интересы;
2) вступают в дискуссию с целью найти оптимальное взаимовыгодное решение;
3) считают, что можно достичь конкретного соглашения, которое будет более выгодно обеим сторонам, чем какой-либо другой вариант.
Существуют различные классификации переговоров. К примеру, переговоры делятся на два вида, в зависимости от обстановки, которой они ведутся:
- переговоры, направленные на урегулирование конфликта;
- переговоры, ведущиеся в условиях сотрудничества, с целью его повышения эффективности или установления дальнейшего сотрудничества.
Однако это разделение не всегда приводит к намеченным результатам. Бывает, что в процессе переговоров в условиях сотрудничества у сторон могут появиться разногласия, а на их основе разгорится конфликт. Или возможна обратная ситуация, когда в процессе разрешения конфликта стороны придут к соглашению и начнут сотрудничать.
В зависимости от преследуемых целей переговоров и условий, в которых они ведутся, в процессе переговоров могут использоваться различные формы взаимодействия сторон: просьбы, приказы, требования, отказы, предложения и другие.
Процесс переговоров включает несколько основных этапов:
1) подготовка к началу переговоров;
2) предварительное объявление сторонами их позиций и основных требований, условий в данных переговорах;
3) дискуссия, психологическая борьба, предъявление каждой стороной всех своих требований и намерений оппоненту, поиск взаимовыгодной альтернативы;
4) логическое завершение переговоров (выход из сложившейся кризисной ситуации, начало или продление сотрудничества).
За многолетнюю историю взаимоотношения людей выработано несколько наиболее эффективных методов ведения переговоров. К ним относят: вариационный метод, интеграционный, метод наилучшей альтернативы, метод уравновешивания позиций и метод поэтапного достижения соглашения. Рассмотрим особенности каждого из них более подробно.
Вариационный метод – его суть в том, что сторонам предоставляются для рассмотрения возможные варианты соглашения, составленные заранее, с оптимальными вариантами решения проблемы. Стороны в процессе дискуссии могут выбрать один из вариантов, наиболее выгодный обеим.
Интеграционный метод - предполагает объединение сторон на основе общих интересов и получение взаимной выгоды с помощью объединения усилий.
Метод наилучшей альтернативы - предполагает, что каждая сторона заранее подготавливает альтернативные варианты решений, на случай, если переговоры окажутся безрезультатными. Тогда стороны выбирают из предложенных альтернатив наилучшую, в сравнении с изначальными требованиями.
Метод уравновешиваний позиций – данный метод основывается на изучении взглядов, предложений оппонента и на корректировке его позиции в своих интересах посредством советов и мягкой критики. Таким образом, устанавливается определенная граница, дальше которой уступать нельзя, но и свои позиции нет необходимости жестко отстаивать, так как за дополнительные уступки можно потребовать компенсацию.
Метод поэтапного достижения соглашений – имеет целью достижение компромисса посредством частичного или полного пересмотра позиций оппонентов. Используется в сложных ситуациях, когда отказ от переговоров принесет негативные последствия и большие потери.
Конечной и главной целью ведения переговоров является заключение соглашения, или договора, который может именоваться по-разному в зависимости от условий, масштабов и области, и специфики переговоров.
Договор - правовой акт, документ, устанавливающий обязанности и права сторон (мирный договор, договор о ненападении, договор о поставке, договор купле-продажи и другие).
Наиболее значимые соглашения при международных переговорах называются пакты (от лат. pactum - договор) [2, с. 89].
Конвенция - договор, соглашение в области экономики или администрирования (таможенные конвенции, консульские конвенции и др.)
Соглашение - временный договор, который заключается на короткий срок, сравнительно небольшого значения и влияния (например, временное торговое соглашение и другие)
Протокол - документ, в котором фиксируется краткое содержание соглашения сторон, по какому-либо вопросу. Данный документ является необязательным дополнением к договору. (Протокол согласования, протокол о продлении срока действия договора и т. д).
Декларация и меморандум - документы, отображающие торжественное заявление сторон о намерении придерживаться одинаковой позиции по какому-либо вопросу. Достаточно редкие документы (пример: Декларация трех держав: СССР, США и Великобритании 1943 года) [1, с. 56].
Джентльменское соглашение - соглашение, договор между сторонами, заключаемый в устной форме, не подкрепленный документально и не имеющий официального характера.
Обычно считается, что переговоры можно считать успешными, если подписан договор. Но это распространенное заблуждение. Наличие соглашения еще не означает, что переговоры прошли и закончились успешно, а его отсутствие не означает провал. Часто субъективные оценки результатов переговоров становятся главными показателями успеха.