Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТИ У СТУДЕНТОВ ‒ ПСИХОЛОГОВ

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Медведева Ю.С. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТИ У СТУДЕНТОВ ‒ ПСИХОЛОГОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(75).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТИ У СТУДЕНТОВ ‒ ПСИХОЛОГОВ

Медведева Юлия Сергеевна
студент, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск
Виноградова Светлана Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск

 

Введение. В современном мире, который характеризуется стремительными изменениями в политической, духовной, социальной, экономической сферах жизни, перед человеком остро стоит задача быстро решать различного рода проблемы, выполнять поставленные задачи, в том числе и психологические проблемы. Неопределенность в современном мире может оказать как негативное, так и положительное влияние на человека. С одной стороны, из-за, быстрых изменений в жизни люди могут становиться более тревожными, чувствовать неуверенность и испытывать беспокойство по поводу своего настоящего и будущего. С другой стороны, перед ними открывается новые траектории развития, ранее немыслимые возможности и новые пространства для самореализации и от самого человека, в значительной степени, зависит как он преодолеет жизненные трудности.

Несколько десятилетий назад зарубежные исследователи выявили, что одной их характеристик, отражающих степень доступности человеку его внутреннего опыта, содержанию переживаний и насколько они ему интересны, в какой степени он эмоционально включен в построение образа Я, является психологическая разумность [1, с 95 ‒ 110]. Изначально термин психологическая разумность появился в клинической практике и обозначал важнейшую предпосылку в прохождении психотерапии. В последствии на феномен психологической разумности обратили свое внимание и другие специалисты, Х.Р. Конте, Р. Ратто и Т.Б. Карасу, выделив основные конструкты психологической разумности: готовность к пониманию себя и других; открытость новому опыту и способность к изменениям; доступ к собственным чувствам; вера в пользу обсуждения своих проблем; интерес к значению и мотивации собственных и чужих мыслей, чувств и поведения [2].

Материал и методы. Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи показателей психологической разумности и толерантности к неопределенности у студентов разной специализации, которое проходило на базе УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». В исследовании приняли участие студенты 2 и 4 курсов факультета «Специальной психологии и педагогики» и факультета «Физической культуры и спорта». Объем обследуемой выборки составил 85 человек, из них 51 женщина и 34 мужчины. Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи показателей психологической разумности и толерантности к неопределенности у студентов разных специализаций.

В ходе эмпирического исследования были использованнны методики: Шкала психологической разумности Х.Р. Конте в адаптации М.А. Новиковой, Т.В. Корниловой, Шкала толерантности к неопределенности Баднера.

Результаты и их обсуждение.

На начальном этапе нашего исследования мы провели сравнительный анализ показателей психологической разумности среди студентов психологических не психологических специальностей. Результаты показаны в таблице 1.

                                                                Таблица 1.

Показатели психологической разумности у студентов психологических и не психологических специальностей

Шкалы

Студенты психологических специальностей, сред. знач.

Студенты не психологических специальностей, сред. знач.

Заинтересованность в сфере субъективных переживаний

29,69

16,2

Субъективная доступность сферы переживаний

18,4

17,66

Польза обсуждения собственных переживаний с другими людьми

24,66

23,2

Желание и готовность обсуждать свои проблемы с окружающими

17,4

16,18

Открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском

19,51

17

 

Сравнительный анализ показателей психологической разумности между студентами психологических и не психологических специальностей (ФКиС и ФГиЯК) показал, что показатели данной категории больше у студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей по шкалам «Заинтересованность в сфере субъективных переживаний» больше на 13,49, «Субъективная доступность сферы переживаний» больше на 0,74, «Польза обсуждения собственных переживаний с другими людьми» больше на 1,46 «Желание и готовность обсуждать свои проблемы с окружающими» больше на 1,22, «Открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском» больше на 2,51 выше у студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что у 78% студентов психологических специальностей уровень психологической разумности выше по сравнению со студентами не психологических специальностей (22%).

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что общие показатели психологической разумности выше у студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей, вероятно это связано с некоторым приобретенным жизненным опытом; испытуемые, которые открыты новому опыту и изменениям, более доступна для анализа сфера переживаний, они осознают ее важность и готовы обсуждать свои проблемы с другими людьми, так как убеждены в пользе этого действия.

Заключение. Важной характеристикой, отражающей степень доступности человеку его внутреннего опыта, содержанию переживаний и насколько они ему интересны, в какой степени он эмоционально включен в построение образа Я, является психологическая разумность. Она является особенно значимой в определенных профессиональных сферах. Как таковой термин «психологическая разумность» многие авторы напрямую не используют применительно к деятельности психолога, но делают акцент на важность этого феномена в психокоррекции и психотерапии как для клиента, так и для психолога.

Психологическая разумность – это черта личности, которая предполагает определенную доступность своих чувств, готовность понять себя и других, веру в пользу от обсуждения своих проблем, интерес к значению и мотивации собственных и чужих мыслей, чувств и поведения, а также способность к изменениям, согласно Х. Р.  Конте. Психологическая разумность в некоторых аспектах пересекается с понятиями эмоциональный интеллект, личный интеллект, социальный интеллект, а также с самопониманием и самопознанием.

Исследование уровня психологической разумности у студентов психологических и не психологических специальностей было проведено с помощью методик «Шкалы психологической разумности» и «Толерантность к неопределенности» на выборке 85 человек показало, что уровень психологической разумности выше у 78% студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей 22%.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что общие показатели психологической разумности выше у студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей, вероятно это связано с некоторым приобретенным жизненным опытом; испытуемые, которые открыты новому опыту и изменениям, более доступна для анализа сфера переживаний, они осознают ее важность и готовы обсуждать свои проблемы с другими людьми, так как убеждены в пользе этого действия.

 

Список литературы:
1. Новикова, М. А. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) / М. А. Новикова, Т. В. Корнилова // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 1. – С. 95-110.  
2. Шкала психологического мышления, факторная структура и связь с результатами психотерапии: Журнал психотерапевтической практики и исследований / Ш.Р. Конте, Р. Ратто, Т.В. Касару. ‒ 1996. ч. 5. С. 250 ‒ 259. ‒ URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3330424 (дата обращения: 17.01.2024).