ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТИ У СТУДЕНТОВ ‒ ПСИХОЛОГОВ
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТИ У СТУДЕНТОВ ‒ ПСИХОЛОГОВ
Введение. В современном мире, который характеризуется стремительными изменениями в политической, духовной, социальной, экономической сферах жизни, перед человеком остро стоит задача быстро решать различного рода проблемы, выполнять поставленные задачи, в том числе и психологические проблемы. Неопределенность в современном мире может оказать как негативное, так и положительное влияние на человека. С одной стороны, из-за, быстрых изменений в жизни люди могут становиться более тревожными, чувствовать неуверенность и испытывать беспокойство по поводу своего настоящего и будущего. С другой стороны, перед ними открывается новые траектории развития, ранее немыслимые возможности и новые пространства для самореализации и от самого человека, в значительной степени, зависит как он преодолеет жизненные трудности.
Несколько десятилетий назад зарубежные исследователи выявили, что одной их характеристик, отражающих степень доступности человеку его внутреннего опыта, содержанию переживаний и насколько они ему интересны, в какой степени он эмоционально включен в построение образа Я, является психологическая разумность [1, с 95 ‒ 110]. Изначально термин психологическая разумность появился в клинической практике и обозначал важнейшую предпосылку в прохождении психотерапии. В последствии на феномен психологической разумности обратили свое внимание и другие специалисты, Х.Р. Конте, Р. Ратто и Т.Б. Карасу, выделив основные конструкты психологической разумности: готовность к пониманию себя и других; открытость новому опыту и способность к изменениям; доступ к собственным чувствам; вера в пользу обсуждения своих проблем; интерес к значению и мотивации собственных и чужих мыслей, чувств и поведения [2].
Материал и методы. Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи показателей психологической разумности и толерантности к неопределенности у студентов разной специализации, которое проходило на базе УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». В исследовании приняли участие студенты 2 и 4 курсов факультета «Специальной психологии и педагогики» и факультета «Физической культуры и спорта». Объем обследуемой выборки составил 85 человек, из них 51 женщина и 34 мужчины. Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи показателей психологической разумности и толерантности к неопределенности у студентов разных специализаций.
В ходе эмпирического исследования были использованнны методики: Шкала психологической разумности Х.Р. Конте в адаптации М.А. Новиковой, Т.В. Корниловой, Шкала толерантности к неопределенности Баднера.
Результаты и их обсуждение.
На начальном этапе нашего исследования мы провели сравнительный анализ показателей психологической разумности среди студентов психологических не психологических специальностей. Результаты показаны в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели психологической разумности у студентов психологических и не психологических специальностей
Шкалы |
Студенты психологических специальностей, сред. знач. |
Студенты не психологических специальностей, сред. знач. |
Заинтересованность в сфере субъективных переживаний |
29,69 |
16,2 |
Субъективная доступность сферы переживаний |
18,4 |
17,66 |
Польза обсуждения собственных переживаний с другими людьми |
24,66 |
23,2 |
Желание и готовность обсуждать свои проблемы с окружающими |
17,4 |
16,18 |
Открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском |
19,51 |
17 |
Сравнительный анализ показателей психологической разумности между студентами психологических и не психологических специальностей (ФКиС и ФГиЯК) показал, что показатели данной категории больше у студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей по шкалам «Заинтересованность в сфере субъективных переживаний» больше на 13,49, «Субъективная доступность сферы переживаний» больше на 0,74, «Польза обсуждения собственных переживаний с другими людьми» больше на 1,46 «Желание и готовность обсуждать свои проблемы с окружающими» больше на 1,22, «Открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском» больше на 2,51 выше у студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что у 78% студентов психологических специальностей уровень психологической разумности выше по сравнению со студентами не психологических специальностей (22%).
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что общие показатели психологической разумности выше у студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей, вероятно это связано с некоторым приобретенным жизненным опытом; испытуемые, которые открыты новому опыту и изменениям, более доступна для анализа сфера переживаний, они осознают ее важность и готовы обсуждать свои проблемы с другими людьми, так как убеждены в пользе этого действия.
Заключение. Важной характеристикой, отражающей степень доступности человеку его внутреннего опыта, содержанию переживаний и насколько они ему интересны, в какой степени он эмоционально включен в построение образа Я, является психологическая разумность. Она является особенно значимой в определенных профессиональных сферах. Как таковой термин «психологическая разумность» многие авторы напрямую не используют применительно к деятельности психолога, но делают акцент на важность этого феномена в психокоррекции и психотерапии как для клиента, так и для психолога.
Психологическая разумность – это черта личности, которая предполагает определенную доступность своих чувств, готовность понять себя и других, веру в пользу от обсуждения своих проблем, интерес к значению и мотивации собственных и чужих мыслей, чувств и поведения, а также способность к изменениям, согласно Х. Р. Конте. Психологическая разумность в некоторых аспектах пересекается с понятиями эмоциональный интеллект, личный интеллект, социальный интеллект, а также с самопониманием и самопознанием.
Исследование уровня психологической разумности у студентов психологических и не психологических специальностей было проведено с помощью методик «Шкалы психологической разумности» и «Толерантность к неопределенности» на выборке 85 человек показало, что уровень психологической разумности выше у 78% студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей 22%.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что общие показатели психологической разумности выше у студентов психологических специальностей по сравнению со студентами не психологических специальностей, вероятно это связано с некоторым приобретенным жизненным опытом; испытуемые, которые открыты новому опыту и изменениям, более доступна для анализа сфера переживаний, они осознают ее важность и готовы обсуждать свои проблемы с другими людьми, так как убеждены в пользе этого действия.