Статья:

К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кирчева А.С., Мамедов И.В. К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(63).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 90 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Кирчева Алина Сергеевна
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Мамедов Илькин Вахид оглы
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Пьянкова Людмила Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Проблемы конкурентоспособности и профессионального определения молодежи являются актуальными не только в России, но и за рубежом. Данные феномены – отражение качества рабочей силы как интегративного показателя, состоящего из 12 переменных: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал [1].

Полагая конкурентоспособность и профессиональное определение взаимовлияющими феноменами, рассмотрим их сущность.

Профессиональное определение – это сложная задача, которая заключается в выявлении профессиональных интересов и направлений человека на основе его когнитивных, поведенческих, мотивационных и оценочных характеристик. В процессе определения учитываются различные факторы, такие как содержание и условия профессиональной деятельности, возможности карьерного роста и выбора профессионального пути. Данный процесс может быть сложным и требует серьезного осмысления, особенно в условиях ограниченности выбора [2].

Одна из основных причин проблемы профессионального определения молодежи – это быстрое изменение социальных, экономических и культурных условий, которые могут значительно отличаться в разных регионах и странах. Кроме того, молодежь может иметь различные потребности и интересы в зависимости от своих образовательных и культурных характеристик, что делает сложным определение общих черт молодежи в целом.

В России профориентация проводится в рамках школьной программы, а также через специализированные центры и учреждения. В качестве методов используются тестирование, индивидуальные консультации, организация выставок и ярмарок профессий, широко используются онлайн-ресурсы и приложения для профориентации.

За рубежом, как в России, применяются различные методы профориентации: тестирование, консультации, выставки и ярмарки профессий,  которые могут быть доступны в качестве сервисов онлайн-ориентации, помогающие пользователям определить свои интересы и предпочтения в карьере. Во многих странах, включая США, Японию, Китай, Германию, Францию и другие, существуют программы обмена, позволяющие студентам и молодым специалистам попробовать себя в другой стране и оценить возможности на международном рынке труда. Признавая значительную роль профессионального определения и конкурентоспособности специалистов как факторов эффективности рынка труда, технологического развития страны, борьбы с безработицей, отметим в таблице, как представлены особенности профориентации и конкурентоспособности в России и за рубежом. Из таблицы видно, что Россия уступает в уровне эффективности рынка труда, конкурентоспособности компаний, технологического развития, размерах внутреннего рынка, качестве высшего образования и профессиональной подготовке, при этом уровень безработицы в ней выше.

Таблица.

Особенности профориентации и конкурентоспособности в России и за рубежом

Критерии

Россия

США

Япония

Возраст молодежи

От 14 до 35 лет

От 14 до 25 лет

От 14 до 25 лет

Инфраструктура

Среднее

Высокое

Очень высокое

Процент безработицы (2021 г.)

4,6

4,2

2,8

Высшее образование и проф. подготовка

Среднее

Высокое

Высокое

Для крупнейших компаний в ВВП в процентах

55,4

84,4

47,8

Эффективность рынка труда

Средняя

Высокая

Высокая

Уровень технологического развития

Средний

Высокий

Очень высокий

Размер внутреннего рынка

Большой

Очень большой

Большой

Конкурентоспособность компаний

Средняя
(65,4%)

Высокая
(83,7%)

Высокая
(73,4%)

 

Специфика образования, так или иначе влияет на конкурентоспособность будущего специалиста и связана с его профессиональным определением.

Известно, что в России профессиональное определение связано с получением специализированного образования и диплома. Для многих профессий в нашей стране необходимо специальное высшее или среднее профессиональное образование. Существенно так же, что профессиональное определение связано с квалификацией, навыками и опытом работы. В России существует система повышения квалификации, которая позволяет работникам улучшать свои навыки и знания. В США данный процесс и результат идентификации личности человека связаны с получением образования, соответствующих лицензий и сертификатов. В некоторых профессиях в США образование может не требоваться, однако для приобретения лицензии необходимо пройти экзамен или отработать определенное количество часов в данной области (для получения лицензии на практику врача необходимо закончить медицинскую школу, отработать определенное количество часов под наблюдением другого врача, а также сдать экзамен).

В Японии профессиональное определение тесно связано с соответствующей профессиональной организацией, которая устанавливает стандарты для конкретной профессии. Для многих профессий в Японии существует система сертификации, которая позволяет работникам доказать свою квалификацию и опыт работы. В этой стране часто принято уделять большое внимание навыкам, связанным с культурой и этикетом, что может быть важным аспектом профессионального определения.

Конкурентоспособность – это способность предприятия, продукта или услуги конкурировать на рынке с другими аналогичными предложениями и выдерживать сравнение по качеству, цене, функциональности, удобству использования и другим факторам. Автором данной трактовки является Майкл Портер, профессор Гарвардской бизнес-школы.

Он считается основоположником теории конкурентоспособности. В 1979 году Майкл Портер разработал концепцию "Пяти сил Портера", которая стала одной из основных моделей для анализа конкурентной среды отраслей и компаний, и в 1980 году была опубликована его книга "Конкуренция. Конкурентное преимущество: как достичь и удержать лидерство" ("Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors") [3]. Данная модель стала классическим источником знаний для ученых и практиков по всему миру, которые изучают конкуренцию и стратегию в бизнесе. В своей работе Портер предлагает анализ отраслей и конкурентов, который позволяет компаниям эффективно планировать свои действия, разрабатывать стратегии и улучшать свою конкурентоспособность. Далее на рисунке представлена схема пяти сил Портера.

 

Рисунок. Схема пяти сил Портера

 

Работодатели выделили основные критерии, которые формируют конкурентоспособность специалистов среди молодежи [4]:

  1. Профессиональные качества. Специалисты, которые проявляют высокий уровень профессиональных качеств, обычно обладают навыками, необходимыми для эффективного выполнения своих обязанностей.  К таким качествам следует отнести умение работать с коллективом, эффективно общаться, лидерские качества и т.д.
  2. Уровень знаний. Чем выше уровень знаний у специалиста, тем больше вероятность того, что он сможет эффективно решать сложные задачи и находить новые решения. Для этого необходимо постоянно обучаться и развиваться, чтобы быть в курсе последних тенденций и технологий в своей области.
  3. Организационный дух. Специалисты обычно проявляют активную позицию в работе, готовы к изменениям и быстро адаптируются к новым условиям, в случае изменение старых условий работы. Они умеют планировать свою работу и координировать работу других людей.
  4. Креативность. Проявление креативности, способность мыслить нестандартно и находить новые решения проблем, приходят к неожиданным выводам и находят интересные решения даже для стандартных задач.

Данная связка критериев способна формировать конкурентоспособность специалистов и обеспечивает им успешную карьеру в будущем.

В ходе изучения взаимного влияния конкурентоспособности и профессионального определения, было установлено, что эти факторы, рассматриваемые нами, как феномены, оказывают воздействие на рынок труда: его конъюнктуру, уровень развития отраслей, характер занятости, стратегии игроков как субъектов данного пространства социально-экономических отношений. Изучение рассмотренных процессов является важным условием воспроизводства качества рабочей силы в ситуации её дефицита как минимум в течение 7-8 лет в связи с демографическими процессами, происходившими в 90-ые годы ушедшего столетия.

 

Список литературы: 
1. Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. Качество рабочей силы в современных социально-экономических условиях //Вестник Сибирского государственного индустриального университета. – 2022. – №. 4. – С. 132-141.
2. Пьянкова Л.А. Гносеология профессионального определения Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке : сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции,  6–7 апреля 2022 г. : в 2 частях. Часть 2 / Министерство науки и высшего  образования Российской Федерации, Сибирский государственный индустриальный университет ; редколлегия: Е.В. Иванова (председатель)  [и др.]. – Новокузнецк : Издательский центр СибГИУ, 2022. – С. 222-226.
3. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – Альпина Паблишер, 2016. – 715 с.
4. Ендовицкий Д. А., Титов В. Т. Компетенции и востребованность выпускника: кто нужен работодателю? //Высшее образование в России. – 2011. – №. 6. – С. 3-9.