К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Проблемы конкурентоспособности и профессионального определения молодежи являются актуальными не только в России, но и за рубежом. Данные феномены – отражение качества рабочей силы как интегративного показателя, состоящего из 12 переменных: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал [1].
Полагая конкурентоспособность и профессиональное определение взаимовлияющими феноменами, рассмотрим их сущность.
Профессиональное определение – это сложная задача, которая заключается в выявлении профессиональных интересов и направлений человека на основе его когнитивных, поведенческих, мотивационных и оценочных характеристик. В процессе определения учитываются различные факторы, такие как содержание и условия профессиональной деятельности, возможности карьерного роста и выбора профессионального пути. Данный процесс может быть сложным и требует серьезного осмысления, особенно в условиях ограниченности выбора [2].
Одна из основных причин проблемы профессионального определения молодежи – это быстрое изменение социальных, экономических и культурных условий, которые могут значительно отличаться в разных регионах и странах. Кроме того, молодежь может иметь различные потребности и интересы в зависимости от своих образовательных и культурных характеристик, что делает сложным определение общих черт молодежи в целом.
В России профориентация проводится в рамках школьной программы, а также через специализированные центры и учреждения. В качестве методов используются тестирование, индивидуальные консультации, организация выставок и ярмарок профессий, широко используются онлайн-ресурсы и приложения для профориентации.
За рубежом, как в России, применяются различные методы профориентации: тестирование, консультации, выставки и ярмарки профессий, которые могут быть доступны в качестве сервисов онлайн-ориентации, помогающие пользователям определить свои интересы и предпочтения в карьере. Во многих странах, включая США, Японию, Китай, Германию, Францию и другие, существуют программы обмена, позволяющие студентам и молодым специалистам попробовать себя в другой стране и оценить возможности на международном рынке труда. Признавая значительную роль профессионального определения и конкурентоспособности специалистов как факторов эффективности рынка труда, технологического развития страны, борьбы с безработицей, отметим в таблице, как представлены особенности профориентации и конкурентоспособности в России и за рубежом. Из таблицы видно, что Россия уступает в уровне эффективности рынка труда, конкурентоспособности компаний, технологического развития, размерах внутреннего рынка, качестве высшего образования и профессиональной подготовке, при этом уровень безработицы в ней выше.
Таблица.
Особенности профориентации и конкурентоспособности в России и за рубежом
Критерии |
Россия |
США |
Япония |
Возраст молодежи |
От 14 до 35 лет |
От 14 до 25 лет |
От 14 до 25 лет |
Инфраструктура |
Среднее |
Высокое |
Очень высокое |
Процент безработицы (2021 г.) |
4,6 |
4,2 |
2,8 |
Высшее образование и проф. подготовка |
Среднее |
Высокое |
Высокое |
Для крупнейших компаний в ВВП в процентах |
55,4 |
84,4 |
47,8 |
Эффективность рынка труда |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Уровень технологического развития |
Средний |
Высокий |
Очень высокий |
Размер внутреннего рынка |
Большой |
Очень большой |
Большой |
Конкурентоспособность компаний |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Специфика образования, так или иначе влияет на конкурентоспособность будущего специалиста и связана с его профессиональным определением.
Известно, что в России профессиональное определение связано с получением специализированного образования и диплома. Для многих профессий в нашей стране необходимо специальное высшее или среднее профессиональное образование. Существенно так же, что профессиональное определение связано с квалификацией, навыками и опытом работы. В России существует система повышения квалификации, которая позволяет работникам улучшать свои навыки и знания. В США данный процесс и результат идентификации личности человека связаны с получением образования, соответствующих лицензий и сертификатов. В некоторых профессиях в США образование может не требоваться, однако для приобретения лицензии необходимо пройти экзамен или отработать определенное количество часов в данной области (для получения лицензии на практику врача необходимо закончить медицинскую школу, отработать определенное количество часов под наблюдением другого врача, а также сдать экзамен).
В Японии профессиональное определение тесно связано с соответствующей профессиональной организацией, которая устанавливает стандарты для конкретной профессии. Для многих профессий в Японии существует система сертификации, которая позволяет работникам доказать свою квалификацию и опыт работы. В этой стране часто принято уделять большое внимание навыкам, связанным с культурой и этикетом, что может быть важным аспектом профессионального определения.
Конкурентоспособность – это способность предприятия, продукта или услуги конкурировать на рынке с другими аналогичными предложениями и выдерживать сравнение по качеству, цене, функциональности, удобству использования и другим факторам. Автором данной трактовки является Майкл Портер, профессор Гарвардской бизнес-школы.
Он считается основоположником теории конкурентоспособности. В 1979 году Майкл Портер разработал концепцию "Пяти сил Портера", которая стала одной из основных моделей для анализа конкурентной среды отраслей и компаний, и в 1980 году была опубликована его книга "Конкуренция. Конкурентное преимущество: как достичь и удержать лидерство" ("Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors") [3]. Данная модель стала классическим источником знаний для ученых и практиков по всему миру, которые изучают конкуренцию и стратегию в бизнесе. В своей работе Портер предлагает анализ отраслей и конкурентов, который позволяет компаниям эффективно планировать свои действия, разрабатывать стратегии и улучшать свою конкурентоспособность. Далее на рисунке представлена схема пяти сил Портера.
Рисунок. Схема пяти сил Портера
Работодатели выделили основные критерии, которые формируют конкурентоспособность специалистов среди молодежи [4]:
- Профессиональные качества. Специалисты, которые проявляют высокий уровень профессиональных качеств, обычно обладают навыками, необходимыми для эффективного выполнения своих обязанностей. К таким качествам следует отнести умение работать с коллективом, эффективно общаться, лидерские качества и т.д.
- Уровень знаний. Чем выше уровень знаний у специалиста, тем больше вероятность того, что он сможет эффективно решать сложные задачи и находить новые решения. Для этого необходимо постоянно обучаться и развиваться, чтобы быть в курсе последних тенденций и технологий в своей области.
- Организационный дух. Специалисты обычно проявляют активную позицию в работе, готовы к изменениям и быстро адаптируются к новым условиям, в случае изменение старых условий работы. Они умеют планировать свою работу и координировать работу других людей.
- Креативность. Проявление креативности, способность мыслить нестандартно и находить новые решения проблем, приходят к неожиданным выводам и находят интересные решения даже для стандартных задач.
Данная связка критериев способна формировать конкурентоспособность специалистов и обеспечивает им успешную карьеру в будущем.
В ходе изучения взаимного влияния конкурентоспособности и профессионального определения, было установлено, что эти факторы, рассматриваемые нами, как феномены, оказывают воздействие на рынок труда: его конъюнктуру, уровень развития отраслей, характер занятости, стратегии игроков как субъектов данного пространства социально-экономических отношений. Изучение рассмотренных процессов является важным условием воспроизводства качества рабочей силы в ситуации её дефицита как минимум в течение 7-8 лет в связи с демографическими процессами, происходившими в 90-ые годы ушедшего столетия.