Сенсорные комнаты и их роль в развитии детей с ограниченными возможностями
Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Сенсорные комнаты и их роль в развитии детей с ограниченными возможностями
Целью данной научно-исследовательской работы разработка рекомендаций по проектированию сенсорных комнат. При создании развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями нужно учесть особенности восприятия детей с нарушениями интеллекта. Познание мира происходит через все органы чувств. Задача заключается в изучении влияния сенсорных комнат на развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями.
Был изучен термин "Дети с ограниченными возможностями". Это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Окружающая среда оказывает сильное влияние здоровье детей
с ограниченными возможностями. Для детей с нарушениями интеллекта нужно создать комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную развивающими игровыми материалами, которая будет способствовать их развитию, стимуляции речевой и учебной деятельности и речевого общения.
Одной из оптимальных комплексов коррекционной среды является сенсорная комната.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.
Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия дала толчок
к разработке в конце 70-х годов в Голландии сенсорных комнат. Такие Комнаты использовались для работы с наиболее тяжелыми психоневрологическими случаями. В 80-х годах круг пациентов расширился: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и т.д. Первая сенсорная комната появилась в России только в 1992 году.
Основные задачи проекта сенсорная комната:
- развитие эмоционального восприятия;
- развитие психических процессов;
- релаксация;
- воспитание детей.
Различают несколько видов сенсорных комнат:
- светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение;
- звукотерапия – воздействует на слух;
- ароматерапия – воздействует на обоняние;
- тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное.
- Релаксационная сенсорная комната.
Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные
и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн
с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения. Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.
- Активационная сенсорная комната.
Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система
для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону. Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание)
на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.
Показания к занятиям в сенсорной комнате могут служить:
• неврозоподобные состояния;
• адаптационные расстройства;
• нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость);
• психосоматические заболевания, стресс, депрессивное состояние;
• психоэмоциональное напряжение;
• мышечное напряжение;
• нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение);
• синдром гиперактивности и дефицита внимания;
• ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание);
• задержка речевого и психомоторного развития;
• резидуально-органические поражения ЦНС;
• нарушения двигательных функций;
• легкие формы аутизма;
• энурез и энкопрез;
• нервный тик;
• заикание.
В результате исследования становится ясно, что сенсорные комнаты просто необходимы для адаптации детей с нарушениями интеллекта. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции детей с ограниченными возможностями и повышают познавательную активность, а именно: развитие коммуникативной сферы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы детей.