Статья:

Сенсорные комнаты и их роль в развитии детей с ограниченными возможностями

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Белозерова А.М. Сенсорные комнаты и их роль в развитии детей с ограниченными возможностями // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 10.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сенсорные комнаты и их роль в развитии детей с ограниченными возможностями

Белозерова Анастасия Михайловна
магистрант, Московский государственный университет дизайна и технологии РФ, г. Москва
Дрынкина Ирина Петровна
научный руководитель, Московский государственный университет дизайна и технологии, РФ, г. Москва

 

Целью данной научно-исследовательской работы разработка рекомендаций по проектированию сенсорных комнат. При создании развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями нужно учесть  особенности восприятия детей с нарушениями интеллекта. Познание мира происходит через все органы чувств. Задача заключается в изучении влияния сенсорных комнат на развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями.

Был изучен термин "Дети с ограниченными возможностями". Это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Окружающая среда оказывает сильное влияние здоровье детей
с ограниченными возможностями. Для детей с нарушениями интеллекта нужно создать комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную развивающими игровыми материалами, которая будет способствовать их развитию, стимуляции речевой и учебной деятельности и речевого общения.

Одной из оптимальных комплексов коррекционной среды является сенсорная комната.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия дала толчок
к разработке в конце 70-х годов в Голландии сенсорных комнат. Такие Комнаты использовались для работы с наиболее тяжелыми психоневрологическими случаями. В 80-х годах круг пациентов расширился: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и т.д. Первая сенсорная комната появилась в России только в 1992 году.

Основные задачи проекта сенсорная комната:

  • развитие эмоционального восприятия;
  • развитие психических процессов;
  • релаксация;
  • воспитание детей.

Различают несколько видов сенсорных комнат:

  • светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение;
  • звукотерапия – воздействует на слух;
  • ароматерапия – воздействует на обоняние;
  • тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное.

  1. Релаксационная сенсорная комната.

Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные
и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн
с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом  (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения. Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

  1. Активационная сенсорная комната.

Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система
для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону. Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание)
на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

Показания к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

•        неврозоподобные состояния;

•        адаптационные расстройства;

•        нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость);

•        психосоматические заболевания, стресс, депрессивное состояние;

•        психоэмоциональное напряжение;

•        мышечное напряжение;

•        нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение);

•        синдром гиперактивности и дефицита внимания;

•        ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание);

•        задержка речевого и психомоторного развития;

•        резидуально-органические поражения ЦНС;

•        нарушения двигательных функций;

•        легкие формы аутизма;

•        энурез и энкопрез;

•        нервный тик;

•        заикание.

В результате исследования становится ясно, что сенсорные комнаты просто необходимы для адаптации детей с нарушениями интеллекта. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции детей с ограниченными возможностями и повышают познавательную активность, а именно: развитие коммуникативной сферы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы детей.

 

Список литературы:
1. " Центр психолого-медико-социального сопровождения".  Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья  [Электронный ресурс].  -  Режим доступа: http://labirint-volzhsk.ru/ - (Дата обращения 7.11.2016).
2. Проект " Азбука Здоровья". Сенсорная комната: что это и для чего это нужно? [Электронный ресурс].  -  Режим доступа:  https://azbyka.ru/ -  (Дата обращения 7.11.2016). 
3. Проект "Логопеды".  Сенсорная комната в коррекционной работе с учащимися с ОВЗ [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:  http://logoped-st.ucoz.ru/-  (Дата обращения 10.11.2016). 
4. «Создание коррекционно – развивающего пространства для детей с ОВЗ в СКОУ VIII вида» [Статья]. Автор Жаворонок Ю. С. ГБС (К)ОУ школы – интерната VIII вида пос. Ильского, Краснодарского края.