Статья:

Проблемы адаптации иностранных студентов к Российской действительности

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Опинди Л.Д. Проблемы адаптации иностранных студентов к Российской действительности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 19.02.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы адаптации иностранных студентов к Российской действительности

Опинди Лечи Диана
магистрант 2 курс Академии «психологии и педагогии», Южный Федеральный Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Рюмшина Любовь Ивановна

 

В статье анализируются проблемы адаптации студентов-иностранцев к другой образовательной среде. Процесс адаптации связан со многими проблемами: необходимостью налаживания социальных контактов, преодолением языкового барьера, развитием толерантного отношения к участникам межкультурного общения, а также восприятием ценностей нового сообщества. Одним из условий качественной подготовки иностранных граждан в вузах России является их адаптация к изучению дисциплин общих для всех направлений подготовки, обеспечивающих устойчивое развитие общества.

Глобализация и интернационализация образовательных услуг университетов – современная тенденция развития высшей школы России. В международной системе высшего образования, безусловно, есть лидеры в построении стратегии и концепции интернационализации рынка образовательных услуг (американская модель, британская модель, немецкая модель). Практически все страны выстраивают собственные национальные образовательные системы, активно используя при этом обучение своих студентов за рубежом.

Серьезным достижением интеграции европейского высшего образования стал Болонский процесс, инициированный в середине 70-х годов прошлого века министрами образования европейских стран с привлечением межправительственных международных образовательных организаций: ЮНЕСКО, образовательной комиссии Совета Европы и др. В 1999 году в Болонской декларации были сформулированы основные цели, предусматривающие достижение сопоставимости и согласованности национальных образовательных систем высшего образования в странах Европейского Союза. Среди основных принципов Болонского процесса были названы следующие:

·     Обеспечение качества образования;

·     Обеспечение признания документов об образовании;

·     Обеспечение привлекательности европейской системы образования;

·     Участие студентов в управлении образованием;

·     Расширение мобильности;

·     Совместимость всех секторов образования [1].

Россия является ее привлечения к Болонскому процессу. Перед Россией четко выставлено ориентир на вхождение в образовательное и научное пространство путем присоединения к Болонскому процессу, через осуществление модернизации образовательной деятельности в контексте европейских требований, через внедрение стандартов образования в условиях инновационного общества, формирования единого образовательного пространства государств мира.

Россия имеет богатый опыт подготовки специалистов для зарубежных стран.

По данным статистики, в период с 1946 года по настоящее время в РФ получили образование почти 200000 специалистов из 160 стран мира. Основной контингент студентов-иностранцев – это студенты стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Одним из главных мотивов получения образования в РФ были и есть качественная академическая школа и высокий уровень полученных знаний.

К «студентам-иностранцам» принято относить всех иностранных граждан, кто приехал в РФ на учебу из-за границы и учится в российских высших и средних специальных учебных заведениях (университетах, институтах, академиях, институтах, техникумах и училищах). При таком подходе, кроме собственно студентов, в эту группу попадают слушатели подготовительных отделений вузов, стажеры и аспиранты. В контексте нашего исследования под понятием «студент-иностранец» будем понимать студентов вузов, которые не являются гражданами России и получили предварительное образование на языке, отличном от языков обучения в РФ, то есть нуждаются в изучении языка обучения в РФ.

Одним из условий качественной подготовки иностранных граждан в вузах России является их адаптация к изучению дисциплин общих для всех направлений подготовки, обеспечивающих устойчивое развитие общества.

Проблемы адаптации нашли свое отражение в научных исследованиях зарубежных авторов, раскрывающих целый ряд социально-психологических факторов адаптации студентов-иностранцев к новому социально-культурной среды: концепция психосоциальной идентичности и представление о кризисе идентичности Э. Эриксона [2]; теория социальной идентичности Г. Тежфела (H. Tajfel) [3], и социальной самокатегоризации Дж. Тернера (J. Turner) [4]; теория этнической идентификации П. Вейрейха (P. Weireich) [4]; концепции межэтнической напряженности и этнических конфликтов Л. Косер (L. Coser) [5], Р. Фишера (R. Fisher).

Процесс адаптации студентов-иностранцев в учебно-информационной среде вуза - это сложный, многоуровневый процесс. Сложность заключается, прежде всего, в том, что он не может быть унифицированным, одинаковым для студентов из разных стран, поскольку они принадлежат к разным культурам, имеют различные ценностные ориентации, особенности отношения в обществе [6].

Решению этой задачи будет способствовать освещению истории развития образования в странах Африки, поскольку значительное количество студентов-иностранцев приезжает в страну именно из этих стран (после Туркменистана, Азербайджана и Индии) [1]; анализ ее современного состояния и перспектив развития; сравнительный анализ основных компонентов (целей, содержания, методов, форм организации) школьной подготовки страны и стран Африки.

На процессы социально-психологической адаптации студентов-иностранцев к российской высшей школе на подготовительных отделениях вузов влияют: психологическая структура личности студента, в основе которой лежат психофизические функции и мотивы поведения, иноязычное социокультурное макро- и микросреда, внутренние связи между членами коллектива образовательно-педагогического процесса (как горизонтальные- межличностные отношения студентов в рамках малых групп, так и вертикальные – преподаватель-студент), а также специфические национально-психологические особенности студентов из разных стран.

Для студентов-иностранцев уровень дидактической адаптации оценивается рядом критериев, а именно: успеваемостью в учебе, ориентацией на будущую профессию, умением самостоятельно работать с учебной литературой, справочниками, написанными на языке обучения, который является неродным для студентов, предметным общением с преподавателями и студентами в рамках дисциплины, изучаемого языка.

Адаптация студентов-иностранцев к учебной деятельности как научно педагогическая категория имеет сложную структуру, включающую [7]:

·     аксиологический компонент (ценностное отношение студентов к учебной деятельности);

·     коммуникативный (способность студентов к учебной и социального взаимодействия);

·     физиологический (работоспособность студента);

·     когнитивный (совокупность знаний студентов о формах и средства учебной деятельности);

·     деятельностный и рефлексивный (способность к самоанализу и самооценке).

Главной проблемой дидактической адаптации студента-иностранца на этапе подготовки к обучению в вузах России является преодоление сложности сочетания интенсивного изучения языка и предметов выбранного направления обучения и усвоения самих дисциплин программы с учетом индивидуальных особенностей. Дидактическая адаптация студентов-иностранцев, по нашему мнению, происходит по уровням:

·     уровень «студент – образовательно-педагогическое среда»:

·     Готовность к использованию инонациональной лексики;

·     Готовность к пополнению словарного запаса инонационального лексикой;

·     Готовность к вербализации своего мировосприятия и мироощущения, своих мыслей средствами неродного языка;

·     Готовность восприятия инонациональных культурных феноменов в новом образовательной среде.

·       уровень «студент-студент»:

·     Готовность осуществлять совместную учебно-познавательную деятельность с представителями других культур на неродном языке;

·     Готовность к участию в парных формах работы языком обучения;

·    Готовность к участию в групповых формах работы языком обучения, несмотря на принадлежность участников образовательного процесса к разным культурам;

·       уровень «студент – преподаватель»:

·     Готовность к принятию роли субъекта образовательного процесса;

·     Готовность вступать в учебную коммуникацию;

·     Готовность к изучению «языка специальности»;

·     Готовность выполнять требования преподавателя, который представляет другую культуру и другую дидактическую систему.

Процесс адаптации студентов-иностранцев на этапе подготовки к обучению в вузах России можно представить следующей схемой (рис. 1).

 

Рисунок 1. Соотношение видов адаптации студентов-иностранцев

 

Процесс адаптации студентов-иностранцев к другой образовательной среде связан со многими проблемами: необходимостью налаживания социальных контактов, преодолением языкового барьера, самореализацией в новом социуме, лишением стереотипного восприятия представителей другой культуры, развитием толерантного отношения к участникам межкультурного общения, преодолением культурного шока, а также восприятием ценностей нового сообщества[8].

Поскольку иностранный студент и новая образовательно-педагогическая среда активно влияют друг на друга, то механизм адаптационного процесса, происходящего в ходе обучения, как основа поведения и учебной деятельности студента должен одновременно адаптивный и адаптирующий характер.

 

Список литературы:
1. Башарин В. Ф. Дидактическая система физико-технического образования в начальной и средней профессиональных школах: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 – Общая педагогика. – Казань, 2000. – 415 с.
2. Бондаревская Е.В. прогностическая роль концепции личностно-ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории: [Идеи личност.-ориентир. образования как прообраз пед. культуры ХХI в.] / Е.В. Бондаревская // Известия Южного отделения Российской академии образования. – Ростов-на-Дону, 1999. – Вып. 1. – С. 3–11.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Булат, 2000. – 351 с. – (Педагогика нового времени).
4. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка: Пособие для преподавателей, занимающихся со студентами / Е.А. Брызгунова. – М.: Издательство Московского университета,1963. – 308 с.
5. Бокарева Г.А. Особенности процесса формирования математической компетентности иностранных студентов на предвузовском этапе обучения / Г. А. Бокарева, Е. Т. Хачатурова // Известия Балтийское государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. – Калининград: БГАРФ, 2007. – №3-4. – С. 117–121.
6. Беспалько В.П. Cиcтeмнo-мeтoдичecкoe обеспечение учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса подготовки специалистов: учебно-метод. пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – М.: Высшая школа, 1989. – 144 c.
7. Бурда М.И. Методические основы дифференцированного формирования геометрических умений учащихся основной школы: дис. ... Д-ра пед. наук: 13.00.02 – методика преподавания математики / Бурда Михаил Иванович; Институт педагогики АПН России. – М., 1994. – 347 с.
8. Вихрова О.В. Стратегия адаптации студентов-иностранцев к обучению в отечественных вузах / В. Вихрова, Н.А. Зинонос // Профессионализм педагога в контексте европейского выбора России: материалы Международной научно-практической конференции, Ялта (27–29 сентября 2012). – Ялта: РВУЗ КГУ, 2012. – С. 150–152.