К слову о факторах и мотивации влияющих на волонтерскую деятельность
Конференция: CXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К слову о факторах и мотивации влияющих на волонтерскую деятельность
Волонтерская или добровольческая деятельность является разновидностью помогающего поведения, которое изучается в различных областях научного знания. Волонтер это человек, который добровольно и безвозмездно совершает общественно значимую деятельность, не опираясь на материальные или финансовые выгоды.
В России чаще всего волонтерством занимаются женщины, и только четверть мужчин из общего количества.
Средний возраст волонтера составляет 25 лет, семейное положение – в большинстве вне брака, имеют высшее или среднее образование, средний достаток. В ходе социальных опросов, выявлено, что современные волонтеры чувствуют себя счастливыми личностями и имеют волонтерскую идентичность. Большинство воспринимаю свою деятельность как эффективную и социально значимую.
В период пандемии 2020 года в России значительно возросло количество зарегистрированных волонтеров, а их интересы были в большей степени направлены на социальные сферы (дети и молодеешь, старшее поколение, ветераны, животные и т.п.), в поддержку менее защищенных слоев общества, нуждающихся в помощи.
Волонтерская деятельность многими авторами относиться к числу просоциального поведения, так как связана с мотивами морального долга, сочувствия и альтруизма.
Она социально одобряема, характеризуется нравственностью и гуманистической жизненной позицией её субъектов. Принято выделять такие социально-важные функции волонтерской деятельности как: формирование, сохранение и укрепление мировоззренческих ценностей, повышает уровень гражданской активности, содействие решению социальных проблем; имеет воспитательный и образовательный характер и многие другие функции. Подобная деятельность детерминирована не одним, а несколькими мотивами. Выделяют эгоцентрические и альтруистические мотивы помогающего поведения. К эгоцентрическим или прагматичным мотивам можно отнести пробу себя, приобретение новых знаний, навыков, квалификаций и связей, необходимых для карьерного роста, стремление к преодолению чувства одиночества, потребность в контактах с другими людьми, чувство собственной полезности и т.п.
К альтруистическим мотивам относится бескорыстное желание оказать человеку помощь на основе положительного эмоционального состояния волонтера и эмпатии по отношению к тому, кто нуждается в помощи; стремление к решению общих проблем.
Специфика волонтерской деятельности влияет на ее интенсивность и зависит от стабильных индивидуальных характеристик человека и особенностей организации. Многие авторы отмечают, что помогающее поведение зависит от внутреннего локуса контроля, т.е. волонтеры в своей деятельности больше руководствуются внутренней мотивацией.
Также существуют исследования демонстрирующие, что волонтерам импонирует надежный стиль привязанности, что связано с их самостоятельностью, склонностью проявлять сочувствие и испытывать эмпатию. Волонтеров принято воспринимать как самореализующихся и самоактуализирующихся личностей.
Благодаря анализу психологических исследований О.А. Гулевич были выявлены основные факторы, воздействующие на намерение помогающего поведения.
Также было предположено, что специфика волонтерской деятельности влияет на ее интенсивность и зависит от стабильных индивидуальных характеристик человека и особенностей организации.
Первым фактором является Я-концепция или аттитюды волонтера к себе, что характеризуется тем, как человек относится сам к себе, к своим чертам и ответственности, какова его самооценка и самоэффективность, какие эмоции индивид сам к себе испытывает. Здесь может идти речь о моральной и волонтерской идентичности, то есть: насколько человек осознает свои просоциальные характеристики, уверен в том, что будет осуществлять помощь другим, ощущает ли эффективность в своих действиях в области волонтерства.
Отношение помогающего к объекту помощи или партнеру, является вторым фактором (аттитюды волонтера к объекту помощи), оно характеризуется восприятием волонтера Я-концепции другого, того на кого направлена помощь. Важным компонентом этого фактора является эмпатия, она может проявляться в когнитивной (понимание позиции, мыслей и ощущений другого) и аффективной модальности (сочувствие, способность воспроизводить чувства и эмоции другого). Другим важным компонентом является эмоциональное состояние, волонтерам присущ стабильный уровень эмоций, также отмечено, что активная волонтерская деятельность связана с высоким уровнем позитивных эмоций, человек, испытывающий негативные эмоции, меньше стремиться к тому, чтобы помогать окружающим. Чем больше волонтер удовлетворен отношениями с тем, кому помогает, тем выше вероятность продолжительности его деятельности.
Третий фактор – аттитюды к ингруппе или восприятие волонтером представителей организации, в которой состоит, какие черты и т.д. приписывает индивид своей группе и какие эмоции к ней испытывает.
Эмоциональная и нормативная приверженность волонтера к своей группе способствует его активности в помогающем поведении.
Четвертый фактор – отношение волонтера к самой активности, оценивается её эффективность, привлекательность и собственная удовлетворенность от деятельности.
Волонтеры склонны испытывать позитивные эмоции и удовлетворение от своей деятельности.
Последним пятым фактором отмечено социальное одобрение или нормы, которым волонтер готов придерживаться.
Среди волонтеров часто встречаются люди, считающие, что его окружающие склонны поддерживать его волонтерские инициативы и ждут от них подобного поведения.