Анализ восприятия слова "бюджетник" людьми разного возраста
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Анализ восприятия слова "бюджетник" людьми разного возраста
В статье анализируются результаты эмпирического исследования восприятия слова «бюджетник» людьми разного возраста. Цель исследования: выявление особенностей восприятия семантики слова «бюджетник», а также сравнительный анализ полученных реакций между двумя разновозрастными группами.
На начальном этапе исследования мы обратились к теоретическим работам В.В. Красных, С.Л. Рубинштейна, И.А. Стернина, А.В Рудаковой, В.А. Ядова. В работе В.В. Красных говорится: «реципиент как бы «восходит» от восприятия текста к его интерпретации» [2, с. 231–232]. В этом «восхождении» наблюдается три стадии: собственно само восприятие, затем понимание и интерпретация. Основываясь на этом, мы проводили эмпирическое исследование, в котором анализировали различные интерпретации слова «бюджетник».
Актуальность нашей темы заключается в том, что современные носители языка зачастую используют в своей речи слова в значении, отличном от значения, приведенного в словарной статье. В большей степени это связано с различным восприятием людей.
Целью данной статьи является анализ представлений о «бюджетнике» в разных возрастных группах современного русскоговорящего социума.
Для достижения поставленной цели мы провели эмпирическое исследование.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что слово «бюджетник» в современном русскоговорящем пространстве используется людьми в возрасте 15–17 лет и 18–25 лет не в соответствии со словарной статьей.
Для проверки гипотезы был проведен свободный ассоциативный эксперимент, в котором испытуемый должен высказать первые пришедшие в голову ассоциации по отношению к слову «бюджетник». В эксперименте приняли участие тридцать старших подростков (15 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 15–17 лет и тридцать студентов и аспирантов (15 юношей и 15 девушек) в возрасте 18-25 лет. Полученные результаты проанализированы и расположены в сводной таблице (Таб.1).
Таблица 1.
Подростки 15–17 лет |
Студенты и аспиранты 18–25 лет |
Общее |
Полученные ассоциации – их общее количество (процентное соотношение) |
||
1. Бедный, недостаток денежных средств, маленькая, низкая з/п, недорого, экономит – 9 (ок. 18,4%) |
1. Студент, отличник, зубрила, счастливчик – 15 (ок. 25,9%) |
1. Студент и др. – 22 (ок. 20,6%) |
2. Студент, зубрила – 7 (ок. 14,3%) |
2. Бедный, мало денег, нищета, нищеброд, дешевое, экономить, старый пустой кошелек – 11 (ок. 19%) |
2. Бедный и др. – 20 (ок. 18,7%) |
3. Деньги, толстый кошелек, состоятельный – 6 (ок. 12,2%) |
3. Инвалиды, пенсионер, обделенные люди, многодетные, дети, школьники – 8 (ок. 13,8%) |
3. Социальные группы (инвалиды, пенсионеры и др.) – 13 (ок. 12,1%) |
4. Бесплатно, бесплатное обучение – 6 (ок. 12, 2%) |
4. Льготы, карточки, блатной – 8 (ок. 13,8%) |
4. Льготы и др. – 12 (ок. 11,2%) |
5. Инвалиды, пенсионеры, ветераны, малообеспеченные – 5 (ок. 10,2%) |
5. Бесправный, зависимый, устали слушать пустослов, грустные лица – 4 (ок. 6,9%) |
5. Бесплатно – 8 (ок. 7,5%) |
6. Льготы, помогает государство – 4 (ок. 8,2%) |
6. Бесплатно – 2 (ок. 3,4%) |
6. Деньги и др. – 6 (ок. 5,6%) |
7. 7. Умный, образованный – 3 (ок. 6,1%) |
7. Стабильность – 2 (ок. 3,4%) |
7. Белая з/п, справедливая з/п – 4 (ок. 3,7%) |
8. Положение в обществе, власть, вседозволенность – 3 (ок. 6,1%) |
8. Несчастный, провинциал – 2 (ок. 3,4%) |
8. Умный, образованный, эрудированный – 4 (ок. 3,7%) |
9. Ответственный, честные люди – 2 (ок.4,1%) |
9. Белая з/п, налоги – 2 (ок. 3,4%) |
9. Бесправный, зависимый и др – 4 (ок. 3,7%) |
10. Справедливая з/п, белая з/п – 2 (ок. 4,1%) |
10. Эрудированный – 1 (ок. 1,7%) |
10. 10. Власть и др. – 3 (ок. 2,8%) |
11. Работник – 2(ок. 4,1%) |
11. Трудоголик – 1 (ок. 1,7%) |
11. 11. Стабильность – 2 (ок. 1,9%) |
|
12. Бичевание– 1 (ок. 1,7%) |
12. Честные люди, ответственный – 2 (ок. 1,9%) |
|
13. Много – 1 (ок. 1,7%) |
13. Несчастный, провинциал – 2 (ок. 1,9%) |
|
|
14. Работник, бичевание, трудоголик, много – по 1 (ок. 0,9%+0,9%+0,9%+0,9%) |
Проанализировав реакции, мы можем сказать, что в восприятии старших подростков «бюджетник», в первую очередь, ассоциируется с семой «бедный», в эту группу также входят следующие реакции: «недостаток денежных средств», «экономит», «маленькая/низкая зарплата», «недорого».
Не менее значима сема «студент». Видимо, это связано с тем, что испытуемые находятся как раз в том возрасте, когда предстоит выбирать профиль дальнейшего обучения, то наблюдается актуализация «бюджетника» как студента, обучающегося на бесплатной (бюджетной) основе. Сюда же мы относим и «студента-зубрилу», так как в понимании подростков, чтобы обучаться бесплатно (набрать высокие баллы для поступления), нужно иметь определенный багаж знаний, а эти знания можно получить путем заучивания. Можно добавить также, что в полученных результатах нашлись такие ассоциации как «бесплатно» и «бесплатное обучение», что также соотносится со студентом-бюджетником.
Кроме того, были выделены семы «деньги», «власть», «положение в обществе», которые указывают на разграничение понятия «бюджетник» по уровню доходов и собственно положению в обществе, т.е. есть чиновники и обычные работники.
У студентов и аспирантов на первый план выходит сема «студент», что, на наш взгляд, связано с тем, что сами опрашиваемые входят в категорию студентов, а, следовательно, «бюджетник» ассоциируется у них с обучением на бюджетной основе.
На второй план выходит сема «бедности», что, вероятно, связано с личным жизненным опытом. В сознании современных носителей русского языка закрепился стереотип, что у «бюджетника» (или студента) зачастую нет денег или же чувствуется острая нехватка денежных средств.
Нам представился интересным тот факт, что подростки приводят ассоциации, связанные с человеческими качествами, например, «умный», «образованный»; «ответственный», «честные люди», в то время как в другой группе, в которую входят студенты и аспиранты, лишь один человек дал ассоциацию «эрудированный».
Кроме того, в обеих группах приводятся такие реакции как: «инвалиды», «пенсионеры», «ветераны», «малообеспеченные», «многодетные», «обделенные», «школьники», «дети». Это говорит о том, что люди выделяют социальные группы, относящиеся к слову «бюджетник».
Анализ словарей приводит нас к заключению о том, что ни в одной из рассматриваемых нами словарных статей не приводится список социальных групп, относящихся к категории «бюджетник», например, в словарной статье Большого академического словаря русского языка под редакцией К.С. Горбачевича [1]: БЮДЖЕТНИК –а, м. Работник учреждения, организации, предприятия, финансируемых из государственного бюджета.
ТС конца ХХ в. 1998: бюджетник.
Подводя итог нашего исследования, следует сказать о том, что наиболее частотными и быстрее других актуализирующимися являются такие семы слова «бюджетник» как: «студент», «бедность» и лексико-семантическая группа «социальные группы» они составляют в общей сложности ок. 51,4% от всех полученных ассоциативных реакций в двух группах.
Таким образом, с помощью ассоциативного эксперимента мы выяснили, что, в целом слово «бюджетник» воспринимается людьми разного возраста практически идентично, поскольку многие семы совпали, но нельзя упустить из внимания различия в восприятии анализируемого слова. Анализ результатов эмпирического исследования восприятия слова «бюджетник» наглядно показал следующую особенность его употребления: в современном русскоговорящем пространстве слово «бюджетник» трактуется не в соответствии со словарной статьей, семантика данного слова в большей степени навязана сформированными стереотипами современного общества.