Личная эффективность обучающихся подросткового возраста
Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Личная эффективность обучающихся подросткового возраста
Аннотация. Предмет: Представление о личной эффективности – это крайне важный фактор, определяющий выбор действия школьника старшей школы, именно от уровня сформированности данного навыка зависит целеполагание, мотивация и результат обучения в образовательном учреждении.
Цели: определить уровень личной эффективности обучающихся 13-15 лет и разработать методическое пособие для дополнительного образования, которое будет способствовать повышению их личной эффективности.
Методология: методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.
Результаты: данные количественного и качественного анализа после проведения методик по оцениванию личной эффективности школьников 7- 8 классов показывают низкий уровень сформированности знаний о факторах личной эффективности и способах ее повышения.
Выводы: сделан вывод о том, что для формирования личной эффективности школьников нужна программа дополнительного образования, которая предназначена для практического обучения обучающихся 13-15 лет основам психологической грамотности. Полученные в ходе занятий знания, умения и навыки позволят подросткам увидеть собственные возможности саморазвития, помогут формированию созидательного и позитивного мировоззрения учащихся, скорректируют неадекватную самооценку, и следовательно, сформируют навыки личной эффективности.
Ключевые слова: личная эффективность, самоэффективность, деятельность, поведение, подросток, цель, ресурсы, результат, успех.
Представление о личной эффективности – это крайне важный фактор, определяющий наш выбор действия. Чем выше личная эффективность, тем больше вероятность того, что человек будет стараться изо всех сил для достижения цели. В связи с этим необходимо иметь четкое представление о личной эффективности и о способах ее повышения или, другими словами, о факторах, на нее влияющих. Это понимание дает возможность повысить уровень личной эффективности любому человеку.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что о феномене «личная эффективность» недостаточно представлений, более того нет достаточной информированности о факторах, влияющих на личную эффективность, что и определяет проблему. И, наконец, некоторые из факторов, влияющих на личную эффективность, представляют интерес не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне.
Феномену «личной эффективности» в последнее время в психологии уделяется все большее внимание. При этом в психологической науке используется разная терминология относительно данного обстоятельства, чаще говорят о «самоэффективности» и «личной эффективности».
По феномену самоэффективность изучены труды А. Бандуры, R.Lazarus, S. Folkman, Р.Л. Кричевского , Т.О. Гордеевой, К.М. Гайдара, С.Р. Пантилеева, хотя истоки изучения «личной эффективности» берут свое начало в социально-когнитивной теории А. Бандуры в 70-е гг. ХХ в.
Одним из ключевых терминов данной теории является «самоэффективность»
Первым ученым, сформулировавшим термин самоэффективности, был Альберт Бандура, американский психолог, автор теории социального научения. Он понимал самоэффективность как веру человека в успешность собственных действий в той или иной ситуации. Практически все люди могут ставить перед собой цели и желать, чтобы эти цели были достигнуты. Тем не менее, многие так же осознают, что реализовать свои планы не так просто. Бандура и многие исследователи обнаружили, что данный феномен играет важную роль в том, как цели, желания и мотивы воплощаются в жизнь.
Самоэффективность постоянно меняется — на неё можно целенаправленно воздействовать. В связи с этим, развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, пластично входить в поток, в состояние физического или эмоционального
Таким образом, проанализированные подходы зарубежных и отечественных специалистов дополняют друг друга и указывают ориентиры для последующего выявления структурных компонентов, критериев и показателей проявления личной эффективности, а также разработке методов внешней оценки уровня ее достижения. Особенно актуально данная тема для обучающихся старших классов образовательных учреждений, так как современное российское общество предъявляет свой социальный заказ на профессионалов, способных к эффективной деятельности во всех ее проявлениях и обладающих для этого внутренним стержнем, необходимым личностным потенциалом.
Одной из распространенных проблем у детей является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем, организацией рабочего места и распределением необходимых дел. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром интернета или телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.
Умение управлять своим временем и делами является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. Навыки личной эффективности позволяют результативно управлять школьнику не только учебной деятельностью, но и жизненными ситуациями и проблемами в целом. Чем младше ребенок, тем проще его обучить навыкам личной эффективности и помочь стать ему самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «зона ближайшего развития» — это уровень развития ребенка, который достигается в процессе совместной деятельности со значимым взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности. В тоже время такой опыт позволяет ученику научиться и расширить круг дел, умений и навыков, которые он может выполнять самостоятельно.
Одним из самых сензитивных периодов для формирования высокого уровня личной эффективности является подростковый возраст, который в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства", поэтому важно именно в такой период смотивировать обучающихся на успешное обучение в школе, сформировать адекватную самооценку итд.
Для оценки уровня личной эффективности обучающихся была проведена методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Для количественного и качественного анализа в начале учебного года было опрошено 50 обучающихся 7-11 классов МАОУ СОШ № 147 Железнодорожного района города Екатеринбурга.
Содержательная сторона методики отразила сущность пяти обоснованных компонентов мотивации и взаимосвязь между ними:
- наличие личностного смысла учения,
- выраженность тех или иных видов мотивов (познавательные и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к недопущению неудач),
- целеполагание,
- реализация доминирующих мотивов в поведении,
- эмоциональный компонент.
Методика позволила выявить наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания, следствием которых является снижение базовых показателей образованности и воспитанности обучающихся, так как показатели личной эффективности обучающихся оказались на низком уровне.
Для решения данной проблемы было разработано методическое пособие для практического обучения учащихся 7-11 классов основам психологической грамотности.
Методическое пособие представляет цикл последовательных занятий дополнительного образования, в ходе которого у обучающегося формируется адекватная самооценка, развиваются творческие способности , развивать познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, строится рефлексивный тип ,развивается самосознание и самоконтроль.
После апробации методического пособия была проведена повторная диагностика по изучению личной эффективности обучающихся, которая показала повышения уровня на 35%.
Полученные в ходе занятий знания, умения и навыки позволили подросткам увидеть собственные возможности саморазвития, помогли формированию созидательного и позитивного мировоззрения учащихся, скорректировали неадекватную самооценку.
Таким образом, чтобы сформировать у ребенка навыки и умения планирования и эффективного управления собственной деятельностью, необходимо его обучить этому.