Статья:

Личная эффективность обучающихся подросткового возраста

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Бочарова Ю.В. Личная эффективность обучающихся подросткового возраста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(33).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Личная эффективность обучающихся подросткового возраста

Бочарова Юлия Владимировна
магистрант, АНО ВО Гуманитарный университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Предмет: Представление о личной эффективности – это крайне важный фактор, определяющий выбор действия школьника старшей школы, именно от уровня сформированности данного навыка зависит целеполагание, мотивация и результат обучения в образовательном учреждении.

Цели: определить уровень личной эффективности обучающихся 13-15 лет и разработать методическое пособие для дополнительного образования, которое будет способствовать повышению их личной эффективности.

Методология: методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.

Результаты: данные количественного и качественного анализа после проведения методик по оцениванию личной эффективности школьников 7- 8 классов показывают низкий уровень сформированности знаний о факторах личной эффективности и способах ее повышения.

Выводы: сделан вывод о том, что для формирования личной эффективности школьников нужна программа дополнительного образования, которая предназначена для практического обучения обучающихся 13-15 лет основам психологической грамотности. Полученные в ходе занятий знания, умения и навыки позволят подросткам увидеть собственные возможности саморазвития, помогут формированию созидательного и позитивного мировоззрения учащихся, скорректируют неадекватную самооценку, и следовательно, сформируют навыки личной эффективности.

 

Ключевые слова: личная эффективность, самоэффективность, деятельность, поведение, подросток, цель, ресурсы, результат, успех.

 

Представление о личной эффективности – это крайне важный фактор, определяющий наш выбор действия. Чем выше личная эффективность, тем больше вероятность того, что человек будет стараться изо всех сил для достижения цели. В связи с этим необходимо иметь четкое представление о личной эффективности и о способах ее повышения или, другими словами, о факторах, на нее влияющих. Это понимание дает возможность повысить уровень личной эффективности любому человеку.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что о феномене «личная эффективность» недостаточно представлений, более того нет достаточной информированности о факторах, влияющих на личную эффективность, что и определяет проблему. И, наконец, некоторые из факторов, влияющих на личную эффективность, представляют интерес не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне.

Феномену «личной эффективности» в последнее время в психологии уделяется все большее внимание. При этом в психологической науке используется разная терминология относительно данного обстоятельства, чаще говорят о «самоэффективности» и «личной эффективности».

По феномену самоэффективность изучены труды А. Бандуры, R.Lazarus, S. Folkman, Р.Л. Кричевского , Т.О. Гордеевой, К.М. Гайдара, С.Р. Пантилеева, хотя истоки изучения «личной эффективности» берут свое начало в социально-когнитивной теории А. Бандуры в 70-е гг. ХХ в.

Одним из ключевых терминов данной теории является «самоэффективность»

Первым ученым, сформулировавшим термин самоэффективности, был Альберт Бандура, американский психолог, автор теории социального научения. Он понимал самоэффективность как веру человека в успешность собственных действий в той или иной ситуации. Практически все люди могут ставить перед собой цели и желать, чтобы эти цели были достигнуты. Тем не менее, многие так же осознают, что реализовать свои планы не так просто. Бандура и многие исследователи обнаружили, что данный феномен играет важную роль в том, как цели, желания и мотивы воплощаются в жизнь.

Самоэффективность постоянно меняется — на неё можно целенаправленно воздействовать. В связи с этим, развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, пластично входить в поток, в состояние физического или эмоционального

Таким образом, проанализированные подходы зарубежных и отечественных специалистов дополняют друг друга и указывают ориентиры для последующего выявления структурных компонентов, критериев и показателей проявления личной эффективности, а также разработке методов внешней оценки уровня ее достижения. Особенно актуально данная тема для обучающихся старших классов образовательных учреждений, так как современное российское общество предъявляет свой социальный заказ на профессионалов, способных к эффективной деятельности во всех ее проявлениях и обладающих для этого внутренним стержнем, необходимым личностным потенциалом.

Одной из распространенных проблем у детей является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем, организацией рабочего места и распределением необходимых дел. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром интернета или телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.

Умение управлять своим временем и делами является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. Навыки личной эффективности позволяют результативно управлять школьнику не только учебной деятельностью, но и жизненными ситуациями и проблемами в целом. Чем младше ребенок, тем проще его обучить навыкам личной эффективности и помочь стать ему самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «зона ближайшего развития» — это уровень развития ребенка, который достигается в процессе совместной деятельности со значимым взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности. В тоже время такой опыт позволяет ученику научиться и расширить круг дел, умений и навыков, которые он может выполнять самостоятельно.

Одним из самых сензитивных периодов для формирования высокого уровня личной эффективности является подростковый возраст, который в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства", поэтому важно именно в такой период смотивировать обучающихся на успешное обучение в школе, сформировать адекватную самооценку итд.

Для оценки уровня личной эффективности обучающихся была проведена методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Для количественного и качественного анализа в начале учебного года было опрошено 50 обучающихся 7-11 классов МАОУ СОШ № 147 Железнодорожного района города Екатеринбурга.

Содержательная сторона методики отразила сущность пяти обоснованных компонентов мотивации и взаимосвязь между ними:

  • наличие личностного смысла учения,
  • выраженность тех или иных видов мотивов (познавательные и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к недопущению неудач),
  • целеполагание,
  • реализация доминирующих мотивов в поведении,
  • эмоциональный компонент.

Методика позволила выявить наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания, следствием которых является снижение базовых показателей образованности и воспитанности обучающихся, так как показатели личной эффективности обучающихся оказались на низком уровне.

Для решения данной проблемы было разработано методическое пособие для практического обучения учащихся 7-11 классов основам психологической грамотности.

Методическое пособие представляет цикл последовательных занятий дополнительного образования, в ходе которого у обучающегося формируется адекватная самооценка, развиваются творческие способности , развивать познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, строится рефлексивный тип ,развивается самосознание и самоконтроль.

После апробации методического пособия была проведена повторная диагностика по изучению личной эффективности обучающихся, которая показала повышения уровня на 35%.

Полученные в ходе занятий знания, умения и навыки позволили подросткам увидеть собственные возможности саморазвития, помогли формированию созидательного и позитивного мировоззрения учащихся, скорректировали неадекватную самооценку.

Таким образом, чтобы сформировать у ребенка навыки и умения планирования и эффективного управления собственной деятельностью, необходимо его обучить этому.

 

Список литературы:
1. Чаплин А.В., Шацкая С.С. Факторы, влияющие на самоэффективность личности // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 991-993; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9552 (дата обращения: 01.03.2020).
2. АТ Дегтяренко И.В. Искусство личной эффективности// 2015.-http://masters.donntu.org/2010/fkita/gaskova/ind/index.htm
3. https://bookap.info/book/freydzher_teorii_lichnosti_i_lichnostnyy_rost/gl503.shtm
4. Л.С. Выготский. Возрастная и педагогическая психология. Сборник статей, - М. 1990г.
5. Л.С. Выготский. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
6. http://ouustzao.omr.obr55.ru/files/2019/02