Политика глазами пациентов психбольницы
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Политика глазами пациентов психбольницы
«Социалистический коллектив пациентов» (СКП), или Sozialistisches Patientenkollektiv, в подавляющем количестве публикаций представляется лишь как предшественник и союзник RAF, Фракции Красной Армии - леворадикальной немецкой террористической организация, ответственной за серию взрывов, похищений, налётов и покушений в ФРГ (многие из членов второго поколения RAF действительно были выходцами из «Социалистического коллектива пациентов»).
Намного реже о коллективе говорят, как об одной из первых организаций по защите прав пациентов, в особенности психиатрических лечебниц.
Но немногие знают, что «Социалистический коллектив пациентов» функционирует и сегодня, оказав определенное влияние даже на политическую мысль. Комплексно вопрос об этой организации почти не изучался.
Из публикаций стоит выделить статью Евгения Казакова «Убийцы белых халатов» [1], где освещается эволюция этой организации и попутно развенчивается миф о восприятии СКП, как «банды сумасшедших».
Так же стоит отметить, что функционирует официальный сайт СКП [2], на котором выкладывают в свободный доступ теоретические переводы работ на несколько языков.
В данной статье будут использоваться некоторые материалы сайта СКП (сейчас организация именуется «Фронт пациентов / Социалистический коллектив пациентов») и будет осуществлена попытка рассмотреть некоторые аспекты политической мысли этого коллектива и его современное состояние.
История организации.
История СКП начинается с доктора медицины Вольфганга Хубера, который родился в 1935 году во Франкфурте-на-Майне. Иронично, но в этом городе родился знаменитый психиатр Алоис Альцгеймер, которого в своих публикациях часто критиковал Хубер, а также это место дало название Франкфуртской философской школе, которая объединила многих представителей критической теории общества и «новых левых», от связи с которыми Хубер всегда старался открещиваться, но его политическая теория все же попала под их влияние. Хубер работал ассистентом в психиатрической клинике Гейдельбергского университета, постоянно ссорясь с коллегами, но пользуясь огромной популярностью у пациентов.
При очередной попытке уволить Хубера, в 1970 году произошло уникальное событие – на защиту встали его пациенты, впервые в истории медицины выдвинув политические требования, тем самым и организовав СКП. Естественно, недовольство больных началось с критики авторитарных отношений между врачами и пациентами, но потом начало обрастать и политическими теориями за искоренение тех механизмов, которые они наблюдали в больнице, в масштабах всего общества.
На основе групповой терапии, как основного метода лечения больных, предлагалось вести прямую политическую борьбу, что было воспринято коллегами Хубера как полный абсурд.
Конфликт вокруг экстравагантного объединения нарастал по мере того, как СКП начало принимать активную деятельность в левом движени и различных выступлениях.
Обстановку накаляли попытки лидеров RAF установить контакты с пациентами-радикалами (лидеры RAF – Ульрика Майнхоф, Андреас Баадер, Гудрун Энслин и Ян-Карл Распе – даже скрывались некоторое время на квартире одной пациентки СКП), а также самоубийство одной из пациенток Хубера – в газетах доктора начали обвинять в подстрекательстве.
В итоге, после обращения соседа Хубера в полицию по поводу подозрительного человека, уехавшего на машине доктора, сотрудники полиции задержали восемь членов СКП, двоих из которых осудили.
При обысках были обнаружены поддельные документы, оружие и детонаторы. Самому Хуберу сначала удалось избежать ареста, но ненадолго. 13 июля 1971 года СКП заявил о самороспуске, а 21 июля полицейские арестовали Хубера и нескольких членов СКП.
Также, многие из бывших пациентов стали участниками Второго поколения RAF и принимали непосредственное участие в некоторых терактах этой организации. Хубер вышел на свободу 21 января 1976 года, был лишен права на врачебную деятельность и возобновил свою политико-теоретическую работу в той же организации, но со слегка видоизмененным названием – «Фронт пациентов / Социалистический коллектив пациентов» (ФП/СКП).
Политические идеи.
Несмотря на то, что сама организация не причисляет себя ни к «антипсихиатрическому движению», ни к «новым левым» определенное влияние на развитие их политической мысли оказала критическая теория левого толка.
В недавних публикациях ФП/СКП особенно четко прослеживается воздействие нео-марксизма Франкфуртской школы.
Интересно заметить, что сам феномен существования «Социалистического коллектива пациентов» вписывается в концепцию Герберта Маркузе, которая была изложена в его книге «Одномерный человек» в 1964 году.
Согласно Маркузе, современная цивилизация, а именно развитое индустриальное общество, – это «царство мирной и комфортной несвободы [3]», которое обладает способностью сдерживать качественные перемены в обществе. В XX происходит уникальное видоизменение – трансформация вида Человек Разумный в Человека Одномерного.
Основным мотивом, который прослеживается во всей книге, является именно концепция одномерности современного человека, одномерности его мышления и философии. В современном обществе люди подчиняются одним и тем же желаниям, идентичным потребностям, а технический прогресс усмиряет любые центробежные силы «путём не террора, а техники», опираясь на эффективность и повышающиеся стандарты жизни, из-за чего современные люди и становятся одинаковыми по своей сути – они становятся одномерными. Маркузе выделяет образовавшийся культ вокруг потребления, как самый верный способ усмирения и контроля за обществом, и подобный репрессивный характер сравним с авторитарным характером советского коммунизма.
Общество потребления (этот термин впервые ввел Эрих Фромм, тоже философ Франкфуртской школы) становится в своей сути тоталитарным, свобода мысли, слова, совести перестают быть критической силой и проходят институциализацию, а само общество принуждает человека утверждать себя на рынке труда – превратиться в «функцию», ставя под вопрос саму возможность развития индивидуальности и личности.
Маркузе так же указывает на всеобщую интеграцию оппозиционных сил общества, которые теряют свою оппозиционную суть – они уже не выступают против существующего порядка, не предлагают критического переосмысления современного состояния общества, саму возможность критики основ современного общества лишили «рационального фундамента».
Традиционная революционная среда капитализма, крупнопромышленные рабочие, пролетариат, интегрируются в общество всеобщего благоденствия, «не решив классовых противоречий», они становятся частью среднего класса. Все возможные внутренние источники протеста «погашены» и привязаны к текущему уровню благ и потребностей, отчуждая массы «демократичными средствами» и вытесняя их жизнь в представление.
Поэтому, согласно представлению Маркузе, представить оппозицию подобному мироустройству могут лишь те группы людей, которые были отвергнуты «обществом благоденствия», выброшены на его задворки, исключены из общего цикла производства и потребления.
Рассматривая «Социалистический коллектив пациентов» в подобном контексте становится понятно, почему именно пациенты психиатрических лечебниц стали носителями критической теории.
Перефразируя фразу Бретона («после посещения сумасшедшего дома я убеждаюсь, что там делают безумцев, точно также, как в исправительных домах делают бандитов [4]»), из пациентов психиатрических лечебниц общество сделало символических аутсайдеров, маргиналов, отделяя их от общественной жизни, тем самым, создавая почву для критического переосмысления действительности.
По этой причине СКП всегда позиционировали себя не просто «профсоюзом пациентов», а именно как и политическую организацию, воспринимавшую общество с позиции критической теории Франкфуртской школы.
Под знаменитым лозунгом «Сделаем из болезни оружие!» они видели своей целью бороться не только с жестоким обращением в сумасшедших домах и иерархией «господства-подчинения» между докторами и их пациентами, но также и с самим фундаментом капитализма – способом производства.
Именно здесь они видели корень проблем и считали, что невозможно избавиться от этой детерминированной структуры отношений, не изменив общественных отношения к способу производства.
Социалистический коллектив пациентов ввел в оборот крайне оригинальные и экстравагантные определение – ятрократия (iatrocracy), ятрогенный империализм или ятро-империализм (iatro-imperialism), происходящее от древнегреческого слова «iatros» - врач.
Сразу же можно заметить явные параллели с коммунистической концепцией, но вместо двух противоборствующих классов «пролетариат» и «буржуазия», с точки зрения СКП, основные противоречия, определяющие содержание современных процессов, возникают между классами ятрократов («iatrocrats», класс врачей) и пациентов.
В статьях, опубликованных на официальном сайте СКП, они подробно рассматривают основные положения концепции и представляют даже целостный взгляд на историю болезни и медицины.
«В основе всех революций как и в каждом ее участнике лежит болезнь», - эта мысль красной нитью прослеживается в большинстве статей коллектива.
По мнению СКП, корнем классовой неравенства и доминации является именно работники медицинской сферы.
Врачи с этой точки зрения, представляются как обособившийся класс, независимый от государств и экономических систем, имеющий решающее влияние на большинство процессов, что превращает их в «аутохтонную анархичную группировку».
Класс врачей, доминирующий в современном мире и всецело захвативший власть, своими действиями отторгает пациента от его экзистенции (англ. «existence»; нем. «Dasein»).
Но, я не ошибусь, если скажу, что краеугольным камнем идеологии социалистического коллектива пациентов должно являться определение психического заболевания, «болезни» как таковой.
В связи с данным подходом, болезнь в их понимании понимается как состояние и результат производственных капиталистических отношений и, одновременно, элемент производственных сил.
Таким образом, болезнь, в подобном понимании, превращается в единственно возможную форму существования в капиталистической системе, естественной формой протеста против ирреальной жизни, которая, как писал Ги Дебор, «вытеснена в представление [5]».
Текущий способ производства предполагает, что живая рабочая сила должна превратиться в «неорганическую» силу, то есть в сырьевой товар или капитал, а «болезнь» - есть лишь следствие данного процесса.
Поскольку болезнь также является завуалированной формой безработицы, ее можно воспринимать как кризисный буфер в системе ятро-капитализма, а в ее неразвитых стадиях – как ингибитор и препятствие для обычного функционирования.
Уникальность данного подхода состоит также и в том, что в следствие подобного понимания болезни, понятие «здоровье» превращается в манипулятивный термин, пытающийся скрыть общественные предпосылки к возникновению заболевания, а также ее социальное значение.
Что немаловажно заметить, СПК критикуют понятие о психиатрической «норме», как репрессивном искусственном конструкте, отторгающем социально-неприемлемое мышление и поведение.
Подводя итог вышесказанному, идеология Социалистического коллектива пациентов являет собой уникальный сплав учений Маркса, леворадикальных идей и видения мира через призму воспаленного рассудка (или «блаженного откровения», зависит от точки зрения) пациентов психбольницы.
Но воспринимать ли организацию доктора Хубера, приводя фразу Декарта, что «безумие сродни сновидению и заблуждению ума во всех его формах», либо цитируя девиз СКП, что «болезнь – есть величайшее оружие», или же стараясь придерживаться нейтралитета, есть выбор каждого.