Статья:

Особенности агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Тазетдинова Ю.М. Особенности агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости

Тазетдинова Юлиана Маратовна
студент, Институт педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Дроздова Наталья Владимировна

 

Активное развитие информационно-коммуникационных компьютерных технологий в современном мире приводит к тому, что сегодня компьютер становится не столько средством передачи, обработки и хранения информации, сколько средством реализации множества потребностей личности, выступающим в качестве специфической социокультурной среды со своим культурообразующим содержанием (А.Е. Войскунский, Ю.М. Евстигнеева, М.С. Иванов, O.K. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.). Компьютерные игры в этой среде являются одним из важнейших компонентов, имеющих широкое распространение в среде подростков. По данным В.А. Бейзерова, Ю.Н. Мураткиной, В.С. Собкина, Е.Ю. Тихоновой и др., большую склонность к игровой компьютерной зависимости демонстрируют подростки-мальчики, чаще всего выбирающие специфические по содержанию компьютерные игры, связанные с насилием и агрессией в разных формах (драки, стрельба, взрывы, убийства и т.п.).

Бесконтрольная и не ограничиваемая по времени игра, занимающая весь досуг подростка, создает предпосылки формирования определенных моделей поведения, связанных с агрессией и кажущихся подростку более эффективными, в сравнении с «мирными» моделями поведения [1; 2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10].

Однако, при наличии множества упоминаний о влиянии пространства и содержания игры на агрессию и широкую распространенность игр агрессивного содержания в среде мальчиков-подростков, в научных публикациях отмечается дефицит данных об особенностях агрессивного поведения у подростков-мальчиков, зависимых от компьютерных игр.

Для проверки гипотезы о различиях в проявлениях агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости нами было организовано эмпирическое исследований. Выборка исследования включила 40 подростков-мальчиков в возрасте 13-14 лет.

Для получения эмпирических данных применялись тест-опросник степени увлеченности подростков компьютерными играми А.В. Гришиной [5] и опросник диагностики форм агрессии А. Басса – А. Дарки. Обработка данных проводилась с применением математико-статистического метода (непараметрического критерия различий U-Манна-Уитни).

На первом этапе исследования в составе выборки нами были выделены группы подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости (рис. 1).

 

Рисунок 1. Уровни игровой компьютерной зависимости в выборке подростков-мальчиков

 

По данным рисунка 1 можно видеть, что 42,5% выборки подростков-мальчиков показали средний уровень игровой компьютерной зависимости, для которого характерна ситуативная увлеченность компьютерными играми, с потерей самоконтроля в игре и высоким положительным отношением к играм, азартом при прохождении игры. Чаще всего, контроль над временем игры сохраняется и подростка привлекают только игры определенного содержания.

37,5% выборки подростков-мальчиков показывают высокий уровень игровой компьютерной зависимости. Для испытуемых с таким уровнем свойственно проведение в играх всего свободного времени, постоянное обдумывание содержания игры, желаемых игровых результатов, при потере самоконтроля в игре и предпочтении общения с персонажами компьютерной игры реальному общению со сверстниками и взрослыми.

20% выборки подростков-мальчиков показали низкий уровень компьютерной игровой зависимости.

 При таком уровне подростки проявляют естественную увлеченность компьютерными играми, а сама игра воспринимается как развлечение, при котором игровая активность полностью контролируется, не вызывая никаких негативных последствий. По окончании игры подростки-мальчики с низким уровнем игровой компьютерной зависимости не думают об игре, ее содержании, не испытывают потребности в продолжении игры.

Далее в данных группах подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости нами анализировались особенности агрессивного поведения.

Обработка данных по методике А. Басса и А. Дарки предполагает расчет индексов агрессивности и враждебности как маркеров склонности к агрессивным реакциям в поведении.

В группах подростков-мальчиков с разным уровнем компьютерной игровой зависимости средние значения индекса агрессивности неодинаковы: у большинства подростков с низкий и средним уровнями игровой компьютерной зависимости отмечаются низкие показатель индекса (12,3 и 16,8 баллов соответственно), а у испытуемых с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости – средние (22,2 балла), отражающие норму (согласно данным авторов методики, норма определяется в диапазоне 21±4 балла). Относительно индекса враждебности было выявлено, что средние значения по группам подростков-мальчиков с низким и средним уровнями игровой компьютерной зависимости сходны (8 и 10,1 баллов соответственно при норме 6,5-7±3 баллов) и относятся к нормальному уровню враждебности, при котором подростки не проявляют выраженной склонности к обиде и подозрительности и агрессивным реакциям.

У подростков-мальчиков с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости можно видеть средние показатели индекса враждебности, которые относятся к повышенным (11,1 баллов при норме 6,5-7±3 баллов). При таких результатах подростки могут нередко проявлять агрессию как проявление обиды, недоверия к окружающим, а также агрессию «предупреждающего» характера при подозрении в получении вреда со стороны окружающих в вой адрес. В целом, по всем показателям форм агрессии в группе подростков-мальчиков с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости выявляются более высокие средние значения по группе, в сравнении со сверстниками со средним и низким уровнями игровой компьютерной зависимости (рис. 2).

 

Рисунок 2. Сравнение показателей агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости (ИКЗ)

 

По данным рисунка 2 можно видеть, что в группах подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости отмечаются сходные результаты по таким формам агрессии как вербальная агрессия, обида, чувство вины. По всем прочим показателям агрессивного поведения можно видеть устойчивую тенденцию: наиболее низкие результаты изучения форм агрессии выявляются в группе подростков-мальчиков с низким уровнем игровой компьютерной зависимости, а наиболее высокие – в группе испытуемых с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости.

У подростков-мальчиков со средним уровнем игровой компьютерной зависимости при этом выявляются преимущественно средние показатели агрессивного поведения.

Обнаруженные в ходе сравнительного анализа различия проверялись нами с помощью расчетов непараметрического критерия U-Манна-Уитни. Представим далее результаты проведенных расчетов.

Таблица

Различия в показателях агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости (по U-Манна-Уитни)

Формы агрессии

Сравниваемые группы

Низкий / средний уровни ИКЗ

Низкий / высокий уровни ИКЗ

Средний / высокий уровни ИКЗ

Физическая агрессия

44,5 (незн.)

17 (0,01)

74 (0,05)

Вербальная агрессия

51 (незн.)

39 (незн.)

99,5 (незн.)

Косвенная агрессия

46 (незн.)

20 (0,01)

40,5 (0,01)

Раздражение

22,5 (0,01)

21 (0,01)

53,5 (0,01)

Негативизм

33,5 (0,05)

19,5 (0,01)

68,5 (0,05)

Обида

62,5 (незн.)

38,5 (незн.)

86 (незн.)

Подозрительность

49 (незн.)

22 (0,01)

75 (0,05)

Чувство вины

43 (незн.)

35 (незн.)

103 (незн.)

Индекс агрессивности

29,5 (0,05)

27,5 (0,05)

90 (незн.)

Индекс враждебности

54 (незн.)

37,5 (незн.)

88,5 (незн.)

*При n1=8, n2=17 Uкр=39 для р≤0,05, Uкр=28 для р≤0,01; при n1=8, n2=15 Uкр=33 для р≤0,05, Uкр=24 для р≤0,01; при n1=17, n2=15 Uкр=83 для р≤0,05, Uкр=66 для р≤0,01

 

Из данных, приведенных в таблице, ясно, что наибольшее количество статистически значимых различий обнаружено в показателях агрессивного поведения в группах подростков-мальчиков с высоким и низким уровнями игровой компьютерной зависимости, а также в группах с высоким и средним уровнями игровой компьютерной зависимости (со статистической достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни).

Обнаруженные различия, на наш взгляд, могут объясняться уровнем игровой компьютерной зависимости. Так, при высоком уровне подростки-мальчики чрезмерно включены в компьютерные игры, которые чаще всего имеют агрессивное содержание и сюжет: военные действия, драки, стрельба и т.д. Постоянно решая задачи игры через агрессию, подростки опосредованно усваивают агрессивные модели поведения как более эффективные для достижения тех или иных целей, самоутверждения, переживания успеха.

При низком уровне компьютерной игровой зависимости, напротив, подростки-мальчики не проявляют чрезмерной заинтересованности играми, отдавая предпочтение реальному общению, в котором менее вероятно усвоение агрессивного поведения как наиболее эффективного для достижения своих целей.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выявить, что в группе подростков-мальчиков с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости особенности агрессивного поведения определяются преобладанием косвенной агрессии как наиболее выраженной формы агрессивного поведения, предполагающей скрытые или неосознаваемые агрессивные проявления (достоверно на уровне 0,01 и 0,05 по U-Манна-Уитни).

Помимо этого, физическая агрессия, раздражение, негативизм и подозрительность как формы агрессии имеют тенденцию большей выраженности у подростков-мальчиков с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости, в сравнении со сверстниками со средним и низким уровнями (достоверно на уровне 0,01 и 0,05 по U-Манна-Уитни).

У подростков-мальчиков со средним уровнем игровой компьютерной зависимости особенности агрессивного поведения определяются более высокими показателями раздражения и негативизма, чем в группе с низким уровнем, и более низкими показателями косвенной агрессии, физической агрессии, раздражения, негативизма и подозрительности, чем в группе с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости (достоверно на уровне 0,01 и 0,05 по U-Манна-Уитни).

У подростков-мальчиков с низким уровнем игровой компьютерной зависимости особенности агрессивного поведения определяются наиболее низкими показателями косвенной агрессии, физической агрессии, раздражения, негативизма и подозрительности, а также агрессивности как черты личности, определяющей склонность к агрессивным поведенческим проявлениям (достоверно на уровне 0,01 и 0,05 по U-Манна-Уитни).

При этом вербальная агрессия, обида и чувство вины как формы агрессии у подростков-мальчиков не имеют статистически значимых различий в группах с разным уровнем игровой компьютерной зависимости.

 

Список литературы:
1. Антоненко, А.А. Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению [Электронный ресурс] / А.А. Антоненко // PsyJounals.Ru: Портал психологических изданий. Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. – 2016. – URL: http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/45950_full.shtml.
2. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / И.Г. Белавина // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 62-69. 
3. Бурлаков, И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр / И.В. Бурлаков. – М.: Класс, 2000. – 213 с.
4. Войкунский, А.Е. Традиционные и современные исследования игрового поведения [Электронный ресурс] / А.Е. Войкунский, А.А. Аветисова // Методология и история психологии. – 2009. – № 4. – С. 82-94. – URL: http://psyjournals.ru/mip/2009/n4/43738.shtml.
5. Гришина, А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми [Электронный ресурс] / А.В. Гришина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4. – С. 131-141. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/test-oprosnik-stepeni-uvlechennosti-mladshih-podrostkov-kompyuternymi-igrami. 
6. Евдокимова И.А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения [Электронный ресурс] / И.А. Евдокимова // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 956-958. – URL: http://moluch.ru/archive/63/10075/. 
7. Литвиненко, О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. канд. психол. наук: 19.00.04 [Электронный ресурс] / О.В. Литвиненко. – СПб.: Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, 2008. – 27 с. – URL: http://www.dslib.net/bezopasnost-chp/psihologicheskie-determinanty-kompjuternoj-igrovoj-zavisimosti-i-osobennosti-ee.html.
8. Смирнова, Е.О. Исследования игры: трудности и возможности [Электронный ресурс] / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин // Культурно-историческая психология. – 2017. – Том 13. – № 3. – С. 83-86. – URL: https://psyjournals.ru/kip/2017/n3/Smirnova_Sobkin.shtml.
9. Собкин, В.С. Подросток. Виртуальность и социальная реальность / В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева. – М.: Центр социологии образования РАО, 2014. – 160 с.
10. Урсу, А.В. К вопросу феноменологии и патогенеза формирования компьютерной игровой зависимости / А.В. Урсу, А.В. Худяков // Практическая медицина. – 2007. – № 22. – С. 54-56. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-fenomenologii-i-patogeneza-formirovaniya-kompyuternoy-igrovoy-zavisimosti.