Развитие видов памяти детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
Секция: Психология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Развитие видов памяти детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
Проблема развития видов памяти младших школьников с нарушением зрения является предметом научного исследования многих психологов, дефектологов и других педагогов в течение долгих лет. Актуальность темы обусловлена тем, что данное исследование связано с развитием высших психических функций, от результатов которого зависит их успешная социальная адаптация и уровень усвоения школьных знаний.
Память человека – это психический механизм ориентации, как во внутреннем, так и во внешнем, субъективном мире, механизм локализации событий в пространстве и времени, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания [1, с.104]. Нарушения памяти являются признаком нарушения личности.
Исследованием проблемы развития видов памяти младших школьником с нарушением зрения занимались множество отечественных учёных, таких как Т.П. Головина, А.А. Зотова, А.Г.Литвак, В.А. Лонина, А. Ф. Самойлова, Е.М. Украинская, В.А. Феоктистова, Л.С. Выготский, Л.И. Солнцева, М.И. Земцова.
Известно, что нарушение зрения у младших школьников, ограничивает, затрудняет, либо полностью исключает возможность зрительного восприятия, что непременно отражается на образах и на представлениях памяти. Таким образом, одной из главных особенностей памяти слабовидящих и слепых является резкое сужение ее образов за счет частичного или полного выпадения и редуцирования зрительных образов [3, c.205].
Основываясь на сказанном выше, предмет исследования составило развитие видов памяти младших школьников с нарушением зрения. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение особенностей видов памяти младших школьников с нарушением зрения и на основе результатов диагностического исследования составление коррекционно-развивающей программы по коррекции и развитии видов памяти этих детей.
В задачи исследования входило:
1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения видов памяти у учащихся младшего школьного возраста;
2) основываясь на анализе психолого-педагогической литературе, выявление особенностей видов памяти младших школьников с нарушением зрения.
3) основываясь на особенностях видов памяти младших школьников с нарушением зрения, выделенных в психолого-педагогической литературе, составление диагностической программы по изучению данных особенностей;
4) апробирование диагностической программы в практике работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения;
5) анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы;
6) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме методов, приёмов, коррекции, развития видов памяти младших школьников;
7) составление коррекционно-развивающей программы на основе результатов диагностического исследования видов памяти младших школьников с нарушением зрения, анализе литературы по проблеме развития видов памяти детей младшего школьного возраста с дефектом зрения.
При разработке диагностической программы был проведен анализ методов и подходов по выявлению особенностей видов памяти младших школьников с нарушением зрения. Наиболее оптимальными являются следующие методики, которые и составили диагностический комплекс:
Методика «Изучение типа памяти» Истратовой О.Н.;
Методика «Образная память» Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.;
Методика «10 пар слов» Тихомировой Л.Ф.;
Методика «Изучение зрительной памяти» В. Векслера;
Методика «Запомни цифры» Тихомировой Л.Ф.
Исследование проводилось в ГОУ ТО «Ефремовская начальная школа». Выборку составили младшие школьники в возрасте 8–9 лет с нарушением зрения, в количестве 5 человек, из них 3 мальчика и 2 девочки.
Диагностический срез, проведённый с целью исследования видов памяти младших школьников с нарушением зрения, и обработка полученных данных, позволяют выявить следующие результаты:
1. Выявленные с помощью проведения методики Истратовой О.Н. «Изучение типа памяти» результаты показали, что у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения в силу имеющегося зрительного дефекта, лучше развиты комбинированная и слуховая виды памяти. Это можно увидеть вследствие количественного анализа: у 40% данных школьников (двое испытуемых) уровень развития слуховой памяти высокий, а у 60% испытуемых (трое детей) – уровень развития средний. Уровень же развития комбинированной памяти в данной группе детей имеет средний уровень развития у 100% младших школьников, т.е. у всех детей. Моторно-слуховая и зрительная виды памяти находятся на сниженном уровне у 60% респондентов, что составляет троих испытуемых. У 40% респондентов (двое детей) развитие моторно-слуховой и зрительной памяти находится на среднем уровне. Основываясь на полученных данных необходимо проводить коррекционную работу по развитию зрительной и моторно-слуховой памяти.
Рисунок 1. Сводные данные о преобладающем типе памяти, полученные с помощью методики Истратовой О.Н. «Изучение типа памяти»
2. Исследования по методике «Образная память» Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. показали, что у большинства младших школьников с патологией зрения, т.е. у 60% детей (3-ое испытуемых), преобладает низкий уровень развития образной памяти. У 40% испытуемых (2-е детей) образная память находится на среднем уровене развития. Для выполнения данной методики детям необходимо было запоминать зрительные образы. Ввиду имеющегося зрительного дефекта у респондентов возникли трудности в восприятии, запоминании и воспроизведении предъявляемых образов. По результатам данной методики было выявлено, что для данной группы младших школьников необходимо провести коррекцию по развитию образной памяти.
Рисунок 2. Сводные данные об уровне развития образной памяти, полученные с помощью методики «Образная память»
3. Исследование, проведенное по методике «10 пар слов» Тихомировой Л.Ф. позволило выявить, что у 60% младших школьников (трое испытуемых) средний уровень развития смысловой памяти. Высокий и низкий уровень развития смысловой памяти у 20% испытуемых, то есть по одному ребёнку. Исходя из этих данных, можно выявить, что коррекция смысловой памяти для большинства испытуемых из данной группы не требуется. Но так как выявлен один ребёнок с низким уровнем смысловой памяти, то рекомендуется индивидуальная работа по развитию данной памяти.
Рисунок 3. Сводные данные об уровне развития смысловой памяти, полученные с помощью методики «10 пар слов»
4. Результаты, полученные с помощью проведения методики Векслера, показали, что у 60% младших школьников (трое испытуемых) с нарушенным зрением уровень развития зрительной памяти низкий. Средний уровень развития имеется только у 40%данных школьников, то есть у 2-х детей. Этот вид памяти на зрительные впечатления позволяет удерживать и воспроизводит в деталях воспринятый ранее образ явления или предмета. Но, так как испытуемые имеют трудности в восприятии зрительных образов, выполнение ими заданий было затруднено. Таким образом, для данных младших школьников важно провести коррекционную работу для развития зрительной памяти.
Рисунок 4. Сводные данные об уровне развития зрительной памяти, полученные с помощью методики В. Векслера
5. Результаты исследования, полученные благодаря проведению методики «Запомни цифры» Тихомировой Л.Ф. позволили выявить, что у 80% младших школьников с нарушение зрения (4-о испытуемых), уровень развития кратковременной слуховой памяти средний. А у 20% испытуемых (1 младший школьник) уровень развития кратковременной слуховой памяти находится на низком уровне. Основываясь на выявленных данных, следует, что коррекция кратковременной слуховой памяти в группе требуется только одному младшему школьнику.
Рисунок 5. Сводные данные об уровне развития кратковременной слуховой памяти, полученные с помощью методики «Запомни цифры»
Количественно и качественно проанализировав данные по всем методикам, можно сделать вывод, что младшие школьники с нарушением зрения имеют следующие особенности развития видов памяти: преобладание низких уровней развития моторно-слуховой, зрительной, образной памяти; преобладание средних уровней развития, слуховой, кратковременной слуховой, комбинированной, смысловой памяти.
На основе результатов диагностики необходимо составить коррекционно-развивающую программу, которая будет включать в себя коррекцию уровня развития зрительной, образной, моторно-слуховой памяти, а также смысловой памяти, так как у одного ребёнка преобладает низкий уровень развития данной памяти.