Статья:

Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Матюшина С.В. Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 10.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Матюшина Светлана Вячеславовна
студент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Проблема развития и адекватности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остается и на сегодняшний день такой же острой, так как количество детей с таким нарушением остается достаточно высоким и постоянно увеличивается.   

Самооценка представляет многофункциональное личностное  образование. У старших дошкольников с нарушениями речи существует ряд специфических затруднений: недостаточный уровень общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире. Коррекционно-развивающая программа, направлена на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методологической основой программы являются следующие положения:

1.Цели программы:

1. Развитие самооценки учащихся, снятие внутренних конфликтов, тревожности.

2.Задачи:

· способствовать психическому и личностному росту детей;

· развивать способность к эмпатии, сопереживанию;

· развивать самооценку детей, их уверенность в себе;

· обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения. В содержание программы входят 2 блока.

3.Структура занятия:  вводная часть, основная часть,  заключительная часть -рефлексия занятия. 4. Возраст воспитанников– 5-7 лет. 5. Форма проведение: групповая 6. Всего занятий :12. 7. Продолжительность одного занятия : 30минут. 8.Периодичность : 2 занятия в неделю. 9. Всего часов: 6 часов.

 

Тема занятия

Структура занятия

Цель

Название программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие доверия.

1.

«Знакомство»

1.Вводная часть.

Приветствие «Улыбка по кругу»

2.Основная часть.

Упражнение «Эхо»

 Игра «Моё имя».

 Игра «Угадай, кого не стало?»

3.Заключительная часть.

Рефлексия

 «Солнечные лучики».

Развитие позитивного отношения к своему Я

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А.

2.

«Настроение»

1.Вводная часть.

Приветствие «Интонация»

2.Основная часть

Упражнение «Тренируем эмоции»

 Игра «Передай улыбку соседу»

3.Заключительная часть.

Рефлексия

«Солнечные лучики».

 

 

Развитие способности понимать свое эмоциональное состояние

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

3.

«Имя»

1.Вводная часть

Приветствие «Улыбка по кругу»

2.Основная часть

 Игра «Связующая нить».

Игра «Прогулка»

Игра «Пойми меня и передай»

3.Заключительная часть

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Обучиться адекватным способам взаимодействия

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

4.

«Общая история»

1.Вводная часть.

Приветствие «Интонация»

2.Основная часть

Сочиняем «Общую историю»

 Инсценировка «Общей истории»

Игра «Колдун

Игра «Иголка и нитка»

3.Заключительная часть.

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Раскрытие своего Я

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

5

«Счастье»

1.Вводная часть

Приветствие «Улыбка по кругу»

2.Основная часть.

Этюд «Я смелый»

 Игра «Тень

 Игра «Слепой и поводырь»

3.Заключительная часть

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Развитие у детей чувства единения.сплочения с группой

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

Блок II Формирование адекватной самооценки, развитие навыков общения

6

«Волшебный лес»

1.Вводная часть.

Приветствие «Интонация»

2.Основная часть

Упражнение «Пять слов о тебе»

 Игра «Тропинка»

Упражнение «Музыкальная мозаика»

3.Заключительная часть

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Развитие адекватной самооценки

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

7.

«Новичок»

1.Вводная часть

Приветствие «Улыбка по кругу»

2.Основная часть Игра «Встреча»

Упражнение «Зайчик-хвастун»

 Игра «Молчун»

3.Заключительная часть

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Развитие адекватной самооценки

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

8.

«Правила Дружбы»

1.Вводная часть

Приветствие «Интонация»

 

2.Основная часть.

Упражнение «Клубок»

Игра «Найди друга»

 Игра «Секрет»

3.Заключительная часть.

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Развитие адекватной самооценки

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

9

 

«Встреча с другом»

1.Вводная часть

Приветствие «Улыбка по кругу»

2.Основная часть

 Этюд «Встреча с другом»

Этюд «Два друга»

 Рисунок «Мои друзья»

3.Заключительная часть

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Развитие адекватной самооценки

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

10

«Помирились»

1.Вводная часть

Приветствие «Интонация»

2.Основная часть

Этюд «Поссорились и помирились»

»

Этюд «Вежливый ребёнок» Упражнение на поддержку «Трон»

3.Заключительная часть

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Развитие адекватной самооценки

 

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3.План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

11

«Найди друга»

1.Вводная часть

Приветствие «Улыбка по кругу»

2.Основная часть

Упражнение «Клубок»

«Окажи внимание другому»

Рисование «Новоселье»

3.Заключительная часть

Рефлексия

«Солнечные лучики».

Развитие адекватной самооценки

1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина

2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В

3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С.

4.Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А

 

Программа состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В основу данной программы легли разработки следующих авторов: А.С Кулиш, Т.Д Тропина, К.В Афоничкина, Калачева В.В, Уткина А.Е, Солдатова Е.А, Сымыткина В.Е.