Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Проблема развития и адекватности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остается и на сегодняшний день такой же острой, так как количество детей с таким нарушением остается достаточно высоким и постоянно увеличивается.
Самооценка представляет многофункциональное личностное образование. У старших дошкольников с нарушениями речи существует ряд специфических затруднений: недостаточный уровень общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире. Коррекционно-развивающая программа, направлена на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методологической основой программы являются следующие положения:
1.Цели программы:
1. Развитие самооценки учащихся, снятие внутренних конфликтов, тревожности.
2.Задачи:
· способствовать психическому и личностному росту детей;
· развивать способность к эмпатии, сопереживанию;
· развивать самооценку детей, их уверенность в себе;
· обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения. В содержание программы входят 2 блока.
3.Структура занятия: вводная часть, основная часть, заключительная часть -рефлексия занятия. 4. Возраст воспитанников– 5-7 лет. 5. Форма проведение: групповая 6. Всего занятий :12. 7. Продолжительность одного занятия : 30минут. 8.Периодичность : 2 занятия в неделю. 9. Всего часов: 6 часов.
№ |
Тема занятия |
Структура занятия |
Цель |
Название программы |
||
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие доверия. |
||||||
1. |
«Знакомство» |
1.Вводная часть. Приветствие «Улыбка по кругу» 2.Основная часть. Упражнение «Эхо» Игра «Моё имя». Игра «Угадай, кого не стало?» 3.Заключительная часть. Рефлексия «Солнечные лучики». |
Развитие позитивного отношения к своему Я |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А. |
||
2. |
«Настроение» |
1.Вводная часть. Приветствие «Интонация» 2.Основная часть Упражнение «Тренируем эмоции» Игра «Передай улыбку соседу» 3.Заключительная часть. Рефлексия «Солнечные лучики».
|
Развитие способности понимать свое эмоциональное состояние |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
3. |
«Имя» |
1.Вводная часть Приветствие «Улыбка по кругу» 2.Основная часть Игра «Связующая нить». Игра «Прогулка» Игра «Пойми меня и передай» 3.Заключительная часть Рефлексия «Солнечные лучики». |
Обучиться адекватным способам взаимодействия |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
4. |
«Общая история» |
1.Вводная часть. Приветствие «Интонация» 2.Основная часть Сочиняем «Общую историю» Инсценировка «Общей истории» Игра «Колдун Игра «Иголка и нитка» 3.Заключительная часть. Рефлексия «Солнечные лучики». |
Раскрытие своего Я |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
5 |
«Счастье» |
1.Вводная часть Приветствие «Улыбка по кругу» 2.Основная часть. Этюд «Я смелый» Игра «Тень Игра «Слепой и поводырь» 3.Заключительная часть Рефлексия «Солнечные лучики». |
Развитие у детей чувства единения.сплочения с группой |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
Блок II Формирование адекватной самооценки, развитие навыков общения |
||||||
6 |
«Волшебный лес» |
1.Вводная часть. Приветствие «Интонация» 2.Основная часть Упражнение «Пять слов о тебе» Игра «Тропинка» Упражнение «Музыкальная мозаика» 3.Заключительная часть Рефлексия «Солнечные лучики». |
Развитие адекватной самооценки |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
7. |
«Новичок» |
1.Вводная часть Приветствие «Улыбка по кругу» 2.Основная часть Игра «Встреча» Упражнение «Зайчик-хвастун» Игра «Молчун» 3.Заключительная часть Рефлексия «Солнечные лучики». |
Развитие адекватной самооценки |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
8. |
«Правила Дружбы» |
1.Вводная часть Приветствие «Интонация»
2.Основная часть. Упражнение «Клубок» Игра «Найди друга» Игра «Секрет» 3.Заключительная часть. Рефлексия «Солнечные лучики». |
Развитие адекватной самооценки |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
9
|
«Встреча с другом» |
1.Вводная часть Приветствие «Улыбка по кругу» 2.Основная часть Этюд «Встреча с другом» Этюд «Два друга» Рисунок «Мои друзья» 3.Заключительная часть Рефлексия «Солнечные лучики». |
Развитие адекватной самооценки |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
10 |
«Помирились» |
1.Вводная часть Приветствие «Интонация» 2.Основная часть Этюд «Поссорились и помирились» » Этюд «Вежливый ребёнок» Упражнение на поддержку «Трон» 3.Заключительная часть Рефлексия «Солнечные лучики». |
Развитие адекватной самооценки |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3.План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4. Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
||
11 |
«Найди друга» |
1.Вводная часть Приветствие «Улыбка по кругу» 2.Основная часть Упражнение «Клубок» «Окажи внимание другому» Рисование «Новоселье» 3.Заключительная часть Рефлексия «Солнечные лучики». |
Развитие адекватной самооценки |
1.Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки.К.В.Афоничкина 2. «Программа "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе"» Калачаева В.В 3 План работы по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Кулиш.А.С. 4.Программа коррекционно-развивающих занятий для страших дошкольников с нарушениями самооценки.Солдатова.Е.А |
Программа состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В основу данной программы легли разработки следующих авторов: А.С Кулиш, Т.Д Тропина, К.В Афоничкина, Калачева В.В, Уткина А.Е, Солдатова Е.А, Сымыткина В.Е.