Статья:

Изучение вовлеченности подростков в селфи-культуру

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Любина В.Е. Изучение вовлеченности подростков в селфи-культуру // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение вовлеченности подростков в селфи-культуру

Любина Вероника Евгеньевна
студент 3 курса, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Симатова Оксана Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры психологии образования, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

Сегодня, в век повсеместной компьютеризации, социальные сети стали обыденным элементом нашей жизни. Аудитория социальных сетей стремительно растет, увеличивается нагрузка на психику современного человека. Стоит отметить, что самыми активными пользователями данного изобретения являются лица подросткового и юношеского возраста, однако с каждым годом аудитория социальных сетей становится все старше. Тем не менее, на наш взгляд, наиболее незащищенные от воздействия контента социальных сетей являются именно лица подросткового возраста, в силу своей эмоциональной нестабильности и общей незрелости личности. Мы полагаем, что необходимо изучать все явления, которые могут быть потенциально опасными для несозревшей психики, дабы научиться предотвращать нежелательные последствия.

Как правило, селфи делается не только для себя, но и для других людей. Ведь фотографии сразу отправляются в социальные сети, это значит, что мы хотим получить оценки других пользователей. Обычный день подростка можно проследить по фотографиям, которые сделанные на телефон и выложенные на свою страницу в социальных сетях. Некоторые любители таких фотографий не скрывают, что ритуал не имеет особого смысла, просто они привыкли ежедневно его выполнять. Подростки измеряют собственную жизнь в визуальных изображениях, и эта особенность представляет существенный интерес [5].

Целью данной работы является изучение вовлеченности подростков в селфи-культуру.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются методологические и теоретические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и действительности, состоящего в том, что категория сознания приобретает определенный научный смысл, только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от нее (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн С.Л.); принципа системности, который состоит в трактовке психических явлений как внутренне звязанных компонентов целостной психологической организации (Ломов Б.Ф.).

При проведении исследования, мы ориентировались на подходы к пониманию психического развития и возрастных особенностей подросткового возраста Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович, И.В. Дубровской. А.А. Реана, И.С. Кона, А.В. Петровсокого, Б.С. Волкова.

В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, в рамках которого использовалась авторская анкета направленная на выявление вовлеченности подростков в селфи-культуру.

Проблема может свидетельствовать о нарушении Я-концепции, самооценки, о наличии нарушений в деятельности нервной системы человека. Иногда увлечение селфи может стать зависимостью и вызывать проблемы психологического характера [1].

Руководитель клинического центра, Артур Гараганов, отметил, если человек фотографирует себя по три раза в день, публикуя полученные изображения в интернете, это свидетельствует о серьезных нарушениях в работе психики и головного мозга. Учёные также говорят, что поглощенность в селфи-культуру может являться признаком того, что человек самовлюблен или же, наоборот, не уверен в себе [4].

Российские ученые считают, когда увлечение селфи перестает быть невинным развлечением и становится зависимостью, это ведет к психическим расстройствам. Они выделили три этапа развития селфимании. О «пограничном» состоянии подростка можно говорить, если он делает три автопортрета в день, не выкладывая их в интернет. Более острым и требующим коррекции (психологической терапии) специалисты признали этап, когда пользователь в течение суток выкладывает в социальные сети два-три фото себя. Если подросток делает в день порядка шести селфи и делится ими с друзьями, ожидая ответной реакции, это уже говорит о хроническом состоянии, когда пользователь не может справиться с компульсивным синдромом, пишет «Русская служба новостей», ссылаясь на клинического психолога, руководителя психологического центра Артура Гараганова [2]. Ранее представители американской психиатрической ассоциации заявили, что увлечение селфи это невроз, который требует срочного лечения, иначе количество случаев, когда потребность сфотографировать себя доводит до трагедий, будет стремительно расти и важно знать сколько подростков вовлечены в селфи-культуру [3].

Таким образом, широкая распространенность в селфи-культуру среди молодежи, а также возможный переход увлечения селфи в зависимость, обуславливают высокую актуальность и социальную значимость рассматриваемой проблемы.

В результате теоретического анализа литературы по заявленной проблеме было установлено, что по селфи-культорой в психологии понимается вовлеченность лиц в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала или монопода, изображение на фото имеет определенный ракурс и композицию – под углом, чуть выше или ниже головы. [5].

В нашем исследовании изучения вовлеченности подростков в селфи-культуру принимали участие 61 подростка в возрасте 14–15 лет.

Результаты исследования с помощью анкетирования на выявления вовлеченности подростков к селфи-культуру показали, что 94% испытуемых вовлечены в селфи и только 6% не имеют отношение к селфи. Свои селфи подростки выкладывают в интернет, и от количества оценок зависит их отношение к своей внешности.

По результатам, полученным при применении авторской анкеты на выявления вовлеченности подростков в селфи-культуру, можно сказать, что большинство подростков вовлечены в селфи-культуру. Исходя из полученных данных, можно описать результаты анкетирования. В ответах на вопрос, делали вы когда-нибудь селфи, преобладали положительные ответы у 94,6% подростков, отрицательные – у 5,4% учащихся. На вопрос «что Вы предпочитаете больше?» преобладал ответ делать селфи 93,75% опрошенных, 3,75% учащихся предпочитают просить кого-нибудь сфотографироваться и 5% учащихся не фотографируются. 95 % учащихся выкладывают свои фотографии в интернет и только 5% не считают это необходимостью. Большинству учащихся (65%) нравится презентовать себя окружающим людям, любят видеть свои изображения, иногда их пересматривают 30% и 5% не выкладывают свои фотографии.

Диагностическое суждение о вовлеченности подростков в селфи-культуру принимается на основании, если на второй вопрос испытуемый ответит Да. Ответ Да, на четвертый вопрос свидетельствует, выкладывают ли подростки свои селфи в социальные сети. Это подтверждает, что подросток вовлечен в селфи-культуру.

Вследствие того, что в социальных сетях гораздо проще удовлетворить возникшую потребность, чем в реальной жизни, данные респонденты стали всё больше вовлекаться в виртуальную жизнь и в результате стали зависимыми от селфи. Возможно, это связано с подростковыми поведенческими реакциями.

Подводя итоги можно сказать, что в основе вовлеченности подростков в селфи-культуру лежит удовлетворение какой-либо потребности, которая реализуется за счет выкладывания своих селфи в социальные сети. Это потребность в самопрезентации, общении, самоутверждении, и как раз таки подростки используют селфи для удовлетворения своих базовых потребностей. Стоит отметить, что зависимость в данном случае обусловлена также тем, что создается лишь видимость удовлетворения потребностей, но это не осознается самим пользователем. Поэтому происходит всё большее погружение в виртуальную реальность.

По результатам просмотренных страниц подростков в социальных сетях нами были выделены также факторы, к которым относятся личности, имеющие невысокую вовлеченность в селфи. Это фактор стремления к участию в общественной жизни и фактор нахождения в социальных сетях как атрибут имиджа подростка. Конечно, в их основе тоже лежат потребности, например, потребность принадлежности к группе. Но для их удовлетворения достаточно просто иметь свою страницу в социальной сети и и данные которые описывают пользователя, и у них нет необходимости проявлять излишнюю активность, и часто выкладывать свои селфи.

 

Список литературы:
1. Апасова И.М. Первобытие автопортрета как интенция к самопознанию // Вестник Тюменского государственного университета. – Москва, 2008. – № 5. – С. 268–273.
2. Артишевская Т.А. Психологический портрет пользователя социальными сетями // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2012. – №9. – С. 6–9.
3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. – 2004. – № 1. С. 90–104. 
4. Гримов О.А. Самопрезентация личности в социальных сетях // Социология. – 2013. – №2. – С. 59–66.
5. Сатываидиева Б. «Селфи» – социальная эпидемия века / Б. Сатываидиева // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 697–700.