Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Жмурко А.М. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(215). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(215).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

Жмурко Артём Максимович
студент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток
Аристова Ирина Леонидовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее значимые факторы мотивации занятия спортом для подростков. Авторы исследовали уровень и значимость отдельных факторов мотивации к занятию спортивной деятельностью в подростковом возрасте.

 

Ключевые слова: спортивная мотивация, мотив, подростки, спорт.

 

Большинство людей начинают свой путь в спорт в детстве, когда именно под влиянием родителей выбирается спортивная секция. Зачастую такой выбор со временем становится не желанным для подростка, в следствии чего у него полностью или частично исчезает мотивация заниматься спортом.

Мотивация играет роль стержневой характеристики как для начинающего спортсмена, так и для профессионального. Обусловлено это тем, что тренировки, зачастую, связаны с дискомфортом, болью, преодолением себя, утомлением и напряжением на протяжении всего процесса спортивной деятельности.

На начальном этапе причины прихода в спорт согласно Е. П. Ильину связаны со стремлением человека к самосовершенствованию, самоутверждению и самовыражению [1, с. 70]. Также первоначальными причинами могут стать различные социальные установки и желание человека удовлетворить материальные потребности.

Причины, по которым молодые люди занимаются определенными видами спорта, настолько разнообразны, что их трудно свести к очевидным принципам. Согласно М. Ванеку существуют не только различные мотивы для вовлечения молодых спортсменов в команды, но и различные мотивы для мотивации спортсменов к выступлениям в течение сезона и в конкретных играх и соревнованиях [2, с. 54].

Поэтому целью эмпирического исследования явилось изучение мотивов занятий спортом в подростковом возрасте.

Участниками исследования стали девушки и юноши, а именно сноубордисты и горнолыжники Спортивной школы олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду города Южно-Сахалинска. В данном исследовании приняли участие 28 спортсменов от 11 до 16 лет. Из них 15 юноши и 13 девушек.

Прежде всего был выявлен уровень мотивации к достижению успеха с помощью опросника Т. Элерса [3, с. 626]. Анализ данных показал, что у большинства подростков средний и умеренно высокий уровень мотивации, слишком высокий уровень был зарегистрирован у меньшей части испытуемых. При этом не было выявлено никого с низким уровнем мотивации (см. Рис. 1).

 

Рисунок 1. Распределение выборки по уровню мотивации к достижению успеха

 

Сравнивая между собой подростков с разным уровнем мотивации, мы выявили, что у тех спортсменов, кто занимал призовые места на различных соревнованиях, то есть у тех, кто имеет достижения в основном слишком высокий и умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха (см. Рис. 2). Это может объяснятся тем, что те, кто уже побывал на пьедестале стремятся вновь повторить свои достижения или превзойти их и получить более значимое достижение.

 

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма уровня мотивации спортсменов с достижениями и без

 

Для определения значимых факторов мотивации подростков заниматься споротом был использован опросник Р. А. Пилояна в модификации Е. Г. Бабушкина [4, с. 42].  Доминирующим мотивационным фактором для 9 подростков стало удовлетворение духовных потребностей. Для них на первом месте стоит самоутверждение, самовыражение, исполнение общественного долга именно за счет спорта.

Еще одним значимым фактором, но уже для 7 человек стала заинтересованность в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности.

Стоит отметить также отметить, что ни для одного из участников исследования такой фактор, как накопление специальных знаний и навыков не стал значим. Данный факт обуславливается тем, что в подростковом возрасте отношение к спорту характеризуется как увлечение, а не карьера, для которой нужно развивать навыки и получать специализированные знания (см. Рис. 3).

 

Рисунок 3. Соотношение наиболее значимых факторов мотивации для подростков-спортсменов

 

Таким образом, мы можем говорить, что наиболее часто встречающемся фактором мотивации подростков заниматься спортом становится именно мотивация самоутверждения в глазах сверстников и окружающих, а также поиск пути самовыражения. При этом, стоит также отметить, что уровень мотивации спортсмена - подростка будет только расти в соответствии с ростом его профессиональных навыков и получаемых достижений на всем его пути в спортивной карьере.

Поэтому тренеру важно отслеживать и формировать мотивацию, нужную конкретному человеку в конкретной ситуации, для более продуктивной деятельности.

 

Список литературы:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – СПб., Питер, 2012. – С. 68.
2. Ванек М., Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1982 – С. 54
3. Райгородский Д. Я Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.—Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — С. 626-629
4. Бабушкин Г.Д. Психодиагностика Личности при занятиях физической культурой и спортом. / Г.Д. Бабушкин – Учебное пособие. Омск, 2012. —  С. 30-38