Статья:

Исследование интенсивности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Моховикова М.А. Исследование интенсивности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование интенсивности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков

Моховикова Майя Анатольевна
студент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург

 

Определенно, на сегодняшний день в психологии проблеме психологической зависимости уделяется большое значение. Часто бывает, что из-за неудовлетворённости своей реальной жизнью люди пытаются от неё уйти. И способы и формы ухода каждый выбирает по-своему. Нередко, эти формы обретают патологический характер. Аддиктивное (зависимое) поведение является одной из этих форм.

Что касается компьютерной зависимости, то в современном мире бурно развиваются новые компьютерные технологии. Каждый из нас наверняка пользуется компьютером почти каждый день. Бесспорно, персональный компьютер выполняет познавательную и коммуникативную функции, тем самым часто выступая в роли помощника. Но когда время, проведённое за компьютером, уже превышает допустимые нормы, можно говорить о компьютерной зависимости. Человек становится социально изолированным и его интересует только виртуальный мир.

Компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. [4,с.37]

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. У разных исследователей статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев полагает, что около 10–14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». Между тем, психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит, куда значительнее цифры: по её данным 40–80% людей, играющих в компьютерные игры, страдают именно зависимостью.

Что касаемо половых различий, то интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, расходуют на компьютерные игры почти в 2 раза больше времени.

Москаленко В.Д. определила следующие механизмы зависимости от компьютерных игр [8, с.29]:

1.  Психологические (включают в себя потерю контроля над временем, проведенным за компьютером; утрату интереса к социальной жизни и внешнему виду; придумывание оправданий собственному поведению, а также смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером и раздраженное поведение);

2.  Физиологические (характеризуются ухудшением зрения, синдромом «сухого глаза», искривлением позвоночника, нарушением осанки, нарушением питания, хроническими запорами и геморроем).

Помимо этого, данная зависимость оказывает влияние на социально важные качества человека. [5, с.53] Такие как: дружелюбие, открытость, желание общаться, чувство сострадания.

С.М. Иванов выделяет следующие стадии развития зависимости от компьютерных игр [6, с.84]:

1.  Стадия легкой увлеченности (игра носит скорее ситуационный характер);

2.  Стадия увлеченности (игра принимает систематический характер);

3.  Стадия зависимости (изменения в ценностно-смысловой сфере личности: интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания);

4.  Стадия привязанности (угасание игровой активности человека, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Эта стадия может длиться всю жизнь).

Зависимость от компьютерных игр приводит к замедлению психологического развития, несформированности социальных навыков. Следовательно, таким подросткам сложно общаться, учиться. У них высокий риск развития других зависимостей.

Кроме этого, дети и подростки усваивают роли и правила поведения из сюжетов этих компьютерных игр, что не всегда сказывается положительно.

Дети это наше продолжение, следующее поколение. И от того какими они вырастут, будет зависеть будущее нашего общества.

Цель работы – исследование интенсивности проявления зависимости от компьютерных игр у подростков.

Были использованы следующие методы: анализ литературы по изучаемой проблеме, методы опроса (беседа), тест Такера на выявление игровой зависимости (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А), а также методы количественной обработки эмпирических данных.

В исследовании приняли участие ученики 10–11 классов средней общеобразовательной школы. Общее количество испытуемых 32 подростка в возрасте от 15 до 17 лет. Из них 14 мальчиков и 18 девочек.

В результате тестирования были получены следующие данные:

·     В первую группу (норма) попали 17 человек, что составляет 53,12% от общего количества испытуемых. Из них 3девочки 15 лет, 3 мальчика и 10 девочек 16 лет, а также 1 девочка 17 лет.

·     Во вторую группу (группа риска) попали 12 человек, что составляет 37,5% от общего количества испытуемых. Из них 3 мальчика 15 лет, 3 мальчика и 1 девочка 16 лет, а также 2 мальчика и 3 девочки 17 лет.

·     В третью группу (формирование зависимости) попали 3 человек, что составляет 9,37% от общего количества испытуемых. 3 мальчика 16лет.

В итоге, полученные данные показали, что у большинства учащихся, а это 53,12%, совершенно отсутствует зависимость от компьютерных игр. А результаты беседы подтвердили, что подростки не отрицают присутствия компьютера в своей жизни, но пользуются им в познавательных целях и общения в социальных сетях, а не для того, чтобы играть в компьютерные игры.

37,5% обследуемых подростков играют на уровне увлеченности компьютерными играми, или «предзависимости». Здесь игра носит систематический характер, и чаще всего интерес ребенка ограничивается несколькими конкретными компьютерными играми. На этом этапе если ребенок не имеет постоянного доступа к компьютеру, а родители принимают достаточно активные действия, направленные на понимание мотивов увлеченности компьютерными играми и расширение интересов ребенка, то средний уровень зависимости может быть устранен без помощи специалистов, так как увлечение компьютерными играми носит обратимый и скорее ситуативный характер. В противном случае может происходить формирование патологического интереса к компьютерным играм.

У 9,37% испытуемых было обнаружено, что они уже играют на уровне, который может привести к негативным последствиям, к формированию зависимости. Возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян. Но у двоих из трех подростков баллы близятся к нижней границе шкалы. Результаты беседы показали, что на игру юноши в среднем тратят по 3 часа в день.

Из-за того, что происходит нарастание увлеченности компьютерными играми, ценность виртуального мира возрастает, а интерес к реальности угасает. Поэтому ребенок начинает все больше времени проводить в красочном виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром.

Почти половина в исследуемой выборке входит в группу риска возникновения игровой компьютерной зависимости, а результаты индивидуальных бесед с детьми позволили предположить, что если бы анализировалась зависимость от социальных сетей, то данные были бы еще более удручающими.

Таким образом, анализ эмпирических данных показал, что:

1.  Почти половина испытуемых относятся к группе риска и уже играют на уровне, который может привести к негативным последствиям без должного внимания родителей;

2.  Наиболее подвержены зависимости от компьютерных игр подростки в возрасте 16 лет;

3.  Чаще компьютерными играми увлекаются юноши.

 

Список литературы:
1. Венгер А.Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития / А.Л. Венгер. М.: АСТ, 2010.
2. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / А. Е. Войскунский. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.
4. Егоров А.Ю. «Нехимические (поведенческие) аддикции».
5. Знамовская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Знамовская. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006.
6. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психологический журнал. – 1999. – Т.20. – № 1.
7. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – М.: Фолиум, 1996.
8. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. – М.: PerSe, 2002.
9. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – Проспект, 2011.