ОПТИМИЗМ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОПТИМИЗМ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Оптимизм — как свойство личности отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, обеспечивает человеку жизнерадостное миросозерцание, веру в людей, их силы и возможности, уверенность в прогрессе общества, веру в собственные силы и возможности как субъекта деятельности [3, с. 257].
Стрессоустойчивость — совокупность личностных качеств, обеспечивающих человеку способность управлять своим эмоциональным состоянием, адекватно функционировать при встрече со стресс-факторами без негативных последствий для своего здоровья. Она особенно ценна в условиях проблемных изменений среды, где адаптивный результат часто не удается получить с помощью ранее использованных копинг-стратегий [1, с. 436].
Актуальность исследования заключается в том, что оптимизм и стрессоустойчивость являются ключевыми качествами для студентов-психологов, которые сталкиваются с высокой нагрузкой во время учёбы. Оптимизм позволяет видеть позитивные стороны в жизненных ситуациях, стрессоустойчивость же помогает справляться с негативными эмоциями, сохранять самообладание и концентрацию во время стрессовых ситуаций. Обладая данными качествами, студенты-психологи могут более эффективно участвовать в образовательной деятельности, а также развить такие качества, как уверенность в себе и адаптивность к условиям окружающей их среды.
Объектом исследования данной работы является оптимизм и стрессоустойчивость студентов-психологов. Предметом исследования является связь между уровнем оптимизма и стрессоустойчивости у студентов-психологов. Гипотеза заключается в том, что существует связь между уровнем оптимизма студентов-психологов и их стрессоустойчивостью.
Участниками эмпирического исследования стали студенты-психологи с 1 по 3 курс в возрасте от 18 до 23 лет. В исследовании приняли участие 25 человек, из которых 19 являются девушками, 6 - юношами.
В первую очередь студентам-психологами было предложено пройти опросник «Шкала оптимизма и активности», разработанного I.S.Schuller, A.L.Comunian и адаптированного В.Н.Водопьяновой, для оценки общего уровня оптимизма студентов. Целью методики является определение психологических типов в соответствии со степенью оптимизма и активности личности [2]. «Оптимисты», как правило, открыты для общения и доброжелательны. Противоположной категории людей, «пессимистам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, замкнутость на своем внутреннем мире.
Для определения уровня стрессоустойчивости студентам-психологам был предложен опросник «Шкала устойчивости к источникам стресса» Е.В.Распопина. Целью методики является исследование устойчивости к стрессу и его источникам. По утверждению теоретической модели методики стресс вызывают те явления и события, которые на основании субъективной оценки интерпретируются личностью как угроза, ущерб или вызов. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и характеристики окружающего мира [4, с. 86]. Если им дается стрессогенная оценка, то возникает стресс, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса.
Для выявления связи между уровнем оптимизма и уровнем устойчивости к стрессу был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, согласно которому мы выяснили наличие связи между уровнями оптимизма и стрессоустойчивости у студентов-психологов. То есть, чем выше показатели одного из критериев, тем выше показатели второго. В нашем случае величина уровня оптимизма соотносится с уровнем стрессоустойчивости.
Таким образом можно подвести итог о том, что уровень оптимизма студентов-психологов напрямую связан с уровнем их стрессоустойчивости. Гипотеза о наличии связи подтвердилась. Анализ результатов также показал, что среди студентов 1-3 курсов большинство является оптимистами, способными верить в благоприятность будущих событий, в то время как пессимисты склонны сомневаться в себе и собственном успехе. Подавляющее большинство студентов оказались уязвимыми перед стрессорами и имеют низкий уровень стрессоустойчивости, также в большинстве своем стресс вызывают собственные убеждения и предрассудки насчет себя и собственных сил. В результате корреляционного анализа мы выявили, что уровень высокой стрессоустойчивости наиболее велик у студентов с высоким уровнем оптимизма.