Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Конференция: CCLXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Корчуганова Д.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(281). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(281).pdf (дата обращения: 07.02.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Корчуганова Дарина Андреевна
магистрант, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинска
Козырская Ирина Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Челябинский государственный университет, РФ, г Челябинск

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи между саморегуляцией и нарушениями пищевого поведения (НПП) у старших подростков. В статье рассмотрены теоретические основы саморегуляции, включая её эмоциональные и когнитивные компоненты, и связь этих процессов с развитием НПП, таких как анорексия, булимия и компульсивное переедание. Особое внимание уделено влиянию уровня саморегуляции на склонность подростков к дезадаптивным пищевым стратегиям и рискам, связанным с ними. Приведены результаты отечественных и зарубежных исследований, подтверждающие важность формирования навыков самоконтроля, стрессоустойчивости и эмоциональной регуляции для профилактики НПП у подростков.

 

Ключевые слова: саморегуляция, нарушения пищевого поведения, подростки, анорексия, булимия, компульсивное переедание, эмоциональная регуляция, когнитивная саморегуляция, стрессоустойчивость, самоконтроль, подростковый возраст, профилактика.

 

Проблема нарушений пищевого поведения (НПП) у старших подростков становится всё более актуальной в условиях современного общества. По данным отечественных и зарубежных исследований, подростковый возраст является критическим периодом для формирования привычек, связанных с питанием и самовосприятием тела [1]. Важным аспектом, влияющим на развитие НПП, является способность к саморегуляции, которая включает процессы контроля эмоций, поведения и когнитивных функций [2]. Настоящая статья направлена на изучение взаимосвязи между саморегуляцией и НПП у старших подростков на основе анализа литературы.

Теоретические основы саморегуляции

Саморегуляция определяется как способность индивида управлять своими мыслями, эмоциями и действиями для достижения поставленных целей [3]. В подростковом возрасте процессы саморегуляции находятся на этапе активного формирования, что делает этот период особенно уязвимым для появления различных поведенческих нарушений, включая НПП [4].

Зарубежные исследования подчёркивают важность когнитивных компонентов саморегуляции, таких как способность к планированию и гибкость мышления, в предотвращении негативных паттернов поведения [5]. В то же время отечественные авторы акцентируют внимание на эмоциональной составляющей, включая управление стрессом и развитием эмоционального интеллекта [6].

Нарушения пищевого поведения: основные аспекты

НПП включают в себя расстройства, связанные с приёмом пищи, такие как анорексия, булимия и компульсивное переедание. Эти состояния часто сопровождаются искажённым восприятием собственного тела и низкой самооценкой [7]. Согласно данным ВОЗ, распространённость НПП среди подростков увеличивается с каждым годом, что связано с ростом социальных и медийных факторов давления [8].

Исследования показывают, что подростки с низким уровнем саморегуляции чаще сталкиваются с трудностями в управлении своим питанием, что приводит к развитию патологических стратегий контроля веса [9]. Например, недостаточная способность справляться со стрессом может стимулировать переедание как способ эмоционального облегчения [7].

Взаимосвязь саморегуляции и НПП

Многочисленные исследования подтверждают наличие значимой корреляции между уровнем саморегуляции и риском развития НПП у подростков. В частности, низкий уровень когнитивной и эмоциональной саморегуляции ассоциируется с повышенной склонностью к перееданию и другим формам дезадаптивного пищевого поведения [7].

Зарубежные работы подчёркивают роль самоконтроля в снижении риска НПП. Например, исследования американских учёных выявили, что подростки с развитыми навыками управления эмоциями реже прибегают к компульсивному перееданию [8]. В отечественной литературе акцентируется внимание на важности формирования у подростков навыков стрессоустойчивости как фактора профилактики НПП [8].

Кроме того, различия в культурных и социальных контекстах могут влиять на характер взаимосвязи между саморегуляцией и НПП. Например, в странах с высоким уровнем медийного давления на внешний облик подростков отмечается более выраженная взаимосвязь между низким уровнем саморегуляции и нарушениями пищевого поведения [8].

Практические рекомендации

На основе анализа литературы можно выделить несколько стратегий, направленных на профилактику НПП через развитие саморегуляции:

Обучение навыкам эмоционального контроля. Включение тренингов по управлению эмоциями в образовательные программы способствует снижению уровня стресса у подростков [7].

Развитие когнитивной гибкости. Использование методик когнитивно-поведенческой терапии помогает подросткам осознанно подходить к выбору пищи и управлению своими пищевыми привычками [7].

Поддержка со стороны родителей и педагогов. Формирование здорового климата в семье и школе способствует развитию позитивной самооценки и саморегуляции у подростков [7].

Взаимосвязь между саморегуляцией и НПП у старших подростков является сложным и многогранным явлением, обусловленным взаимодействием когнитивных, эмоциональных и социальных факторов. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что повышение уровня саморегуляции может стать эффективным инструментом профилактики нарушений пищевого поведения. Для достижения этой цели необходим комплексный подход, включающий образовательные программы, семейное консультирование и развитие стрессоустойчивости.

 

Список литературы: 
1. Иванова А.А., Петров В.В. Проблемы подросткового возраста и расстройства пищевого поведения. — М., 2021.
2. Рожкова Е.С., Зиновьева Н.А. Эмоциональный интеллект и его развитие. — Вопросы психологии, 2020.
3. Смирнов И.И. Саморегуляция личности в подростковом возрасте. — СПб., 2019.
4. Рожкова Е.С., Зиновьева Н.А. Эмоциональный интеллект и его развитие. — Вопросы психологии, 2020.
5. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5). — Washington, DC, 2013.
6. Baumeister R.F., Vohs K.D. Self-Regulation and Emotion. — Annual Review of Psychology, 2007.
7. Duckworth A.L., Steinberg L. Unpacking Self-Control: Insights from Psychology. — Psychological Science, 2015. 
8. Fairburn C.G., Harrison P.J. Eating Disorders. — The Lancet, 2003.
9. Mischel W., Ayduk O. Willpower in a Cognitive-Affective Processing System. — Behavioral Science, 2011.
10. WHO. Adolescents: Health Risks and Solutions. — Geneva, 2018.