Анализ результатов психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление девиантного поведения у подростков
Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ результатов психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение подразумевает собой «нарушение социальных норм, в последние годы эта проблема приобрела массовый характер и поставила в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов» [1].
Нельзя не отметить, что «уровень подростковой преступности в России с каждым годом возрастает в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства» [1]. Таким образом, проблема подростков с девиантным поведение является важной в современном образовании и воспитании.
«В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующем вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующем общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска» рассматриваются модель и технология профилактической работы с несовершеннолетними» [4].
Девиантное поведение - это «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Причины отклонений в поведении подростка возникают как «результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов» [2]. В итоге, у подростка дестабилизируется, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненноважных ситуациях появляется чувство одиночества и незащищенности. Существует большое количество «причин и факторов, провоцирующих девиантное поведение у подростков. Это и менталитет, и поведение семьи, и влияние улицы и СМИ; взаимоотношения, сложившиеся в школе; и многое другое» [3]. И так мы можем сказать, что в результате равнодушия и безразличия взрослых, клеймения в школьном окружении, жестокого отношения к детям, происходят, порой необратимые, процессы становления личности с отклоняющимся (девиантным) поведением. На современном этапе этой проблемой занимаются, такие педагоги и психологи, как Вишневский Ю. Р., Горьков И. А., Гурко Г.А., Елизаров А. Н., Меренкова А. В., они утверждают, что следует более тщательно исследовать «причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - превентивные, профилактические, коррекционные, реабилитационные, т. к. несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций требует дальнейшего изучения» [2]. Таким образом, в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно вырос. Это вызвало необходимость более тщательного исследования причин, форм и динамики девиантного поведения. Для выявления девиантного поведения у подростков, нами был составлен диагностический инструментарий следующих методик:
- «Проективная методика «Динамический рисунок семьи» А. Л. Венгер. Цель: выявить переживания и восприятие у подростка своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» подростка, его половой идентификации;
- Личностный тест «Проективный полный тест» М. Люшер. Цель: измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности;
- 16-ти факторный личностный опросник Р. Кетелла Цель: выявить особенности характера, склонностей и интересов личности» [5].
Экспериментальная работа проводилась нами на базе ГБУ РС(Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» в МО «Алданский район». Количество детей 12 человек. По результатам проективной методики «Динамический рисунок семьи», мы видим что основная проблема у подрастающего поколения это детско-родительские отношения, а то есть в не понимании родителей своего ребенка, обычная фраза родителя «ты меня не понимаешь», но на самом деле родители должны понимать своих детей, т. к. ребенок еще не был взрослым, а взрослый уже был ребенком. Анализ рисунков показал, у 8 (66,6 %) детей ярко выражено нарушение семейных контактов, их недостаточность или конфликтность – это один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии, 1 (8,3 %) мальчик отразил в рисунке свое стремление к общению с мамой: у него выраженная экстравертная поза с широко расставленными руками, однако, судя по рисунку, его направленность на общение не находит у мамы отклика, у двоих (16,6 %) ребят представлена сплоченная группа семьи, состоящая из бабушки, мамы и папы, а они сами нарисованы в стороне, по-видимому, оценивают себя как мало значимые члены семьи. И только у одной (8,3 %) девочки выражена благополучная система отношений (члены семьи расположены рядом, держатся за руки). Иерархические отношения адекватны (взрослые выше детей), но слабо выражены.
В результате проективной методики М. Люшера, мы можем сказать что у большей части ребят (83,3 %) психофизиологическое состояние не стабильное, это вызвано стрессовыми состояниями, такими как: ограничение собственной независимости внешними преградами, конфликт между надеждой и необходимостью (желаниями и реальностью), в связи с состоянием выраженного разочарования, тенденцией к излишней доверчивости в качестве защитного механизма, раздражительность в связи с субъективным ощущением враждебности окружающих, высокий уровень невротизации, возможны кардиалгии, стремление избавиться от ограничений, лишь у 2 (16,6 %) ребят высокая поисковая активность, упорство в достижении цели, выраженная тенденция к доминированию, противодействие давлению внешних факторов, самостоятельность принятия решений, предприимчивость, инициативность. У остальных ребят (75 %) это выражено раздражительностью, мнительностью в отношении высказываний окружающих на свой счет, упрямство в сочетании с обидчивостью, усталости и пассивности с выраженным чувством внутреннего протеста против сложившихся обстоятельств (судьбы), эмоциональной напряженности, Трудности социальной адаптации в силу повышенной сензитивности и выраженной индивидуалистичности. У одного (8,3 %) ребенка выявлена выраженная социально-психологическая дезадаптация. Ощущение разочарования, диссонанса между идеальными представлениями и грубой реальностью. В ходе 16-ти факторного личностного опросника Р. Кетелла, мы выявили у 5 (41,6 %) ребят Открытость, общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость, склонность к риску, готовность к вступлению в новые группы, быть лидером. Направленность вовне, на людей, у 7 (58,3 %) детей контроль эмоций и поведения, выраженный волевой компонент и саморегуляция обеспечивающий уравновешенность поведения, однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность и некоторая тревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость.
Также было видно что трое (25%) ребят, за счет каких либо неудовлетворенных потребностей (мечты) пытаются выделится из коллектива, это говорит о завышенной самооценки личности, это не есть хорошо т. к. они не идут к своей цели, а живут в своих фантазиях. Анализируя наше диагностическое исследование по данным методикам: «Динамический рисунок семьи» А. Л. Венгер, личностный тест «Проективный полный тест» М. Люшер, 16-ти факторный личностный опросник Р. Кетелла, мы смогли определить группу лиц подростков склонных к девиантному поведении.
На основании диагностической процедуры, была выделена группа подростков, нуждающихся в коррекционной работе. Определены цели и задачи развивающей деятельности, разработаны и проведены коррекционно-развивающие занятия для подростков: упражнения «Кто Я», «Жизненное пространство, «Рисунок любви», «Выбор», «Минус-плюс», «Мои достижения», «Убеждения», «Личностное право», «Придумываем сказку», «Черепаха и скорпион», «Чернилица и вор», «Солдатики», «Три поросенка», «Формирование намерения», «Ревизия взаимоотношений», «Постановка цели», «Ценности». Также были проведены такие мероприятия: психолого-педагогическое мероприятие на тему «Позитивное мышление», «Твоя жизнь – твой выбор». Психопрофилактическое воспитательное мероприятие по развитию мотивации к учебе: «Письмо в будущее».