ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
В современном обществе межличностные взаимоотношения играют значительную роль в формировании личности подростков. Одним из ключевых аспектов, влияющих на эти отношения, является самооценка подростков. Самооценка представляет собой субъективное отношение к себе, оценку своих качеств, способностей, достоинств и недостатков. В контексте межличностных взаимоотношений самооценка подростков может проявляться разнообразными способами и оказывать существенное влияние на их поведение, отношения с окружающими и самопонимание [3, с. 87].
Формирование самооценки подростка сопровождается нахождением личности, прежде всего, в социуме и является сложным и многогранным процессом, который зависит от множества факторов, таких как: воздействие социального окружения, семьи, школы, друзей, а также собственных убеждений опыта и способностей [1, с. 92]. Поддержка, поощрение и позитивные оценки со стороны окружающих способствуют повышению уровня самооценки, в то время как критика, негативные комментарии или отвержение могут привести к ее снижению.
Самооценка подростка играет важную роль в межличностном взаимодействии, поскольку она определяет, как подросток видит себя, свои возможности и свою ценность [2, с. 137]. Здоровая самооценка способствует уверенности в себе, позволяет подростку чувствовать себя комфортно в общении с другими людьми и налаживать социальные контакты. Низкая самооценка может препятствовать развитию дружеских отношений, созданию близких связей и успешной коммуникации. Именно поэтому развитие здоровой самооценки у подростка является важным аспектом его социальной адаптации и успешного взаимодействия с окружающим миром [4, с. 25].
Исследование проводилось с помощью двух методик: исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейна в модификации А. М. Прихожан, а также «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). В исследовании приняло 45 учащихся школы МКОУ «Комсомольская СШ» Палласовского района в возрасте от 11-13 лет, обучающихся в 5 и 6 классе. Гипотезой является предположение о том, что подростки с низкой самооценкой испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми, в отличие от подростков с высокой самооценкой.
Проведенный анализ эмпирического исследования способствовал определению следующих данных: 26 подростков (57%) с низкой самооценкой действительно испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми. Согласно методике Дембо-Рубенштейна в модификации А.М.Прихожан, подростки с низкой самооценкой демонстрировали более низкие оценки своих личностных качеств, умений и способностей, что могло сказываться на их уверенности в себе и готовности к общению. Сравнительный анализ результатов «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири) показал, что подростки с низкой самооценкой чаще испытывали трудности в установлении близких отношений с другими людьми, проявляли скрытность, избегали конфликтных ситуаций или наоборот, проявляли агрессию как защитный механизм.
Также было выявлено, что 7 учащихся (16%) с высокой самооценкой определяли себя более положительно и уверенно, что могло способствовать более успешному взаимодействию с окружающими. Анализ результатов «Диагностики межличностных отношений» также показал, что подростки с высокой самооценкой чаще устанавливали близкие отношения с другими людьми, проявляли открытость, доверие и готовность к общению. Они реже вступали в конфликты и демонстрировали агрессивное поведение.
Таким образом, гипотеза о том, что подростки с низкой самооценкой испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми, была подтверждена результатами исследования. Подростки с низкой самооценкой чаще испытывают чувство застенчивости и недоверия, они сильно зависят от мнения окружающих и имеют ограниченные навыки в установлении близких контактов с другими людьми. В отличие от них, подростки с высокой самооценкой склонны к авторитарному поведению и проявляют доминирующую позицию в отношениях.
Эти выводы подчеркивают важность работы над развитием здоровой самооценки у подростков для успешного социального взаимодействия и формирования здоровых межличностных отношений.