Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Имашева Ф.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(72). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(72).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Имашева Фатима Азаматовна
студент, Волгоградский институт управления – филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Волгоград
Забродина Татьяна Игорьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Волгоградский институт управления – филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Волгоград

 

В современном обществе межличностные взаимоотношения играют значительную роль в формировании личности подростков. Одним из ключевых аспектов, влияющих на эти отношения, является самооценка подростков. Самооценка представляет собой субъективное отношение к себе, оценку своих качеств, способностей, достоинств и недостатков. В контексте межличностных взаимоотношений самооценка подростков может проявляться разнообразными способами и оказывать существенное влияние на их поведение, отношения с окружающими и самопонимание [3, с. 87].

Формирование самооценки подростка сопровождается нахождением личности, прежде всего, в социуме и является сложным и многогранным процессом, который зависит от множества факторов, таких как: воздействие социального окружения, семьи, школы, друзей, а также собственных убеждений опыта и способностей [1, с. 92]. Поддержка, поощрение и позитивные оценки со стороны окружающих способствуют повышению уровня самооценки, в то время как критика, негативные комментарии или отвержение могут привести к ее снижению.

Самооценка подростка играет важную роль в межличностном взаимодействии, поскольку она определяет, как подросток видит себя, свои возможности и свою ценность [2, с. 137]. Здоровая самооценка способствует уверенности в себе, позволяет подростку чувствовать себя комфортно в общении с другими людьми и налаживать социальные контакты. Низкая самооценка может препятствовать развитию дружеских отношений, созданию близких связей и успешной коммуникации. Именно поэтому развитие здоровой самооценки у подростка является важным аспектом его социальной адаптации и успешного взаимодействия с окружающим миром [4, с. 25].

Исследование проводилось с помощью двух методик: исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейна в модификации А. М. Прихожан, а также «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). В исследовании приняло 45 учащихся школы МКОУ «Комсомольская СШ» Палласовского района в возрасте от 11-13 лет, обучающихся в 5 и 6 классе. Гипотезой является предположение о том, что подростки с низкой самооценкой испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми, в отличие от подростков с высокой самооценкой.

Проведенный анализ эмпирического исследования способствовал определению следующих данных: 26 подростков (57%) с низкой самооценкой действительно испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми. Согласно методике Дембо-Рубенштейна в модификации А.М.Прихожан, подростки с низкой самооценкой демонстрировали более низкие оценки своих личностных качеств, умений и способностей, что могло сказываться на их уверенности в себе и готовности к общению. Сравнительный анализ результатов «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири) показал, что подростки с низкой самооценкой чаще испытывали трудности в установлении близких отношений с другими людьми, проявляли скрытность, избегали конфликтных ситуаций или наоборот, проявляли агрессию как защитный механизм.

Также было выявлено, что 7 учащихся (16%) с высокой самооценкой определяли себя более положительно и уверенно, что могло способствовать более успешному взаимодействию с окружающими. Анализ результатов «Диагностики межличностных отношений» также показал, что подростки с высокой самооценкой чаще устанавливали близкие отношения с другими людьми, проявляли открытость, доверие и готовность к общению. Они реже вступали в конфликты и демонстрировали агрессивное поведение.

Таким образом, гипотеза о том, что подростки с низкой самооценкой испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми, была подтверждена результатами исследования. Подростки с низкой самооценкой чаще испытывают чувство застенчивости и недоверия, они сильно зависят от мнения окружающих и имеют ограниченные навыки в установлении близких контактов с другими людьми. В отличие от них, подростки с высокой самооценкой склонны к авторитарному поведению и проявляют доминирующую позицию в отношениях.

Эти выводы подчеркивают важность работы над развитием здоровой самооценки у подростков для успешного социального взаимодействия и формирования здоровых межличностных отношений.

 

Список литературы:
1. Бояринцева, А.В. Творчески развиваться – просто и интересно: [О духовном саморазвитии детей, формировании чувств, представлений методом погружения] / А.В. Бояринцева // Одаренный ребенок, 2019. №2. С. 83-98.
2. Волынская, Л. Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно-смысловой структуры личности в дальнейшем / Л. Б. Волынская // Мир психологии. 2018. № 1. С. 120-147.
3. Завражнов В.В., Чагина М.В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2017. № 20.
4. Портал психологических изданий. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии). URL: http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/ n2/35334_full.shtml (дата обращения: 20.02.2024).