Статья:

АГРЕССИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Батырбаев О.В. АГРЕССИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(244). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(244).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АГРЕССИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

Батырбаев Олег Владимирович
магистрант, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

 

В современном мире, где динамичные социокультурные изменения, технологический прогресс и социальные взаимодействия играют ключевую роль, агрессия остается важным объектом внимания ученых.

Хотя слово «агрессия» является общепризнанным и понятным, оно используется настолько широко, что сформулировать его единое и всеобъемлющее определение становится непростой задачей.

Несмотря на огромное количество философской, социологической, методологической и психолого-педагогической литературы, посвященной этой теме, до сих пор существуют значительные разногласия по поводу точного значения термина «агрессия». Кроме того, недостаточная дифференциация с другими сходными понятиями усложняет задачу его определения.

В первую очередь рассмотрим происхождение слова «агрессия». Этимология слова «агрессия» связана с латинским «aggression» (нападение), происходящим от «adgradi» (где «ad» означает «на», а «gradus» – «шаг»), что переводится как «двигаться на» или «наступать». Следовательно, можно отметить, что с термином «агрессия» сходны по происхождению такие понятия, как «прогресс» и «регресс» [8].

В современном психологическом словаре под агрессией понимается «поведение, носящее мотивационный характер, которое может часто причинять вред объектам атаки – нападения или физический ущерб другим людям, приводящий их к депрессии, психологическому дискомфорту, напряженности, страху, боязни, состоянию подавленности...» [6].

Большинство отечественных и западных ученых-психологов разделяют понятия агрессия и агрессивность.

Так, по мнению Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича агрессивность как особенность характера, свойство личности, выражающееся в готовности воспринимать и интерпретировать действия других людей агрессивно в процессе межличностного общения [2].

В социологической и психолого-педагогической литературе понятия «агрессия», «гнев», «насилие» и «враждебность» часто используются либо как синонимы, либо заменяют друг друга. В связи с этим, становится сложно дать точное значение феномену «агрессия». Для того чтобы внести ясность рассмотрим понятия «гнев», «враждебность» и «насилие».

Гнев, по мнению К.Э. Изарда, представляет собой «сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта и возникающее в ответ на препятствия в достижении целей» [4]. Согласно Кассинову, гнев не является формой агрессии и не всегда приводит к агрессивному поведению [5].

В. Кук и Д. Медлей определяют враждебность как эмоциональное состояние, длительное по времени, которое характеризуется враждой и желанием причинить вред или боль другим [2]. Несмотря на сходство эмоциональных проявлений враждебности и агрессии, враждебность не есть сама агрессия, поскольку последняя отделяется как физическое действие от эмоции [3]

Под насилием понимается «всяческий акт, ограничивающий личную свободу человека, который вызывает у него физический или психический ущерб и, кроме того, нарушает общественные нормы» [7]. Б. Крэйхи рассматривает насилие как некий подтип агрессии, который относится к крайним формам физической агрессии [1].

Резюмируя все вышеизложенное, можно констатировать тот факт, что в социологической и психолого-педагогической литературе понятия «агрессия», «гнев», «насилие» и «враждебность» часто используются взаимозаменяемо или рассматриваются как синонимы. Однако несмотря на схожесть эмоциональных проявлений и пересечение некоторых аспектов, каждое из этих понятий имеет свои уникальные характеристики, что подчеркивает важность тщательного разграничения между ними в научных исследованиях и практическом понимании социальных явлений.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что существует множество определений понятия «агрессия», каждое из которых описывает данный феномен с учетом индивидуальных убеждений и опыта исследователей. Обобщенно можно отметить, что агрессия может быть как бессознательной, так и осознаваемой. Осознаваемая агрессия характеризуется выраженным проявлением негатива и разрушительным поведением, направленным на самоутверждение. Агрессивные действия человека не соответствуют общепринятым нормам и правилам, принятым в обществе.

 

Список литературы:
1. Ботова, М.Г. Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико-эмпирическое исследование // Вестник КГУ. 2012. №1.
2. Дмитриева, Т.Б., Шостакович, Б.В. Агрессия и психическое здоровье – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
3. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1. 
4. Изард, К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. 
5. Кассинов, Г. Психотерапия гнева. – СПб.: Сова, 2006. 
6. Мещерякова, Б.Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь. – М., 2003. 
7. Пстрог, Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде // Ярославский педагогический вестник. 2006. 
8. Сафонова, Т.Н. Агрессивное поведение: научное обоснование понятия и профилактическая работа среди подростков // Гуманитарные науки. 2020.