Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология

XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов
Аннотация. Статья посвящена изучению проявлений стресса у студентов во время экзаменационной сессии. Под экзаменационным стрессом мы рассматриваем состояние психического напряжения, возникающее у студентов в процессе учебной деятельности, непосредственно перед экзаменом, т.е. когда учащиеся находятся в наиболее сложных, трудных условиях и обстоятельствах. Экзаменационный стресс представляет собой форму психического стресса, которая зачастую обуславливает экзаменационный невроз и выступает несомненным психотравмирующим фактором. Учебный процесс характеризуется неравномерностью распределения нагрузок и их увеличением во время экзаменационной сессии и это является испытанием для всех студентов.
Ключевые слова: экзаменационный стресс, стрессоустойчивость, экзаменационная сессия; факторы, вызывающие стресс у студентов, показатели психо-эмоционального напряжения.
Эмоциональный стресс является главной причиной сердечно-сосудистых поражений, неврозов, некоторых болезней желудка и кишечника, увеличивает вероятность инфекционных заболеваний и осложняет их течение. К настоящему времени большинство исследователей сходятся во мнении, что чрезмерный стресс, возникающий в конфликтных или безвыходных ситуациях и сопровождающийся депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличивает вероятность возникновения многих злокачественных новообразований».
По мнению К. В. Судакова распространенным источником травмирующего воздействия у студентов является экзаменационная сессия. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Интенсивная умственная нагрузка, ликвидация задолженностей, работа с большим количеством информации, которую необходимо выполнить в короткие сроки, нарушение режима дня, недостаток сна — это причины, служащие возникновению стресса.
Для студентов обучение в высшем учебном заведении является не только возможностью для получения высшего образования, но и стрессом. Начиная с начала учебной деятельности в первом семестре, а так же в период сессии, что является причиной нарушений в когнитивной, мотивационной и эмоциональных сферах.
В студенческом возрасте ведущей является учебно-профессиональная деятельность, характеризующаяся высокими стрессовыми нагрузками. Поскольку для студентов обучение в высшем учебном заведении является достаточно значимым, это также может быть дальнейшей основой для возникновения стресса. Вчерашний школьник, входя в новые взаимоотношения, с новыми правилами, новыми людьми сталкивается с трудностями в данном этапе обучения в вузе. Эти кардинальные изменения могут стать причиной стресса на первом году обучения.
В настоящее время подготовка студентов сводится не только к формированию профессиональных знаний в области специальности, но и к актуализации мотивационной сферы, саморазвития и освоению знаний самостоятельно.
Организация и методы исследования
Цель исследования: изучить подверженность стрессу у студентов 1-4 курсов университета «Туран» во время экзаменационной сессии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что экзаменационному стрессу в большей мере подвержены студенты с высоким уровнем тревожности.
Для проведения эмпирического исследования нами были отобраны следующие методика:
1. Тест на учебный стресс, автор Щербатых Ю.В.
При проведении психодиагностики мы разделили студентов 1-4 курсов на 2 группы. Первая группа 1-2 курс, вторая группа 3-4 курс.
Анализ результатов исследования подверженности стрессу.
В ходе эмпирического исследования была проведена психодиагностика со студентами 1-4 курсов специальности «Психология» для выявления подверженности стрессу во время сессии. В ходе исследования были получены следующие результаты. При проведении психодиагностики мы разделили студентов 1-4 курсов на 2 группы. Первая группа 1-2 курс, вторая группа 3-4 курс.
В результате диагностики были получены следующие результаты, которые представлены в виде таблиц. Максимальное количество баллов 10.
Таблица 1.
Результаты причин стресса у студентов 1-2 курса
| № | Причина стресса | Результаты | 
| 1 | Строгие преподаватели. | 4,7 | 
| 2 | Большая учебная нагрузка. | 6,4 | 
| 3 | Отсутствие учебников. | 3,2 | 
| 4 | Непонятные, скучные учебники. | 3,7 | 
| 5 | Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов). | 5,1 | 
| 6 | Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами. | 4,2 | 
| 7 | Неумение правильно организовать свой режим дня. | 4,1 | 
| 8 | Нерегулярное питание. | 3,4 | 
| 9 | Проблемы совместного проживания с другими студентами. | 4,2 | 
| 10 | Конфликт в группе. | 3,5 | 
| 11 | Излишне серьезное отношение к учебе. | 3,1 | 
| 12 | Нежелание учиться или разочарование в профессии. | 4,6 | 
| 13 | Стеснительность, застенчивость. | 2,7 | 
| 14 | Страх перед будущим. | 3,9 | 
| 15 | Проблемы в личной жизни. | 3,6 | 
| 16 | Материальные трудности | 4,9 | 
По результатам опроса наибольшей трудностью для студентов является большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей и нежелание учиться. Большая учебная нагрузка, как субъективное состояние, может быть связано с неумением обращаться со временем. Среди иных причин большинство студентов указывали на материальные трудности. Относительно реже встречаются трудности с конфликтами в группе, застенчивостью и проблемами с питанием и неумение организовать режим дня.
Таблица 2.
Результаты по методике студентов 3-4 курса.
| № | Причина стресса | Результаты | 
| 1 | Строгие преподаватели. | 4,9 | 
| 2 | Большая учебная нагрузка. | 5,3 | 
| 3 | Отсутствие учебников. | 2,9 | 
| 4 | Непонятные, скучные учебники. | 2,6 | 
| 5 | Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов). | 3,7 | 
| 6 | Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами. | 5,1 | 
| 7 | Неумение правильно организовать свой режим дня. | 4,7 | 
| 8 | Нерегулярное питание. | 3,9 | 
| 9 | Проблемы совместного проживания с другими студентами. | 3,9 | 
| 10 | Конфликт в группе. | 4,1 | 
| 11 | Излишне серьезное отношение к учебе. | 2,8 | 
| 12 | Нежелание учиться или разочарование в профессии. | 3,9 | 
| 13 | Стеснительность, застенчивость. | 3,1 | 
| 14 | Страх перед будущим. | 4,3 | 
| 15 | Проблемы в личной жизни. | 4,9 | 
| 16 | Материальные трудности | 5,5 | 
По результатам опроса у студентов преобладают сложности с материальными трудностями, большой учебной нагрузкой, неумение распорядиться финансами и строгие преподаватели. Наименьшую трудность представляют стеснительность и застенчивость, отсутствие и непонятные учебники.
Снижение показателей по излишне серьезному отношению к учебе характерно от 1-2 курсов в 3-4 курсам. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что студенты значительно меньше беспокоятся об важности обучения, что связано с прохождением через кризис 3-го курса, когда уже сформировано представление о будущей профессии. Также возможна связь с изменением направленности студентов, на первых годах обучения, она связана с получением знаний, на 3-4 курсах связана со становлением себя в трудовой деятельности и развитием межличностных отношений с партнером
Изменения показателей по нежеланию учиться от 1-2 курсов к 3-4 курсам, 4,6 и 3,9 соответственно, связано с тем, что студенты первых лет обучения, испытывая трудности в первой сессии, в дальнейшем испытывают повышенную тревожность и напряжение в последующих сессиях.
Представим результаты в виде диаграммы.

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов
Сравнительный анализ результатов показал, что наибольшую трудность для студентов вне зависимости от года обучения является большая учебная нагрузка. Однако на протяжении 3-4 курса студенты оценивают ее уже меньше, по сравнении с 1-2 годами обучения, что свидетельствует об умении адаптироваться к условиям обучения в высшем учебном заведении.
Показатели по шкале материальные трудности изменяются в сторону увеличения, что связано с изменяющимися социально-психологическими условиями на современном этапе. Среди которых, оплата за обучение, расходы связанные с питанием и проживанием, особенно среди иногородних студентов.
По шкале «жизнь вдали от родителей» наблюдается снижение показателей. По нашему мнению, это связано с тем, что в первые годы обучения, студентам сложно адаптироваться к самостоятельной жизни. Позднее, приобретая умения и навыки самостоятельного проживания, студенты уже меньше зависят от родителей эмоционально.
Нежелание учиться связано с тем, насколько первоначальные представления студента об обучении в высшем учебном заведении соответствовали действительности. А так же связаны с теми оценками, которые получает студент не только в период семестра, но и в экзаменационной сессии.
По шкалам «неумение распорядиться финансами» и «неумение организовать время» характерно увеличение показателей к 3-4 курсу. Мы считаем, что это возможно связано с тем, как подверженность стрессу оказывает влияние на самооценку и чувство удовлетворения самих студентов. Нехватка времени и материальных средств, являются серьезными факторами, влияющими на подверженность стрессу.






