Статья:

Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Курбонова А.З., Суярова Ш.Н., Маматкулов Р.Х. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 04.12.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов

Курбонова Азиза Зафаровна
студент, Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы
Суярова Шахноза Насритдиновна
студент, Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы
Маматкулов Расулджон Худойназарович
студент, Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы
Сангилбаев Оспан Сейдуллаевич
научный руководитель, д-р. психол. наук, профессор, Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. Статья посвящена изучению проявлений стресса у студентов во время экзаменационной сессии. Под экзаменационным стрессом мы рассматриваем состояние психического напряжения, возникающее у студентов в процессе учебной деятельности, непосредственно перед экзаменом, т.е. когда учащиеся находятся в наиболее сложных, трудных условиях и обстоятельствах. Экзаменационный стресс представляет собой форму психического стресса, которая зачастую обуславливает экзаменационный невроз и выступает несомненным психотравмирующим фактором. Учебный процесс характеризуется неравномерностью распределения нагрузок и их увеличением во время экзаменационной сессии и это является испытанием для всех студентов.

 

Ключевые слова: экзаменационный стресс, стрессоустойчивость, экзаменационная сессия; факторы, вызывающие стресс у студентов, показатели психо-эмоционального напряжения.

 

Эмоциональный стресс является главной причиной сердечно-сосудистых поражений, неврозов, некоторых болезней желудка и кишечника, увеличивает вероятность инфекционных заболеваний и осложняет их течение. К настоящему времени большинство исследователей сходятся во мнении, что чрезмерный стресс, возникающий в конфликтных или безвыходных ситуациях и сопровождающийся депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличивает вероятность возникновения многих злокачественных новообразований».

По мнению К. В. Судакова распространенным источником травмирующего воздействия у студентов является экзаменационная сессия. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Интенсивная умственная нагрузка, ликвидация задолженностей, работа с большим количеством информации, которую необходимо выполнить в короткие сроки, нарушение режима дня, недостаток сна — это причины, служащие возникновению стресса.

Для студентов обучение в высшем учебном заведении является не только возможностью для получения высшего образования, но и стрессом. Начиная с начала учебной деятельности в первом семестре, а так же в период сессии, что является причиной нарушений в когнитивной, мотивационной и эмоциональных сферах.

В студенческом возрасте ведущей является учебно-профессиональная деятельность, характеризующаяся высокими стрессовыми нагрузками. Поскольку для студентов обучение в высшем учебном заведении является достаточно значимым, это также может быть дальнейшей основой для возникновения стресса. Вчерашний школьник, входя в новые взаимоотношения, с новыми правилами, новыми людьми сталкивается с трудностями в данном этапе обучения в вузе. Эти кардинальные изменения могут стать причиной стресса на первом году обучения.

В настоящее время подготовка студентов сводится не только к формированию профессиональных знаний в области специальности, но и к актуализации мотивационной сферы, саморазвития и освоению знаний самостоятельно.

Организация и методы исследования

Цель исследования: изучить подверженность стрессу у студентов 1-4 курсов университета «Туран»  во время экзаменационной сессии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что экзаменационному стрессу в большей мере подвержены студенты с высоким уровнем тревожности.

Для проведения эмпирического исследования нами были отобраны следующие методика:

1. Тест на учебный стресс, автор Щербатых Ю.В.

При проведении психодиагностики мы разделили студентов 1-4 курсов на 2 группы. Первая группа 1-2 курс, вторая группа 3-4 курс.

Анализ результатов исследования подверженности стрессу.

В ходе эмпирического исследования была проведена психодиагностика со студентами 1-4 курсов специальности «Психология» для выявления подверженности стрессу во время сессии. В ходе  исследования были получены следующие результаты. При проведении психодиагностики мы разделили студентов 1-4 курсов на 2 группы. Первая группа 1-2 курс, вторая группа 3-4 курс.

В результате диагностики были получены следующие результаты, которые представлены в виде таблиц. Максимальное количество баллов 10.

Таблица 1.

Результаты причин стресса у студентов 1-2 курса

Причина стресса

Результаты

1

Строгие преподаватели.

4,7

2

Большая учебная нагрузка.

6,4

3

Отсутствие учебников.

3,2

4

Непонятные, скучные учебники.

3,7

5

Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов).

5,1

6

Неумение правильно распорядиться ограниченными фи­нансами.

4,2

7

Неумение правильно организовать свой режим дня.

4,1

8

Нерегулярное питание.

3,4

9

Проблемы совместного проживания с другими студента­ми.

4,2

10

Конфликт в группе.

3,5

11

Излишне серьезное отношение к учебе.

3,1

12

Нежелание учиться или разочарование в профессии.

4,6

13

Стеснительность, застенчивость.

2,7

14

Страх перед будущим.

3,9

15

Проблемы в личной жизни.

3,6

16

Материальные трудности

4,9

 

По результатам опроса наибольшей трудностью для студентов является большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей и нежелание учиться. Большая учебная нагрузка, как субъективное состояние, может быть связано с неумением обращаться со временем. Среди иных причин большинство студентов указывали на материальные трудности. Относительно реже встречаются трудности с конфликтами в группе, застенчивостью и проблемами с питанием и неумение организовать режим дня.

Таблица 2.

Результаты по методике студентов 3-4 курса.

Причина стресса

Результаты

1

Строгие преподаватели.

4,9

2

Большая учебная нагрузка.

5,3

3

Отсутствие учебников.

2,9

4

Непонятные, скучные учебники.

2,6

5

Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов).

3,7

6

Неумение правильно распорядиться ограниченными фи­нансами.

5,1

7

Неумение правильно организовать свой режим дня.

4,7

8

Нерегулярное питание.

3,9

9

Проблемы совместного проживания с другими студента­ми.

3,9

10

Конфликт в группе.

4,1

11

Излишне серьезное отношение к учебе.

2,8

12

Нежелание учиться или разочарование в профессии.

3,9

13

Стеснительность, застенчивость.

3,1

14

Страх перед будущим.

4,3

15

Проблемы в личной жизни.

4,9

16

Материальные трудности

5,5

 

По результатам опроса у студентов преобладают сложности с материальными трудностями, большой учебной нагрузкой, неумение распорядиться финансами и строгие преподаватели. Наименьшую трудность представляют стеснительность и застенчивость, отсутствие и непонятные учебники.

Снижение показателей по излишне серьезному отношению к учебе характерно от 1-2 курсов в 3-4 курсам. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что студенты значительно меньше беспокоятся об важности обучения, что связано с прохождением через кризис 3-го курса, когда уже сформировано представление о будущей профессии. Также возможна связь с изменением направленности студентов, на первых годах обучения, она связана с получением знаний, на 3-4 курсах связана со становлением себя в трудовой деятельности и развитием межличностных отношений с партнером

Изменения показателей по нежеланию учиться от 1-2 курсов к 3-4 курсам, 4,6 и 3,9 соответственно, связано с тем, что студенты первых лет обучения, испытывая трудности в первой сессии, в дальнейшем испытывают повышенную тревожность и напряжение в последующих сессиях.

Представим результаты в виде диаграммы.

 

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов

 

Сравнительный анализ результатов показал, что наибольшую трудность для студентов вне зависимости от года обучения является большая учебная нагрузка. Однако на протяжении 3-4 курса студенты  оценивают ее уже меньше, по сравнении с 1-2 годами обучения, что свидетельствует об умении адаптироваться к условиям обучения в высшем учебном заведении.

Показатели по шкале материальные трудности изменяются в сторону увеличения, что связано с изменяющимися социально-психологическими условиями на современном этапе. Среди которых, оплата за обучение, расходы связанные с питанием и проживанием, особенно среди иногородних студентов.

По шкале «жизнь вдали от родителей» наблюдается снижение показателей. По нашему мнению, это связано с тем, что в первые годы обучения, студентам сложно адаптироваться к самостоятельной жизни. Позднее, приобретая умения и навыки самостоятельного проживания, студенты уже меньше зависят от родителей эмоционально.

Нежелание учиться связано с тем, насколько первоначальные представления студента об обучении в высшем учебном заведении соответствовали действительности. А так же связаны с теми оценками, которые получает студент не только в период семестра, но и в экзаменационной сессии.

По шкалам «неумение распорядиться финансами» и «неумение организовать время» характерно увеличение показателей к 3-4 курсу. Мы считаем, что это возможно связано с тем, как подверженность стрессу оказывает влияние на самооценку и чувство удовлетворения самих студентов. Нехватка времени и материальных средств, являются серьезными факторами, влияющими на подверженность стрессу.

 

Список литературы:
1. Щербатых ЮВ. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. СПб.: «Питер», 2012. – 256 с.
2. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. — 148 с.
3. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс.– Воронеж, 2000.