Статья:

Исследование конфликта в социальной психологии

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Трухан Н.С. Исследование конфликта в социальной психологии // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(35).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование конфликта в социальной психологии

Трухан Наталья Сергеевна
студент Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри

 

CONFLICT RESEARCH IN SOCIAL PSYCHOLOGY

 

Natalia Trukhan

Student of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov» in Neryungri, Russia, Neryungri

Larisa Mammadova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in Neryungri, Russia, Neryungri

 

Аннотация. В статье описывается проблема познания социального конфликта, использование методик, соответствующих информационному развитию общества, анализ имеющихся методов познания социального конфликта

Abstract. this article describes the problem of cognition of social conflict, the use of methods corresponding to the current information development of society, the analysis of available methods of cognition of conflict.

 

Ключевые слова: социальный конфликт, познание конфликта, социум, социальные группы.

Keywords: social conflict, conflict cognition, society, social groups.

 

Цель статьи – попытка осмыслить социальные конфликты, их появление и методики их исследования. Этой проблеме в науке уделялось не много внимания. Специалисты заостряли внимание на разработке методов управления и регулирования конфликтов, не погружаясь в анализ природы конфликтных ситуаций. Очень сложно применять методы воздействия, не имея четкого представления о самом явлении конфликта, его влияния на участников конфликта и общество в целом.

Социальный конфликт – это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций, субъектов взаимодействия [2]. Конфликты бывают скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между людьми, социальными группами. Бытует мнение, что конфликт – это всегда негативное явление вызывающее угрозу, враждебность, обиды, непонимание, то есть то, чего нужно избегать. Представители раннего этапа становления науки тоже считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В настоящее время теоретики и практики склоняются к мнению, что некоторые конфликты даже при самых лучших взаимоотношениях среди отдельно взятых людей, социальных групп, не только возможны, но и желательны. Конфликт возникает тогда, когда противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, не учитывая желания противоположной стороны. Процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, отметаются отжившие культурные нормы и зарождаются новые. Надо только уметь управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречий, которые воспринимаются в форме разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Понятие «конфликт» вошло в нашу повседневную жизнь. Специалистами конфликт признан как естественное состояние общества. Если объединить несколько определений, можно сказать, что конфликт – это процесс конкурирующего социального взаимодействия в обществе, приводящий к формированию новых социальных взаимодействия. У «конфликта» своя продолжительная изменчивая судьба но, несмотря на это свое место среди наук он занял лишь в двадцатом веке. Изучение конфликтов происходит при помощи таких наук как: философия, социология, психология. Главной задачей при исследовании конфликта выявить, в чем заключается влияние его на социальные группы, структуру и развитие личности. Если в первой половине двадцатого века конфликтология опиралась и развивалась за счет изучения конфликтов с теоретической точки зрения, то в настоящее время конфликт изучается с практической точки зрения, что дает возможность предотвратить или регулировать его. Сущность конфликта носит дисциплинарный характер, проникая во все сферы общественной жизни, расширяя проблемное поле исследования.

Психология стала традиционной наукой, изучающей конфликт, выработав множество теоретических и практических подходов к ее исследованию. В психологии существует две методики исследования конфликтов: интерпсихическая модель, когда источник конфликта в самой личности; и модель, когда источник конфликта общество, в котором живет индивид. В первом случае внимание уделяется изучению психического и социального развития индивида, факторам, которые повлияли на формирование конфликтного поведения. Основные заслуги в данном направлении принадлежат теории З. Фрейда, теории Мюррея и Эриксона. Согласно им, у человека на протяжении жизни, а особенно в ранний период в результате столкновения принципов, желаний, стремлений формируется внутренние конфликты, которые отражаются на его сознание. Главной терапевтической практикой является «освобождение» человека от внутренних неосознаваемых психических конфликтов путем выявления их источников и переосмысления. Во втором случае объективно исследовать конфликты, опираясь на анализ внешних, ситуативных факторов. Такой подход дал пространство для проведения экспериментальных исследований межличностных и групповых конфликтов.

К методикам изучения социальных конфликтов относятся экспериментальные исследования и наблюдения за конфликтом в естественных условиях. Эксперимент является одним из основных методов исследования. Под экспериментом подразумевается либо искусственно созданная ситуация, при которой группа людей погружается в конфликтные условия, либо конфликтная ситуация в естественных условиях социального взаимодействия, спровоцированная каким-либо внешним фактором. Имея четкое представление о влиянии конкретных факторов на конкретную социальную группу, можно манипулировать сознанием людей, заставляя процессы работать в своих интересах. Особое отношение к этому методу придает ситуация, которая сложилась в современное время, когда передача информации стала легкодоступна и всеобъемлющая. Проведение таких экспериментов позволяет в дальнейшем правильно реагировать на информационные атаки такого рода.

Описание внешних факторов, моделей поведения, выведение закономерностей, возникающих в естественной конфликтной среде, составляет основу метода наблюдения. Среди специалистов популярен метод опроса. Описание и анализ конкретной ситуации позволяет собрать статистические данные о конфликтах, составить среднестатистический портрет его участников, относящихся к разным социальным группам. Данный метод популярен в сфере семейных и трудовых конфликтов, в сфере педагогики.

В современных психологических науках отдается предпочтение практической работе с конфликтами, но и эмпирический опыт позволяет найти подход и сделать выводы. Специалист мажет выступать в роли консультанта одной из сторон конфликта либо выполнять функцию посредника между конфликтующими сторонами. В первом случае факты умышленно или не умышленно могут искажаться. Метод ретроспективного анализа позволяет представить условия конфликта со слов его участников, но могут быть упущены некоторые факторы из вида. Выполняя обязанности консультанта, специалист имеет наименьшее влияние на конфликт в целом, так как контактирует с одной из сторон и не имеет прямого доступа к конфликтной ситуации и возможности ее изменить. Метод является самым лояльным, поэтому пользуется спросом. Подробный разбор конфликта позволяет создать правильные директивы дальнейшего поведения пусть даже одного участника конфликта, но с перспективой повлиять и на общую сложившуюся ситуацию.

Более эффективным является метод посредничества, когда обе стороны пользуются услугами специалиста целью урегулировать конфликт и придать ему плодотворный характер, что поможет извлечь пользу из данной ситуации. Играя роль посредника, специалист работает с конфликтом на прямую, имеет возможность влиять на его протекание, описывать и анализировать ситуацию со всех сторон. Такой способ исследования является самым приближенным к реальности и с точки зрения практиков самый подходящий.

Социальное взаимодействие имеет тот или иной характер, поэтому изучение конфликтов следует в его рамках. Внутренне взаимодействие людей всегда зависит от внешних факторов, таких как формальный и не формальный кодекс поведения, ролевые модели, групповые ориентации и установки. Исходя из этого, методики изучения сущности конфликта также во многом определяются ими и требуют уточнения для эффективности. Если рассмотреть большое количество частных случаев можно сделать энный общий вывод, построить модель для управления социальными конфликтами, всесторонность не учитывает детали и не допустимо, когда дело касается социальных процессов.

В век технического прогресса и информационных технологий социальный конфликт до основания меняет структуру и форму. За счет создания виртуального киберпространства появились новые средства общения, мировосприятие общества формируется в условиях многонациональности. Поэтому подход к изучению социальных конфликтов должен перестраивается и формироваться, исходя из условий современности. Проанализировав полученные знания и опыт прошлых лет, можно сказать, что общество находится у стрелочного перевода, и сейчас от нас зависит, будет ли оно стабильно или расколется под натиском неконтролируемых новых форм взаимодействия.

 

Список литературы:
1. Гришина Н.В. психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2017. – 544 с.
2. Megabook // Социальный конфликт // https://megabook.ru/article/Социальный%20конфликт
3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 21 с.
4. Квициния М.Б. К вопросу социализации личности в условиях  этноконфликта / М.Б. Квициния // Вопросы философии. 2010. - № 1 – URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=vien&id_93&ltemid=52 
5. Мадди С. Теория личности: сравнительный анализ / С. Мадди. – СПб. : 2016. – 539с.