ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Конференция: CXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
RESEARCH OF STUDENTS' SELF-ATTITUDE
Natalia Drobyshevskaya
Master's degree student, Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению понятия самоотношения, а также предоставлены результаты исследования студентов с помощью опросника МИС Пантелеева С.Р.
Abstract. The article discusses approaches to the definition of the concept of self-attitude, and also presents the results of a study of students using the questionnaire of MIS Panteleev S.R.
Ключевые слова: самоотношение, самоуважение, саморинятие, студенты.
Keywords: self-attitude, self-esteem, self-acceptance, students.
В настоящее время до сих пор в психологической науке, не существует единого подхода и определения для понятия «самоотношение». Изучение работ, посвященных рассмотрению, а также изучение отношения человека к самому себе, говорит о большом количестве терминов, используемых для более глубокого описания его содержания. К данным терминам относятся следующие: общая самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, уверенность в себе, самоуважение, аутосимпатия, самооценка и т.д. Также, в исследованиях самоотношения встречаются как терминологические, так и содержательные различия.
Например, сам термин «самоотношение» был введен Н.И. Сарджвеладзе[4].
Самоотношение определяется им как «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя». Также, Н.И. Сарджвеладзе говорит о том, что самоотношение составляет содержание системы «личность – социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности»[4]. После этотого в психологических исследованиях термин «самоотношение» стал активно использоваться.
М. Розенберг и С. Куперсмит в рамках социально-структурного биографического подхода понимали самоотношение как самостоятельную, оказывающую влияние на определенные функции самосознания, но обладаюущую своей специфической природой. У индивидуума, может быть, отношение к самому себе, как положительным, так и отрицательным[2].
По мнению М. Розенберга и С. Куперсмита, если отношение является устойчивым, то такое отношение определяют, как самоотношение[2].
Отечественные исследователи видят по-разному понятие самоотношения. По их мнению, самоотношение зависит от исходной общепсихологической теории (оно может пониматься как установка, как смысл своего Я и т.д.). Соответсвенно разное виденье и понимание этого понятия неизбежно приводит к отличиям в инструментах и принципах его рассмотрения и исследования.
С.Р. Пантелеев, послего того, как проанализировал достаточно большое количество научных зарубежных исследователей, пришел к выводу, что большая часть зарубежных авторов считают, что самоотношение - это одна из форм «общего самоуважения»[3]. При этом, С.Р. Пантилеев определяет самоотношение как эмоционально-оценочную подсистему самосознания личности, выражение смысла «Я» для субъекта[1].
По мнению В.В. Столина самоотношение определяется как непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла «Я» для самого субъекта, что распологается на поверхности сознания, и выступает результатом и интегратором механизмов личностного самосознания.
Н. И. Сарджвеладзе, пишет о трехкомпонентном строении самоотношения[4]. По его мнению, оно содержит в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
1. Когнитивный компонент. Данный компонент включает в себя самооценку, ведь в процесс самопознания и самосознания входит не только знать о себе что-то и учитывать себя процессе той или иной деятельности, но при этом оценивать свои как возможности, так и свойства по указанным критериям ("хорошо-плохо", "подходит-не подходит" и др.). С помощью, процессов самопознания человек стремится понять не только, кто он, но и что он, не только то, что он сделал, но и что и как он может сделать.
2. Эмоциональный компонент. Данный компонент важен, поскольку здесь, человек несмотря на то, что знает о себе что-то и понимает, он может себя как любить, так и возможно себя презирать по поводу знаемого о себе. В эмоциональный компонент входят такие понятия как: аутосимпатии, самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т. д.
3. Конативный компонент. Он выражается в качестве внутренних действий в адрес себя или как готовность к такого рода действиям. В конативный компонент входят следующие действия: манипуляторно - инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность, самопоследовательность, самоприятие (то есть одобрение самого себя, самоутверждение, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность, самоконтроль, ожидаемое отношение от других и самопредставление другому и т. д. В перечисленых действиях мотивационным импульсом в свой адрес является стремление владеть самим собой, так же умение владеть своим собственным внутренним миром, контролировать его и удерживать его в своих руках[1].
В настоящее время, наиболее актуальной является концепция, предложенная в конце прошлого столетия, отечественными авторами – В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым, основанная на идеях А.Н. Леонтьева о деятельности, сознании и личности и, в первую очередь, на представлении о личностном смысле как одной из основных образующих сознания.
В соответствии с указанной выше концепцией, самоотношение необходимо понимать как «непосредственную представленность в сознании личностного смысла “Я”», то есть «оценку личностью собственных черт по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации». Таким образом, в данном случае самоотношение является целостной личностной системой, которая обеспечивает переживание смысла «Я», определяемого, в конечном итоге, реальными жизненными отношениями субъекта [3].
Оценочный, и эмоциональный компонент, в свою очередь, также являются сложными образованиями и включают в себя несколько модальностей. Так, согласно результатам эмпирического исследования С.Р. Пантилеева, самоуважение (оценочный компонент) представляет собой интеграцию «открытости», «самоуверенности», «саморуководства» и «отраженного самоотношения», аутосимпатия (эмоциональный компонент) – «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности» самоуничижение (как интеграция отрицательных полюсов двух компонентов) – «самообвинения» и «внутренней конфликтности»[3].
Мне близка и понятна позиция С.Р. Пантелеев о том, что самоотнешение выглядит как эмоционально-ценностное отношение в виде динамической структуры, со своей иерархической системой.
Таким образом, самоотношение это не только сумма взятых элементов измерения, а входит в общую структуру самоотношения.
Также мною было проведено исследование самоотношения у студенток Алтайского государственного педагогического университета, в возрасте 18-24 лет. Количество испытуемых: 100 человек.
Анализ данных по методике самоотношения представлен на рис.1
Рисунок 1. Результаты МИС
По результатам «Методики исследования самоотношения» было проведено исследование по 9 шкалам: открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение.
По первой шкале «Открытость» у 96% тестируемых находится в пределах нормы. Низкие значения шкалы было выявлено у 1% респондентов, что говорит о повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на её значимость. У 3% исследуемых были выявлены высокие значения шкалы, что говорит о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.
По второй шкале «Самоуверенность» у 96% исследуемых показатели в пределах нормы, что говорит про уверенность в себе и своих силах, человеку есть за что себя уважать. Самоуверенность, так же содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надёжном человеке. Высокий уровень «самоуверенности» был выявлен у 3% респондентов, что говорит о самомнении, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности. 1% исследуемых показал низкий уровень «самоуверенности», что говорит о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.
По третьей шкале «Саморуководство» у 78% участников находится в переделах нормы, что говорит о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. Высокий балл был выявлен среди 20% респондентов, что показывает наличие у человека собственного «Я» как внутреннего стержня. Также говорит о том, человек умеет организовать свою жизнь и жизнедеятельность, при этом склонен считать, что его судьба находится в его руках; умеет чувствовать последовательность и обоснованность своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы показало 2% респондентов, что свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, плохой саморегуляции, неспособности противостоять судьбе, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.
По результатам четвертой шкалы «Зеркальное Я» у 95% исследуемых показатели находятся в пределах нормы, что говорит про совпадение ожиданий, связанных с отношением к себе со стороны других людей. Высокие значения шкалы было обнаружено у 4% респондентов, что говорит о соответствии представлений субъекта, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Низкое значения шкалы выявлено у 1% исследуемых, что говорит об ожидании неуважения, отсутствии симпатии, понимании со стороны других по отношению к себе.
По пятой шкале «Самоценность» в переделах нормы 82% респондентов, что говорит про умение ценить себя и других людей. Высокие показатели выявлены среди 18% исследуемых. Данные показатели говорят о заинтересованности в собственном Я, своем внутреннем мире, ощущении своей ценности и важности, при этом человек умеет ценить и других людей тоже. Шкала показывает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие показатели по шкале «Самоценность» среди исследуемых отсутствуют.
По шестой шкале «Самопринятие» у 86% исследуемых показатели в пределах нормы, что показывает нормальное отношение к себе, принятие себя.
Высокие показатели выявлены у 10%, что говорит о дружеском отношении к себе, согласию с самом собой. При этом есть одобрение своих планов и желаний, присутствует эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. По шкале «Самопринятие» низкий значение присутствует у 4% респондентов. Низкие показатели по данной шкале свидельствуют об отсутствии самопринятия, что может быть одним из важных симптомов внутренней дезадаптации.
По седьмой шкале «Самопривязанность» средние показатели были выявлены у 93% исследуемых, что говорит об избирательном отношении к своим личностным свойствам, при этом присутствует стремление к изменению не во всех, а некоторых своих качеств с сохранением прочих других. Высокие значения шкалы присутствуют у 6% респондентов. Высокие значения говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Эти переживания чаще всего сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. данном случае тенденция к сохранению такого образа, может быть одной из защитных механизмов самосознания. Низкие значения были обнаружены у 1% участников, что указывает на наличие противоположных тенденций: высоком желании что-то в себе изменить, поменять,соответствовать идеальному представлению о себе, а также желании развивать собственное «Я» в связи с неудовлетворенностью собой.
По восьмой шкале «Внутренняя конфликтность» 95% исследуемых показали результаты в пределах нормы. Данные значения характерны для человека у которого установка видеть себя и отношение к себе будут зависить от степени адаптированности в ситуации. При неожиданных трудностях, дополнительные препятствия, которые будут возникать могут способствовать усилению недооценки собственных успехов. А вот в привычных условиях, которые ожидаемы, знакомы и прогнозируемы, вероятнее всего будет наблюдаться положительный фон отношения к себе. Также будет прослеживаться признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Высокие значения было обнаружено у 4% респондентов. Данные показатели соответствуют человеку, с преоладающим негативным фоном по отношению к себе. Человек стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Он будет находиться в состоянии постоянного контроля над своим "Я". Благодаря развитой рефлексии человек будет переходить в самокопание, которое приводит к нахождению осуждаемых в себе как качеств, так и свойств. Из-за высоких требований к себе, часто происходит конфликтмежду "Я" реальным и "Я" идеальным, недовольсво фактическими достижениями, ощущение своей малоценности и признание ее. Преимущесвенно считает себя источником своих достижений и неудач. Высокие значения могут свидетельствать и о наличии внутренних конфликтов, сомнений, периодическом несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояниях, сопровождаемых переживанием чувства вины. Неадекватно занижена самооценка, что приводит к сомнениям в своей способности что чаще всего выражается в невоможности что-то предпринять или изменить. Присутствует общий негативный эмоциональный фон по отношению к себе.
Низкие значения были выявлены у 1% исследуемых. Данные показатели наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе. Такие люди ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, чаще всего довольны сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом может проявляться отрицание своих проблем, в том сопровождаться поверхностным восприятием себя, закрытости, поверхностном самодовольстве.
По девятой шкале «Самообвинение» средние показатели составили 91%. Данные показатели говорят об избирательное отношение к себе у респондентов. Человек может обвиненят как себя за те или иные поступки, действия, так и других людей, сто будет выражаться в виде гнева, досады в адрес окружающих. Высокие значения выявлены у 3% исследуемых. Данные показатели могут говорить об самообвинении, собственные недостатки, неудачи также могут ставиться себе в вину. Доминируют реакции защиты собственного "Я" в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Из-за самообвинения растет внутреннее напряжение, ощущение невозможности удовлетворить свои основных потребности.
В ходе исследования по 9 шкале низкие значения были обнаружены у 6% респондентов. Низкие показатели чаще всего свидетельствуют о тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Путем обвинения преимущественно других происходит защита собственного "Я". Человек переносит ответственность на окружающих из-за недостижения целей, может искать в других источники всех неприятностей и бед. Благодаря порицанию других людей происходит ощущение удовлетворенности собой.
Таким образом, ходе проведения исследования выявлено, что у большинства исследуемых большая часть показателей находится в пределах нормы. На основании этого, можно сделать вывод, респонденты характеризуются умением видеть богатство своего внутреннего мира, видят себя как индивидуальность. Также средние показатели самоотношения говорят об избирательном отношение к себе и к своим личным свойствам, нормальному отношению к себе, и умению принимать себя.