Статья:

Как "не выгорать" при работе дома?

Конференция: LXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шибанова Н.А. Как "не выгорать" при работе дома? // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(86). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(86).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Как "не выгорать" при работе дома?

Шибанова Наталья Андреевна
магистрант, ОЧУВО Московский инновационный университет, учитель начальных классов, МОУ-Высоковская СОШ №1, РФ, г.о. Клин

 

HOW TO "NOT BURN OUT" WHEN WORKING AT HOME?

 

Natalia Shibanova

Undergraduate OCHUVO Moscow Innovation University, Primary school teacher, MOU-Vysokovskaya secondary school No. 1, Russia, g.o. Klin

 

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагога общеобразовательных организаций на примере одной из школ Московской области в рамках внепланового переключения на дистанционный режим обучения. Изучим влияние этого синдрома на трудовую деятельность учителя, а также попробуем предположить насколько опасен он для участников образовательного процесса.

Abstract. In this article, we will consider the manifestation of emotional burnout syndrome in the activities of a teacher of General education organizations on the example of one of the schools in the Moscow region as part of an unscheduled switch to distance learning. Let's study the impact of this syndrome on the work of a teacher, and also try to guess how dangerous it is for participants in the educational process.

 

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, истощение, дистанционное обучение, периоды эмоционального выгорания педагога.

Keywords: emotional burnout, burnout syndrome, exhaustion, distance learning, periods of emotional burnout of the teacher.

 

В условиях пандемии все образовательные организации внепланово переключились на удаленный режим работы. К большому сожалению, многие руководители забывают, что риск появления или развития эмоционального выгорания, работая дома, весьма существенный.

Дистанционное обучение в силу ряда своих особенностей (удаленность, опосредованное общение, преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны педагога) диктует необходимость психологического сопровождения данного процесса и обеспечения психологического комфорта его участникам.

В своей работе дистанционный педагог сталкивается с определенными трудностями психологического характера. Это могут быть сложности в организации деятельности учащихся, в определении их индивидуальных особенностей и выборе стиля педагогического общения, проблемы повышения и поддержания мотивации обучения, создания благоприятного социально-психологического климата в группе.

Организация дистанционной работы также затруднительна. Техническое оснащение для работы в таком режиме во внимание брать не стоит. В чём же затруднительна работа в дистанционном режиме? Границы рабочего дня стёрты. Рабочее и нерабочее время не имеет временных рамок. День плавно переходит в вечер, будни – в выходные, а что такое «свободное время» учитель уже не понимает.

Остановлюсь на двух наиболее важных с психологической точки зрения моментах – эмоциональном состояния участников дистанционного обучения и проблеме повышения мотивации.

Характерный для дистанционного обучения ряд особенностей влияет на психоэмоциональное состояние участников. Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится гораздо более эффективным.

С одной стороны, отсутствие непосредственного контакта между обучающимися и преподавателем, снижает степень личного влияния педагога на эмоциональное окрашивание получаемых знаний. С другой стороны, при дистанционном обучении основной упор делается на активизацию творческих способностей, инсайты, в этом плане здесь больше возможностей для переживания положительных эмоций от достижений, результатов обучения.

При дистанционном образовании обучающиеся получают меньше положительных эмоций в сфере межличностных отношений, ведь общаясь, мы всегда так или иначе эмоционально реагируем на окружающих. Поэтому желательно создавать объединения учащихся, включать мероприятия, направленных на командообразование с целью сплочения дистанционной учебной группы, моделировать ситуации командного взаимодействия, что будет обогащать эмоциональные переживания учащихся, повышает эффективность взаимодействия между ними и усвоение знаний.

Говоря о работе педагогов в рамках дистанционного обучения, можно сказать, что выстроить образовательный процесс не составило труда. Он практически не отличается от того режима, к которому мы привыкли. Проведение урока или внеурочного занятия включает все этапы урока по ФГОС НОО.  Подготовка к уроку проводится тщательно, но большинство этапов урока мы должны «найти и предложить» обучающимся на онлайн-платформах. На это уходит чуть больше времени, чем обычно. Работая дома, безусловно мы идем в ногу со временем. Но психологически и эмоционально это достаточно тяжело. Для многих педагогов зрительный контакт с учеником важен, а на кого-то живой взгляд действует, как «чашечка горячего кофе».

Перед нами стоит проблема эмоционального выгорания педагогов, находящихся на дистанционном обучении. У педагогов сформировался «режим ожидания» и полное отсутствие мотивации. Как же помочь учителю самому себе? Первое и одно из наиболее важных – чётко установить границы рабочего дня (проведение учебных занятий и проверка работ обучающихся). Далее, рабочий день – это рабочий день. Выглядеть учитель должен также, как и в школе. Это бесспорно добавит положительный настрой. Дозирование учебной нагрузки обязательно должно присутствовать не только у детей, но и у учителя. Непрерывное пребывание у экрана ноутбука вызывает утомление и проблемы со здоровьем физическим и психическим.

Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека. Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:

  • Распределяйте все свои дела по значимости и актуальности, расставляйте приоритеты. Не надо пытаться успеть сделать все за один день. Чем больше вы будете перерабатывать, тем менее продуктивно будете работать в будущем.
  • Не берите дополнительную работу, особенно, если вы только начали работать в образовательном учреждении. Уже на этапе приема на работу строго охраняйте собственный границы. Нечеткие функциональные обязанности приводят к переработкам и увеличивают стресс. Будьте внимательны к себе и своим ресурсам. Автоматизируйте рутинные задачи, если это возможно.
  • Отдыхайте полностью отключившись от рабочего процесса. Отключайте уведомления рабочих групп в мессенджерах. Отдохните несколько часов от мобильного телефона. Следуйте распорядку дня, отводя четкое время на сон и прием пищи. Чтобы каждую свободную минуту не думать о работе, найдите себе хобби. Это позволит сместить фокус внимания и мыслить позитивно. Не берите на себя слишком много домашних обязанностей, особенно это касается педагогов женщин. «Вторая смена», включающая готовку, уборку, стирку и воспитание детей не является прерогативой одного человека. Распределите домашние обязанности между всеми членами семьи и не стесняйтесь просить помощи.
  • Эмоциональное выгорание сотрудников происходит гораздо реже, если в организации налажена корпоративная культура. Очевидно, что выстраивание корпоративной культуры в педагогическом коллективе не является обязанностью учителя. Однако любой специалист имеет возможность наладить отношения с коллегами. Без уважительного общения в коллективе работа не будет приносить удовольствия. Постоянная конкуренция и конфликты не приведут к успеху ни одного участника. Когда действия сотрудников согласованы, то все они нагружены равномерно, у каждого есть свои обязанности, которые он не забывает выполнять. Постоянная коммуникация с коллегами влияет на скорость решения возникающих вопросов и уменьшает количество офисной бюрократии.
  • Сотрудники не могут быть продуктивными целый день. Восемь или двенадцать часов на работе, особенно сидячей, негативно воздействует на организм человека. Понятно, что вы не сможете отказаться от рабочих обязанностей. Если вы чувствуете, что сильно устали, встаньте и пройдитесь по коридору, поднимитесь и спуститесь по лестнице, выйдите на улицу и подышите свежим воздухом. А также очень поможет расслабиться занятия йогой или бодифлексом (дыхательной гимнастикой). Все эти ежедневные ритуалы помогут разнообразить рабочую деятельность и улучшить физическое состояние.

К большому сожалению никто не был готов к резкому переходу. И отделить себя от семьи (да еще и с детьми, которые обучаются дистанционно) практически невозможно. От выгорания мамы- учителя зависит настроение и развитие ее собственных детей.

В будущем переход на дистанционную форму обучения все равно предстоит, и чтобы подготовиться педагогам к такой работе необходимо обеспечить постоянную консультацию психологов для поддержки психического здоровья в педагогическом коллективе.