Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: CLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Осетрова Л.В., Никулина В.Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(176). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(176).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Осетрова Лилия Владимировна
магистрант института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, РФ, г. Москва
Никулина Вероника Юрьевна
магистрант института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние акцентуаций на психосоматические расстройства личности в младшем школьном возрасте. Сформулированы понятия о формировании характера и акцентуации у младших подростков. Раскрыты понятия о развитии психосоматических расстройств у младших подростков.

 

Ключевые слова: Акцентуации, психосоматические расстройства, младший подростковый возраст, кризис подросткового возраста, тревожность.

 

Обращение к анализу проблемы психосоматических расстройств детей и подростков продиктовано несколькими причинами. Во-первых, само понятие «психосоматическое расстройство» является одним из самых противоречивых категорий в медицинской и психологической науке.

В свою очередь под акцентуацией характера понимается чрезмерно выраженная черта характера, которая делает индивида уязвимым к специфическим воздействиям.

В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные.

Основные черты – стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье.

Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей.

Подростковый возраст называют "кризисным", так как происходящие в организме психофизиологические изменения влияют на отношения подростка к самому себе и обществу.

Развитие подростка является одним из важных и значимых моментов в формировании у него эмоциональной сферы самосознания, потребности найти себя как личность. У младшего подростка очень часто возникает большой интерес к себе, возникает потребность самооценки, он также сопоставляет себя с другими людьми. Он всматривается в самого себя и стремится познать сильные и слабые стороны своей личности.

Эмоциональное поведение подростков не характеризуется одним действием гормонов, все зависит от условий, в которых воспитывается подросток, а также от многих социальных факторов. Психологические трудности взросления, неправильно сформированный образ собственного "Я" в большинстве случаев могут отразиться на последующих годах жизни человека из-за соответствующей эмоциональной тревожности у младших подростков.

В этот период ребенок решает важнейшие проблемы развития: установление социальных связей и структурирование своего психологического пространства. Основным противоречием этого возраста является готовность ребенка отвечать на воздействие других одновременно с необходимостью защищать границы своего психологического пространства.

Понятие и формирование характера и акцентуации у младших подростков

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Под акцентуацией характера понимается чрезмерно выраженная черта характера, которая делает индивида уязвимым к специфическим воздействиям.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций характера у подростков: 1 — гипертимный, 2 — циклоидный, 3 — лабильный, 4 — астено-невротический, 5 — психастенический, 6 — истероидный, 7 — эпилептоидный, 8 — шизоидный, 9 — сенситивный, 10 — неустойчивый, 11 — конформный. В своей монографии автор типологии указывает, что частота встречаемости акцентуаций характера среди популяции здоровых подростков в различных учебных заведениях, по данным Н. Я. Иванова, колеблется от 33 до 88 % [5].

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии [4].

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50--80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда - Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Понятие и развитие психосоматических расстройств у младших подростков

Отсутствие единой теории «психосоматопатогенеза» с учетом влияния психосоциальных факторов не позволяет разработать принципы и схему лечения психосоматических заболеваний.

Лечение больных без учета психосоциальных факторов не способствует ни излечению, ни сколько-нибудь успешной и длительной ремиссии.

С другой стороны, преувеличение значения психогенных факторов и лечение с помощью только психотерапевтических методов также малоэффективны, а кроме того, нередко приводят к развитию запущенных форм и осложнений заболеваний.

У детей психосоматические расстройства в большей мере обусловлены и поддерживаются психосоциальными факторами, патогенный тип метаболизма еще не закреплен, а потому психотерапия будет более эффективной.

У подростков с психосоматическими нарушениями процесс решения проблемы идентичности напрямую зависит от родительского выбора, структурные компоненты Я-концепции плохо дифференцированы.

Несмотря на большое количество научных работ в области психосоматических взаимоотношений, их нарушения и методов психотерапии, на сегодня остается неизвестным тот самый механизм «переключения» с психического уровня на соматический.

Было проведено эмпирическое исследование, с помощью методик:

  1. Тест Леонгарда-Шмишека, или Опросник Шмишека (Schmieschek Fragebogen) «Выявление акцентуаций характера»
  2. Тест А. Е. Личко «Определение типа акцентуации характера»
  3. А.И Балыкин «Тест на определение наличия психосоматических заболеваний
  4. Артур Т. Джерсайлд «Психические состояния личности»

С помощью эмпирического исследования группы младших подростков, были сделаны следующие заключения: у каждого подростка в выборке собран свой уникальный набор качеств, особенностей проявлений характера, предрасположенностей к психосоматическим заболеваниям и определенному типу акцентуации, что делает человека более или менее подверженным к возможным психосоматическим заболеваниям.

В подростковом возрасте имеется склонность к некому многофакторному влиянию психических состояний на проявление психосоматических заболеваний у ребенка.

Приведенные данные по четырем методикам показали определенные склонности у младших подростков из нашей выборки к психосоматическим заболеваниям, также, проведя последнюю методику, мы увидели, что показатели психических состояний также входят в ряд определений типов акцентуаций, которые могут иметь связь с психосоматическими заболеваниями, оказывая в свою очередь влияние на проявление особенностей характера у младших подростков.

Не стоит пренебрегать влиянием акцентуации на психосоматические заболевания, так как в подобного рода расстройствах, большую роль играет психические состояния личности, эмоциональный фон, те особенности характера, которые имеют наиболее яркое проявление в жизни подростка.

Данный факт может являться одной из причин низкой успеваемости подростков, их плохому самочувствию, а также развитию более сложных и серьезных заболеваний, которые могут вытекать из сложения совокупности факторов, влияющих на психическое состояние подростка.

 

Список литературы:
1. Бернс Р.Я. - концепция и Я – образы, Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Изд. Дом Бахрах, 2013.- 656с.
2. Краткий психологический словарь. Составитель Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2015. - 431с.
3. Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий:методика двойной стимуляции. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. М., 2014. 845 с.
4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - К, 2016 год.
5. Личко, А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии.//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1993, N 1. -- СПб., 2013. стр.5-17.
6. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков[Текст]. Ленинград, «Медицина, 2013.- 76с.
7. Юнг, К.Г. Психологические типы. Пер. с нем.; Под общ. Ред. В.В. Зеленского. - Мн.: ООО "Попурри",2013. -656с.