Статья:

Методы и методики профориентационной работы в школе

Конференция: CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В. Методы и методики профориентационной работы в школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(107). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(107).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы и методики профориентационной работы в школе

Шаруда Артем Андреевич
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Ярмонова Владислава Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Качалова Алевтина Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Прежде чем переходить к методам профориентационной работы, стоит сказать, что означает это понятие. Профориентационная работа – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [3].

Основной задачей профориентационной работы является ознакомление обучающихся с различными особенностями тех или иных профессии.

Значение данной деятельности сложно преуменьшить, так как именно она позволяет школьникам сформировать представление о различных видах деятельности.

Говоря о профориентации, в первую очередь следует говорить о ее методах, с помощью которых проводится ознакомительная работа с учениками. Перечислим эти методы:

1) Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач, по мнению большинства современных психологов, направлены на расширение информационного поля, коррекцию и уточнение разронянной информации, получаемой не только из достоверных и проверенных источников, но и из тех, чья подлинность и значимость может подвергаться сомнению. Вызвано это не только безусловным и колоссальным научно-техническим прогрессом, но и прорывом в изучении влияния комплексных подходов в системе образования. Не мало важным является и то, что такое явление, как инновационный подход к школьникам и выпускникам при определении их способностей и наклонностей становится всё более системным и успешным решением среди не только опытных педагогов и психологов, но также и среди более молодых их коллег. Одной из главных причин такого скорого развития подобного рода информационно-когнитивной работы является то, что она может проводиться как для парной или групповой терапии, так и для индивидуальной, ввиду того, что не теряет своей актуальности в разных условиях.

2) Методы работы по реализации мотивационно-смысловых задач всегда подразумевают нацеленность процессов на повышение уровня социально-профессиональной позиции и выявление наиболее выраженных профессиональных направлений. Решение мотивационно-смысловых задач можно осуществить следующими способами:

  1. Активизирующее интервью (самоинтервью). Такой метод самоанализа помогает найти ответы на вопросы о важности поставленных целей, методах их достижений и т.д.
  2. Анкетирование. Данный формат так же предполагает поиск ответов, но принципиально отличается тем, что вопросы составлены профессионально и помогают более точно отразить способность, скрытые предрасположенности и тягу к определённым специальностям, сферам, а также готовность индивида.
  3. Сочинение – наиболее распространённая форма проведения тестирования. Тема может быть дана как педагогом или психологом, так и выбрана самим учащимся, что дает ему толчок для самостоятельного размышления в рамках данной темы.
  4. Тематические рисунки. Рисование или черчение, схематичное изображение образов и т.д. Наилучшим образом подходит для групповых терапий. Основным инструментом данной техники было и остаётся последующее обсуждение элементов желаемого будущего, а также последующие консультации, в рамках такой не мало важной темы в профориентационной работе, как «необходимость прорисовки отдельных элементов желаемого будущего». Так же нельзя не упомянуть о необходимости установления временных сроков перед проведением тестирования.
  5. Игры с профориентационным содержанием. Отметим, что игра не только является основным видом деятельности, но и позволяет моделировать различные ситуации, таким образом, что она как бы запускает процесс поиска себя в рамках разнообразных, нестандартных ситуаций не только за счёт развития заинтересованности, но и за счёт погружения в другие обстоятельства, пусть и ментально.
  6. Самодиагностика. Комплекс профориентационных методик, с помощью которых можно выявить собственные ценности и интересы.
  7. Проектирование будущего. Настрой на конкретные жизненные позиции и цели, связанные с профессиональными навыками и особенностями индивида.

3) Методы решения задач операционного блока ставят перед собой задачу выявления навыков, которые будут способствовать в той или иной профессии. Данные методы выявляют профессиональные склонности следующими способами:

  1. Профессиональные и социальные пробы. Данная часть операционного блока предполагает моделирование различных ситуаций в игровой форме и отработки новых способов поведения, необходимых в реальных жизненных ситуациях.
  2. Моделирующая видеосъемка. Необходимая часть тренинга, позволяющая через взгляд со стороны оценить испытуемому свои навыки, а также оценить варианты в смоделированных заранее ситуациях.
  3. Поведенческий тренинг – выявление наиболее значимых навыков при выборе изучаемых предметов, связанных с будущей профессией, а также поисковых действий и т.д.

4) Методы работы с личностными и профессиональными качествами необходимы проводить для учащихся на протяжении достаточного количества времени, для развития профессиональных качеств и выявлений методов их реализации в рамках карьерной деятельности.

5) Методы решения задач эмоционально-энергетического блока так же являются не мало важным фактором при определении профессиональных качеств личности, и должны быть прямо направлены на формирование здравой оценки своих сил и возможностей, определения целей, позитивного самовосприятия и самоощущения, прямого самоанализа и верного анализа окружающей среды и обстановки, а также грамотное направление сил и ресурсов для достижения намеченных целей [5].

Благодаря, указанным выше методам, профориентационная работа в школах предстает перед нами в том виде, в котором мы привыкли ее видеть. Отмети, что на основе этих методов Томский государственный университет составил методику выбора профессии, включающую в себя 7 ступеней:

  1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, к которым вы чувствуете наибольшую предрасположенность, интерес и в которых вы видите для себя в будущем карьерный рост. Таким образом вы ограничиваете круг специальностей, в рамках которых вам действительно будет интересно продолжать не только карьерный, но и, что не мало важно, личностный рост.
  2. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько важным именно для вас является то или иное требование. Руководствуйтесь не только выбираемой профессией и родом занятий, но и жизненными ценностями, возможностями трудоустройства сразу после окончания учёбы – положением на рынке труда, характером и условиями работы. Каждый должен составлять свой список, основываясь на личном опыте, предпочтениях и требованиях к себе и окружающей его действительности.
  3. Оценить свое соответствие требованиям каждой из написанных вами профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Так, некоторая работа требует не только полной отдачи и постоянному изучению чего-то нового, но и крайне тяжёлых усилий, порой в тяжелых условиях. В этом вопросе лучше всего может помочь самоанализ, о котором говорилось выше, а также оценка своих личностных и профессиональных качеств педагогом или специалистом.
  4. Подсчитать и проанализировать результаты. Повторный анализ выбранных профессий после проделанной работы поможет с более точным определением направления.
  5. Проверить результаты. Перепроверка результатов поможет вам убедиться в правильности сделанных выводов, однако, чтобы перепроверить себя, лучше обсудить свой список вопросов с друзьями, психологом, преподавателем, профконсультантом, родителями или профессионалом в том деле, с которым вы хотите связать свою жизнь. Это поможет вам побороть неуверенность и убережёт от неверного выбора.
  6. Определить основные практические шаги к успеху. Выбор верного учебного заведения после того, как вы определились с профессией можно назвать одним из ключевых моментов при движении к успеху в выбранной сфере. На данном этапе необходимо выбрать какое образование будет наиболее продуктивно и даст лучшее начало большого пути: профессиональное, высшее или непосредственно практическое при выходе на работу (подмастерье). Не стоит при этом забывать о так называемых мягких качествах. Лучше всего они развиваются при выборе высшего образования или выходе на работу, так как происходит погружение в принципиально другую среду, которая формирует навыки общения и взаимодействия, необходимые для дальнейшего развития не только в данной среде, но и в целом с учётом особенностей и влияния выбранной профессии.

Можно сказать, что данная методика будет очень полезна, не только выпускникам школ, но и взрослым людям, благодаря своей простоте и надежности.

Подводя общий итог, можно сделать вывод, что в ходе осуществления профориентационной работы используется большое количество методов, на основе которых разработано большое количество методик, способствующих правильному принятию решения, касательно будущей профессиональной деятельности, ведь правильно выбранная сфера деятельности является залогом успешной трудовой деятельности.

 

Список литературы:
1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1996. – № 10.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная профориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969—1978. — Т. 20. — С. 75.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 329 с.
5. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. -  М.: МГППИ, 1999. - 108 с.
6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. – М.: Высшая школа, 2005. – 159 с.
7. OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris, 2004. – P. 10