Взаимодействие педагога с семьёй, воспитывающей ребёнка младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями
Конференция: LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Взаимодействие педагога с семьёй, воспитывающей ребёнка младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями
Interaction of a teacher with a family raising a child of primary school age with special educational needs
Ksenia Rudenko
undergraduate, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk
Ksenia Shishkina
scientific director, Cand. ped in Economics, Associate Professor, Chair of PPiPM, Deputy Dean for UR of the Faculty of Training of the EEC of the South Ural State Pedagogical University, Head of the Department of Higher Education "Primary Education. Preschool Education", South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk
Аннотация. Современные тенденции в системе образования предполагают расширение социального взаимодействия участников образовательных отношений, и в частности образовательного учреждения с семьёй. Помощь семье, воспитывающей ребёнка с ООП должна носить комплексный характер и включать ряд направлений и функций. О которых и пойдет речь в данной статье.
Abstract. Modern trends in the education system suggest the expansion of social interaction of participants in educational relations, and in particular educational institutions with the family. Assistance to a family raising a child with PLO should be comprehensive and include a number of areas and functions. Which will be discussed in this article.
Ключевые слова: ребёнок с особыми образовательными потребностями, комплексная психолого-педагогическая помощь, взаимодействие педагога с семьёй.
Keywords: child with special educational needs, complex psychological and pedagogical assistance, interaction of the teacher with the family.
Современные тенденции в системе образования предполагают расширение социального взаимодействия участников образовательных отношений, и в частности образовательного учреждения с семьёй. Семья, воспитывающая ребёнка с ООП – это микроструктура, в которой создаются благоприятные условия для обучения, воспитания и формирования качеств ребёнка.
Традиции в изучении роли семьи в воспитании ребенка берут свое начало от таких крупных ученых, как А.И. Герцен, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский. Анализ понятия «взаимодействие» осуществляли в своих трудах И.П. Волкова, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик, А. А. Радугина и др.
Впервые мысли о необходимости воспитания глухого ребенка в семье были высказаны в 1835 году В. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к их способам образования, самым свойственным их природе». Огромный вклад в коррекционную педагогику, в обучение глухих детей вносит Б.Д. Корсунская. В её исследованиях рассмотрены проблемы воспитания-глухого ребенка в семье, подготовки его к обучению.
Помощь семье в воспитании глухого ребёнка должна носить комплексный характер и включать следующие направления: психологическое изучение, консультирование, психокоррекция.
Основной целью которых является выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ООП и нарушающих внутрисемейную жизнедеятельность. В процессе психологической диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи:
- определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
- выявление внутрисемейных факторов как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с ООП в семье;
- определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
- определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
- определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
- определение направлений социализации как детей с ООП, так и их семей [1, с. 10].
По мнению Л.А. Головчиц, специфическими функциями семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха являются следующие:
1. Реабилитационно-восстановительная – особенностью, которой является привлечение семьи к участию в коррекционно-образовательном процессе.
2. Эмоционального принятия - заключается в создании благоприятного эмоционального фона в семье.
3. Коррекционно-образовательная функция - обеспечивает коррекционно-образовательную среду, позволяющей сформировать у ребёнка интерес к окружающему миру и его познанию, раскрыть способности и его возможности.
4. Приспособительно-адаптирующая функция - предполагает помощь семьи в адаптации ребёнка.
5. Социализирующая функция - обеспечивает уровень социализации ребёнка не только от его психофизических возможностей, но и от типа воспитания.
6. Профессионально-трудовая функция - особенностью, которой является формирование трудовых навыков и потребность в них.
7. Функция личностно-ориентированного подхода - обеспечивает развитие и поддержку способностей ребёнка, с помощью которых ребёнок входит в «культурную среду».
8. Рекреационная функция - включает в себя совместную деятельность ребёнка и его семьи.
Взаимодействие педагога с семьёй, воспитывающей ребёнка младшего школьного возраста с ООП, будет эффективна, если будет проходить системно, с соблюдением следующих этапов:
- 1 этап «Диагностический». (Исследование семьи. Выявление проблем и траектория дальнейшей работы).
- 2 этап «Просветительский». (Выбор направлений, методов и форм работы с семьёй).
- 3 этап «Практический». (Передача информации, практические занятия, родительские собрания, консультации, совместные мероприятия, обмен опытом).
Таким образом, благоприятное воздействие на развитие ребенка оказывает его окружение, психологический настрой родителей, что обеспечивает успешную реабилитацию ребёнка с ООП. Для создания в семье благоприятных условий воспитания и развития детей родителям необходимо овладеть психолого-педагогическими знаниями, практическими навыками. Важная роль заключается во взаимодействии школы и семьи. Получить знания и навыки родители могут только с помощью педагогов. Следовательно, развитие всех процессов ребёнка с ООП зависит от эффективного взаимодействия педагога с семьёй.