Статья:

Уровень субъективного ощущения одиночества студентов различных этапов обучения

Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Волынкина А.А. Уровень субъективного ощущения одиночества студентов различных этапов обучения // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(20).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Уровень субъективного ощущения одиночества студентов различных этапов обучения

Волынкина Анастасия Александровна
студент, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара
Фирсова Тамара Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье рассматривается феномен одиночества. На основе научной литературы выделяются факторы, которые способствуют появлению и усугублению чувства  субъективного одиночества. Приведены результаты эмпирического исследования субъективного чувства одиночества студентов 1,3 и 5 курсов.

 

Ключевые слова: одиночество, студенты, социализация, кризис, адаптация, уровни субъективного чувства.

 

На современном этапе развития общества наблюдается все более напряженный эмоциональный фон как социума в целом, так и его конкретных индивидов. Технологический прогресс, массовая информатизация общества, увеличение рабочей нагрузки за счет укрупнения организаций способствует повышению уровня эмоциональной нестабильности и индивидуализации общества. Особенно подвержены этим влияниям молодые люди в силу обусловленной возрастом чувствительности и восприимчивости к социальным процессам и явлениям, а также небогатого жизненного опыта, не позволяющего сделать им правильные выводы о происходящем, что зачастую приводит к появлению или укреплению у них чувства одиночества.

В психологической литературе одиночество определяется как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потерять в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Люди, испытывающие одиночество, имеют мало социальных контактов, личные связи с людьми у них ограничены или разорваны, они переживают свое положение как тяжелое психическое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями [9, с.348].

Корни проблемы одиночества уходят не только в психологию, но и в социологию, ведь именно качественное социальное окружение, влияет на индивида. Человек формируется и развивается в обществе, выстраивает взаимодействие с другими его членами. Отсутствие или потеря значимых социальных контактов приводят к ощущению одиночества [6, с.349].

Студенческая пора является переходным периодом в жизни человека от школы ко взрослой жизни. В период, когда молодые люди завершают обучение в школе, остро встает вопрос о самореализации, а также процесс самоидентификации становится более интенсивным – меняется круг общения, ценностные ориентации [6, с.247]. Соответственно, возможные факторы появления у студентов чувства одиночества могут заключаться в  расставании с родителями и привычной социальной обстановкой; социальными  сравнениями внутри молодежной субкультуры и даже в процессе обучения в вузе; неполноценных родительско-детских отношениях, а также взаимодействии со сверстниками; низкой самооценки и низких социальных навыках [8, с. 172].

Помимо этого, трудности в отношениях могут исходить от ложных убеждений касательно отношений в целом. А.И. Мельничук приходит к выводу, что «иррациональные убеждения о межличностных отношениях потенциально способны как приводить к ощущению одиночества, так и влиять на его динамику». Такое качество как  перфекционизм, то есть завышенные, порой нереалистичные стандарты по отношению к себе и часто к другим, способствует тому, что студент будет чувствовать себя несовершенным, не достаточно хорошим или интересным, или смешным для других. Таким образом, он будет бояться, что другие его отвергнут, а это приводит к минимизации контактов и затруднению их создания. Либо такие люди будут нацелены на достижение своих целей, например в учебе, и у них не будет времени на общение с остальными. Также у перфекциониста завышенные стандарты по отношению к партнеру, поэтому  окружающие его люди будут стремиться поддерживать с ним поверхностные кратковременные отношения. Еще одно ложное убеждение заключается в том, что люди должны понимать друг друга с полуслова, однако это невозможно, субъект же разочаровывается и прекращает отношения. Другое ложное убеждение заключается в недоверии к людям, потому что все  люди эгоистичны и думают только о себе и своих потребностях, и используют других людей в своих целях. В следствии этого, одинокие люди не видят смысла раскрываться перед кем-то, налаживать тесные и глубокие связи. Следующим иррациональным убеждением является необходимость в одобрении окружающих. Человек, зависящий от чужой оценки, ограничивает свой круг общения теми, чья оценка будет приемлемой для него. «Однако при этом человеку может не хватать общения…» а расширить круг общения мешает возможность получения негативной оценки со стороны [5, с. 35].

Согласно С.Г. Корчагиной, студенческое одиночество отражает разлад с миром, самим собой, сопровождаясь кризисными факторами [4, с.17], то есть причиной одиночества также могут быть внутренние переживания и кризисные ситуации студента. Исследователи применительно к периодам юности и ранней взрослости выделяют следующие типы кризисов: «юношеский кризис самоопределения», «кризис первокурсника» или «кризис ожиданий», «кризис самоопределения» и «кризис молодого специалиста» подразделяющийся на «кризис трудоустройства» и «кризис профессиональной адаптации» [2, с.87].

С целью выявления динамики чувства одиночества у студентов разных этапов обучения нами было проведено эмпирическое исследование. Выборка составила 64студента 1, 3 и 5 курсов Самарского государственного социально-педагогического университета.

Объект исследования - чувство одиночества студентов.

Предмет исследования - особенности чувства одиночества студентов разных этапов обучения.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что  переживание одиночества студентами закономерно снижаетсяв зависимости от этапов обучения в университете.

Для проведения исследования использовалась «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества»  Д. Рассела и М. Фергюсона. При проведении исследования респондентам был предложен список утверждений, которые необходимо было последовательно рассмотреть и оценить по частоте их проявления применительно к жизни конкретного человека. Респондентам были предложены такие варианты ответов, как «часто», «иногда», «редко», «никогда».

Результаты исследования чувства одиночества студентов 1 курса представлены на Рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровень субъективного чувства одиночества студентов 1 курса

 

Согласно полученным результатам (Рисунок 1), 26% студентов 1 курса испытывают низкий уровень одиночества, 63% испытывают средний уровень одиночества и 11% ощущают высокий уровень одиночества, что свидетельствует о достаточно успешной адаптации к обучению в вузе большинства первокурсников. Таким образом, следует отметить, что 74% студентов частично или в полной мере испытывают трудности с адаптацией к учебной деятельности, недостатком социальной поддержки из-за отрыва от друзей и поддержки семьи, оценкой выбранной специальности (нежелание учиться, разочарование в выбранной профессии) и с общим состоянием кризиса, который включает в себя переживания недостаточной осмысленности жизни, разрыв между временными перспективами прошлого, настоящего и будущего, страх выходить во взрослый мир, переживания, связанные с кризисом идентичности характеризующегося такими переживаниями, как дискомфорт, неуверенность в себе [2 с.90].

Результаты исследования чувства одиночества студентов 3 курса представлены на Рисунке 2.

 

Рисунок 2. Уровень субъективного чувства одиночества студентов 3 курса

 

Результаты исследования чувства одиночества студентов 3 курса (Рисунок 2) показывают, что 38% студентов испытывают низкий уровень одиночества, 31% - средний уровень и 31% - высокий уровень одиночества. 62% студентов  страдают от частичного или полного чувства одиночества. Так как учеба занимает большую часть времени студента, можно связать данные показатели с происходящими изменениями в обучении. Можно предположить, что это  связано с так называемым «кризисом компетентности», когда студент сомневается в правильности выбора профессии, в своих профессиональных знаний и умений, что в свою очередь ведет к низкой самооценки. Понижается уровень осмысленности жизни, это можно объяснить осознанием реальных трудностей обучения в вузе, а также сменой стадий персонализации: завершение процесса адаптации к новой социальной среде, учебно-профессиональной деятельности и переход на стадию индивидуализации. На данной стадии закономерно происходит смена ценностей, смыслов, что способствует качественно иному осознанию своей жизни и оказывает определенное влияние на ее осмысленность [7, с. 26].

К третьему курсу у студентов возникает кризис самоопределения, при отсутствии разрешения которого может возникнуть потеря мотивации к дальнейшему обучению [3 с.80].

Результаты исследования чувства одиночества студентов 5 курса представлены на Рисунке 3.

 

Рисунок 3. Уровень субъективного чувства одиночества студентов 5 курса

 

Полученные данные (Рисунок 3) показывают, что 53% студентов 5 курса имеют низкий уровень субъективного одиночества, 27% из них испытывают средний уровень и 20% высокий уровень одиночества.

В целом показатели субъективного уровня одиночества 5 курса  можно считать положительными, ведь более половины студентов не страдают от ощущения одиночества. По данным исследования, можно сделать вывод, что студенты полностью смогли адаптироваться к условиям, входя в период взрослости они приобрели опыт и избавились частично или  полностью от  иррациональных убеждений касательно отношений,  не испытывают трудностей в межличностном общении, не чувствуют себя отвергнутыми или социально изолированными, они адекватно могут воспринимать изменения, происходящие в среде, и справляться с ними.

Однако часть студентов с высоким уровнем одиночества, возможно, испытывают  «страхи и опасения: неуверенность в своих профессиональных возможностях, не найти работу, не быть материально обеспеченным, осознать, что профессия им не подходит, невозможность реализовать себя» [1, с.53].

Также стоит учесть, что понятие одиночество не всегда связано с чем-то негативным, а может рассматриваться в положительном ключе. Так, в одном из исследований, бакалавры старших курсов отмечали больше положительные стороны одиночества, отмечая, что это способствует реализации себя как в карьере, так и в творчестве, а также переосмыслению своей жизни[9, с.349]. По мере прохождения периода адаптации отмечается закономерное снижение интенсивности переживаний одиночества, что связано с вхождением во взрослость [3 с.81]. «Результаты исследования свидетельствуют о том, что у большинства пятикурсников сформированы жизненные сценарии, они имеют активную позицию по отношению к своему будущему, показывают характер основных отношений к миру, к людям и себе, что отражает особенности формирования их ценностей, смысла жизни и самосознания» [7, с. 28].

 

Рисунок 4. Уровень субъективного чувства одиночества студентов разных этапов обучения

 

Однако сравнив Высокий уровень одиночества студентов разных курсов, то можно заметить, что среди 1 курса сильно страдают от одиночества 11%, на 3 курсе количество страдающих от чувства одиночества увеличивается на 20 %, а на 5 курсе снижается до 20 % процентов. Такой повышение можно связать с кризисом компетентности, ведь на 3 курсе многие студенты сомневаются в правильности своего выбора. Так как на 1 курсе студенты имеют поверхностные сведения о деятельности выбранной профессии, то на  3 курсе студенты сталкиваются с реальностью и, возможно, у них появляются сомнения в правильности выбора своей профессии. Также такой скачок можно объяснить тем, что именно на 3 курсе многие студенты принимают решение найти работу, а это сказывается на их эмоциональном состоянии, так как совмещение работы и учебной деятельности это большая нагрузка, требующая множество усилий и правильного распределения времени.

Сравнительные данные субъективного чувства одиночества у студентов разных этапов обучения наглядно отражены на Рисунке 5.

 

Рисунок 5. Уровень субъективного чувства одиночества студентов разных этапов обучения

 

Сравнительный анализ ощущения одиночества студентами разных курсов (Рисунок 5) отражает тенденцию снижения уровня чувства одиночества студентов. Если на 1 курсе частично или полностью от чувства одиночества страдали 74% студентов, то на завершающем этапе обучения показатель упал до 53%,то есть показатель сократился на 21%. Процентное количество студентов не считающих себя одинокими с 26% возросло до 53%, то есть также на 21%.

На основании вышеизложенного исследования нами сформулированы выводы, что уровень субъективного чувства одиночества закономерно снижается с каждым этапом обучения. Это можно объяснить тем, что студенты адаптируются к условиям, которые на 1 курсе были для них совершенно новыми, но на 5 курсе стали уже привычны. Приобретение жизненного опыта, новых навыков и знаний способствуют повышению самооценки, что в свою очередь благотворно влияет на построение контактов с окружающими. Также приобретенный опыт в общении мог повлиять на избавление от иррациональных убеждений касательно межличностных отношений, которые ведут к минимизации социальных контактов. Также снижение показателей чувства субъективного одиночества можно связать с постепенной сменой приоритетов учащихся. Если на 1 курсе студенты были более направлены на социальную жизнь, построение новых контактов, после утраты старых, то на старших курсах студенты больше устремлены на достижение своих целей в профессиональной или образовательной сфере.

 

Список литературы:
1. Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В.,. Морева С.А. Трансформация временнóй перспективы студента в процессе обучения в вузе [ Текст ] / Т.Г. Бохан, Л.Ф. Алексеева, М.В. Шабаловская, С.А Морева // Высшее образование в России, 2014 – Вып.10 – С.51 – 55.
2. Курусь И.А.Содержание переживания кризисных ситуаций у студентов первого курса [ Текст ] / И.А. Курусь. // Вектор науки ТГУ, 2016. – Вып. 1(24) . - С. 87–92.
3. Курусь. И.А. Динамика переживания кризисных ситуаций у студентов
на начальном этапе обучения в вузе [Текст] / И.А. Курусь. // Вектор науки ТГУ, 2016. -  Вып.3 (26) – С.78-83.
4. Корчагина С. Г.Психология одиночества [Текст]: учебное пособие. / С. Г.Корчагина - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с.
5. Мельничук А.С. Иррациональные убеждения о межличностных отношениях как фактор одиночества у студентов [ Текст ]  /А.С. Мельничук //Акмеология, 2018. –  Вып. 3 (67). – С. 34 – 38.
6. Примаков В.Л., Саутина Е.Г. Одиночество студенческой молодежи
как социальный феномен [Текст] / В.Л. Примаков, Е.Г. Саутина  // Вестник МГЛУ. Общественные науки, 2018. -  Вып. 1 (794) – С.244 -254.
7. Семенова Е.А. Особенности и динамика профессионального самосознания студентов [Текст ] / Е.А Семенова. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012. – Вып. 3 (50) – С.25- 28.
8. Фаррахов А.Ф. Социальные факторы, вызывающие чувство одиночества у молодых людей  [Текст] / А.Ф. Фаррахов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева,  2013. – Вып. 3(79). – С. 168 – 173.
9. Щиголева Н.В. Проблемы социализации в студенческом возрасте  [Текст] / В.Н. Щиголева //  Проблемы современного педагогического образования, 2017. -  Вып. 55. - С. 347-353.