Статья:

Детерминанты выбора профессии военного у современной молодежи

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Силаев А.М. Детерминанты выбора профессии военного у современной молодежи // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(9).pdf (дата обращения: 08.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Детерминанты выбора профессии военного у современной молодежи

Силаев Антон Михайлович
магистрант, РГСУ, Россия, Москва

 

Аннотация. В статье представлена проблема определения детерминантов выбора профессии военного у современной молодежи.

Ключевые слова: детерминанты, военнослужащий, выбор профессии, Родина, психика, Россия, профессиональный выбор.

 

Когда государственная и общественная жизнь находится в условиях регионализации, то актуально становится рассмотрение проблем самоопределение молодых людей в российских провинциях. В данном случае жизненную стратегию молодежи можно рассматривать как динамическую систему перспективного направления личности, которая направлена на намеренное изменение и создание своей будущей жизни в парадоксе с определённым планом и при помощи соответственных способностей.

Отталкиваясь от этого, то что нынешняя социокультурная обстановка в Российской федерации трудна и разнообразна, возможно допустить, то что с нравом актуальных стратегий, какими придерживается молодёжь, с ее мировоззренческих конструкций находится в зависимости от перспективы страны.

В не так давно произошедшем времени (в завершении ХХ века) исследование актуальных стратегий человека в Российской общественной науке подменялось идейно-интерпретируемой концепцией актуальных проектов, что разрабатывалась согласно аналогичным проектом общественного формирования компаний и обществ. Но в заслугу основной массе ученых молодёжи в этот промежуток необходимо установить желание исследовать настоящие ее трудности в связи с конфигурациями и способами их направленной регулировки.

Что ведь подобные актуальные проекты и проекты молодёжи, имеют определенную ценность. Актуальный проект имеет безупречный стиль в жизнедеятельности в целом. [4, с. 36]

В то же время следует признать, что концепции жизненного плана в данное время значительно изменилась. В начале, следует отметить, что прошлая концепция могла быть построена при учёте анализа объективного фактора и общественного разделения труда, которое еще сложилось в советские времена в конце 60-х – начало 80-х гг. В мировоззренческом плане она могла базироваться на принципе, которое устанавливает приоритет общественного интереса по отношению к индивидуальным. Кроме непомерного «идеологического налёта» эта концепция имеет общее с планом и программой социальных развитий того времени. В определенной мере она была копией всех этих планов и программ, стала как субъективно-личностное приложение.

На выбор профессии подростком влияют многие факторы, включая жизненный контекст, личные способности, учителя и образовательные достижения. Решение этой важной задачей развития критически важно в жизни подростков. Следует дать определение детерминантам в данной статье, детерминанты выбора профессии - это определяющие факторы или условия, влияющие на выбор рода трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков.

На подростков влияют совершенно разные социальные и экономические контекстуальные факторы в их стремлении к различным профессиональным путям при переходе от школы к работе. Выбор работы, который делают молодые люди, встроен в их восприятие «идеальной работы» и их зрелости принятия решений в сфере карьеры.

Профессиональный выбор — это не просто процесс сопоставления; скорее, это выбор, сделанный в контексте многих влияющих факторов. Восприятие «идеальной работы» действует как фильтр для уместности работы и влияет на процесс выбора. Первоначальное принятие решений о карьере — это культурная задача развития, которую подростки должны достичь к концу своего учебного года. В обследованных средних школах разброс по карьерным предпочтениям был разным.

Рассмотрим факторы, которые влияют на выбор профессии военного.

Служить Родине может не каждый, одним из факторов выбора профессии военного является «протоптанная дорожка», а именно идти по стопам родителей. У молодёжи, имеющей обеспеченных родителей, как правило, решения о будущей карьере принимаются быстро. У детей, чьи родители имеют низкий доход, отсутствие принятия решений о карьере является нормой. Молодые люди признают, что существуют препятствия для реализации их будущих карьерных выборов и поиск путей преодоления этих препятствий. Большинство молодых людей заявляет, что основным препятствием является нехватка финансовых ресурсов для обучения. Родные и близкие люди часто желают принимать участие в выборе работы. Мнением родных и их опытом нельзя пренебрегать, но нужно понимать, что это не единственный фактор.

Молодёжь, желающая работать после окончания обучения, определила отсутствие возможностей трудоустройства в качестве своего второго препятствия для достижения целей в области занятости. Абсолютное большинство сельской молодёжи планирует покинуть сельскую местность, чтобы искать работу. Некоторые молодые люди хотели остаться, если бы могли найти работу в этом районе. [3, с. 75]

Другой фактор это мнения окружения в основном друзей. Мнение одноклассников, товарищей важно, так как оно отражает уровень популярности тех или иных профессий, но выбор профессии — это личный выбор. Личный план — это карта, которая облегчает путь вперёд. На ней должны быть отмечены главная цель и промежуточные точки. Чтение справочной литературы, опыт знающих людей, самообразование, поступление в определённое учебное заведение или кружок даст возможность составить своё мнение о кратчайшем пути к достижению ближайших целей. Кроме того, необходимо иметь запасные маршруты на случай возникновения непреодолимых барьеров в реализации основного плана, то есть должен быть план «А», «Б» и т. д. Данный фактор имеет место быть и он так же влияет в большинстве случаях на выбор профессии военного.

Также еще одним значимым фактором является стремление защищать страну. Именно активная и целенаправленная работа в этом направлении приведет к тому, что молодежь осознанно будет ценить то место, где они родились и выросли, появится чувство ответственности за свою страну и ее будущее – это и можно с уверенностью называть настоящим патриотизмом. Сегодня большинство молодых россиян считают себя патриотами, однако часто этот патриотизм носит характер некой бравады, поскольку, называя себя патриотами России, они практически не знают истории собственной страны.

Другой фактор это материальное благополучие. Это объясняется, с одной стороны, тем, что, несмотря на увеличение числа военнослужащих в общей структуре вооруженных сил, благодаря армии они могут избежать безработицы и получать заработную плату выше, чем на должностях в других государственных органах.

Престижность в профессии офицера в профессиональной ориентации молодых людей  рассматривали ученые, такие как В. Петрикас и С. Соловьев, которые смогли указать, что происходит нарастающая тенденция изменения ценностей в военной службе, снижение значимости важных частей общественной морали и повышающуюся зависимость в материальном, прагматических стимулах. [1, с. 57]

Карьерный рост и перспектива тоже является основополагающим детерминантом при выборе профессии военного. Каждый молодой человек при осознанном выборе профессии думает о продвижении по карьерной лестнице и перспективе для  своей семьи, в Вооруженных силах эта возможность предоставляется всем без исключения и даже приветствуется.

В трудовых ориентациях молодежи доминирует тенденция отношения к профессии как к инструментальной ценности. Профессиональный выбор формируют такие характеристики, как высокооплачиваемая, престижная, интересная работа, обеспечивающая карьерный и профессиональный рост, самореализацию. [5, с. 72]

Молодежь слабо информирована о потребностях, специфике и правилах поведения на рынке труда, факторах и компонентах успешной личностной, профессиональной карьеры, что может снижать ее субъектную конкурентоспособность.

Для решения этой проблемы нередко предлагается создавать образовательно-производственный кластер (в армии он уже создан), не решен вопрос кредита на образование, молодые люди за счет родителей или самостоятельно зарабатывают на обучение, в армии обучаются бесплатно (но возмещают за обучение при увольнении). Однако у  части курсантов при поступлении в вуз нет однозначной ориентации на службу в армии. Поэтому аксиологические детерминанты профессиональной деятельности курсантов требуют внимательного дополнительного анализа.

Востребованность профессии военного растет с каждым годом. Служба в армии набирает популярность в последнее время, происходит это по меняющейся обстановке в мире и в стране. Нужно воспитывать новых защитников Родины. Отпугивать может только строгость и дисциплина, плюс 5 лет обучения в ограниченном режиме, но после этого по выпуску у офицера открывается новая жизнь, которая хоть и полна опасности и разных преград, зато престиж и льготы только придают уверенности в завтрашнем дне.

К основным качествам характера военного в первую очередь стоит отнести высокую нравственность, порядочность и, конечно, патриотизм. Люди в военной форме отличаются организованностью, честностью и принципиальностью, наблюдательностью и решительностью.

Они должны быть требовательны не только к себе, но и к своим коллегам. Военнослужащие обладают способностью анализировать имеющиеся факты и прогнозировать дальнейший ход событий. Служить в армии могут только люди с нормальной психикой, контролирующие свои эмоции.

Хорошая физическая выносливость, дисциплинированность, оперативность – эти характеристики далеко не последние в списке качеств, которыми должны обладать люди, несущие военную службу. У большинства слово "военный" непременно ассоциируется и с такими словами как самообладание, смелость и выдержка.

Анализ аксиологической динамики выбора профессий показал, что «ядро» терминальных ценностей современной российской молодежи стабильно и неизменно: семья, друзья, здоровье, любовь, материальное благополучие, свобода, самореализация, что отражает способность молодежи переходить во время кризисов на подкрепленные всем предшествующим развитием устойчивые ценности и стереотипы. Менее значимы - «интересная работа», законность, образование, престижная профессия. На периферии ценностей оказались альтруистические и религиозные ценности, «социальная активность», «сострадание к ближнему», «патриотизм и любовь к Родине».

Это значительно актуализирует проблемы выбора профессии защитника Родины. [2, с. 205-207]

Таким образом, мы можем сказать, что на современном этапе развития России и ее Вооруженных сил при устойчивой структуре ценностей военно-профессиональной группы происходит их смещение к профессиональному индивидуализму и рационализму, которые в большей степени носят прагматичный характер. На первый план выходят такие ценности, как карьерный рост, материальное обеспечение, возможность руководить, качество профессиональной деятельности. Делая свой выбор в отношении профессии военнослужащего, современная молодежь склонна руководствоваться материальными ценностям и индивидуализмом, рассматривая свою будущую профессию в качестве инструментальной для самообеспечения персонального благополучия. Вместе с тем, несмотря на усиление прагматизма, традиционные ценности, присущие профессии военнослужащего, такие как причастность к делу по защите Отечества, профессиональная сплоченность, служение Родине, патриотизм, еще находятся на достаточно значимом месте.  Я считаю, что подходить к выбору профессии военного надо с раннего возраста. Выбор должен быть сделан не под влиянием различных факторов, а самостоятельно и осознанно. Выявление склонности к той или иной профессии должно исследоваться путем тестов, опросов и собеседований еще в школьном возрасте, для того, чтобы не возникло сомнений при дальнейшем обучении и выборе профильного образования, а в дальнейшем выбранная служба Родине приносила только удовольствие.

 

Список литературы:
1. Веремчук В.И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском  учебном заведении: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.: ВУ, 1999 – 57 с.
2. Ворожцов А.М. К вопросу о формировании профессионально-личностных стратегий курсантов и слушателей вузов МВД России // Полиция - новый институт современной государственной правоохранительной системы: материалы всероссийской научно-практической конференции (15-16 сентября 2011 г.). Омск: Омск. акад. МВД России, 2012 – 205-207 с.
3. Общая и военная психология: учебник  / И. И. Рудской, В. Н. Манько – М.: Граница, 2014. – 75 с.
4. Общая психология: учебник / ред. А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 36 с.
5. Современная военная психология: Хрестоматия / А. Е. Тарас. – Минск:  Хаpвест, 2013. – 72 с.