Статья:

Самооценка детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Митяева Л.А. Самооценка детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(3).pdf (дата обращения: 04.06.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Самооценка детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Митяева Лилия Александровна
студент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», РФ, г. Тула

 

В настоящее время число детей с интеллектуальной недостаточностью возрастает, следовательно, возрастает и число детей с неправильно сформированной самооценкой, что ведет к проблемам в дальнейшей интеграции в общество. Именно поэтому проблема сформированности самооценки у детей с интеллектуальной недостаточностью  на сегодняшний день является весьма острой.

Самооценка является ядерным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми.

Центральной функцией самооценки является регуляторная (Чеснокова И.И., Столин В.В.), определяющая особенности поведения и деятельности личности, характер построения взаимоотношений с миром.

Ещё две важнейшие функции самооценки: защитная, т.е. предоставляющая возможность сохранять свою личность стабильной и независимой и функция развития (познавая себя, давая оценку своему поведению через призму оценки себя окружающими, развивается человек). Следует упомянуть также эмоциональную функцию (именно самооценка дает возможность чувствовать ощущать  те или иные эмоции, связанные с поступками, чертами характера и т.п.)[2].

Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным.

Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворенности собой. В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое (И.И.Чеснокова).

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (заниженной или завышенной).

При адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе и к результатам своей деятельности, реально смотрит на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя.

Заниженная самооценка, приводит к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитие комплекса неполноценности, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

У детей с интеллектуальной недостаточность старшего дошкольного возраста чаще всего наблюдается неадекватная самооценка. Это доказывают исследования, проведенной нами на базе ГДОУ ТО «Щекинскикого детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняли участие 5 старших дошкольников в возрасте от 6-7 лет, из них  4 мальчика и 1 девочка.

Самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью подвержена серьезным изменениям и характеризуется как неадекватная, т.к. у детей данной категории менее развиты компенсаторные и психозащитные возможности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Говоря о детях с интеллектуальной недостаточностью, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

На сегодняшний день существует множество методик для диагностики самооценки. Теоретический анализ литературы  позволил сформировать диагностическую программу по выявления уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Учитывая цель и задачи, нами были отобраны и применены следующие 5 методик, которые являются менее энергозатратными, простыми в обработке, соответствующими индивидуальным особенностям испытуемых, их нарушению и возрасту:

1) «Лесенка» В.Г. Щур;

2) Методика определения эмоциональной самооценки А.В. Захаров;

3) «Какой я?» Р.С. Немов;

4) Пробы Де-Греефе;

5) «Шкалы Дембо-Рубенштейн».

Принимая во внимание особенности развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, данные пять методик были адаптированы под особенности этой категории. Это было сделано путем индивидуальной работы с детьми по определенным заданиям.

Задания объяснялись необходимое количество раз, пока дети его не поймут. Не знакомые определения и слова индивидуально объяснялись детям.

Проведя исследования на нормально развивающихся детях и на детях с отклонениями в развитии исследователь пришел к выводу о необходимости увеличения времени для выполнения заданий методик, что и осуществлялось в работе с детьми данной категории.

Проведенный диагностический срез, с целью исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и обработки результатов, позволил сформулировать следующие выводы:

Результаты по методике «Лесенка» (В.Г. Щур)- 90% детей имеют заниженный уровень самооценки, 10%- завышенный.

Результаты по методике определения эмоциональной самооценки А.В. Захарова- низкий уровень самооценки наблюдается у 90 % детей, а высокий у 10%.

Результаты по методике «Какой я?» (Р.С. Немов)- 90% детей имеют заниженную самооценку, 10%- завышенную.

Результаты по методике «Пробы Де-Греефе»-  90% дошкольников имеют заниженный уровень самооценки, 10%- завышенный.

Результаты по методике «Шкалы Дембо-Рубенштейн» показали, что у 10% детей старшего дошкольного возраста наблюдается завышенная самооценка, у 90%- заниженная.

Таким образом, приводя общие данные сформированности самооценки детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, получаем: заниженный уровень самооценки у 90% исследуемых, завышенный уровень самооценки у 10 % исследуемых. Адекватного уровня сформированности самооценки в ходе исследования выявлено не было.

Исходя из результатов диагностического исследования, можно сделать вывод, что большинство детей данной категории нуждаются в коррекционно-развивающей работе.

Созданная нами коррекционно-развивающая программа, в основу которой легли программы  Вовчук М.А. и Плотниковой Н.В., направлена на формирование оптимального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

 

Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М., 2008.
2. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. 2 - е изд. М., 2009. 
3. Забрамная С.Д., Левченко Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. М. 2007
4. Столин В. В. Самосознание личности. М.,1983.