Статья:

Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Стругаева В.В. Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития

Стругаева Виктория Вячеславовна
студент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», РФ, г. Тула
Лях Татьяна Ильинична
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», РФ, г. Тула

 

Необходимость оказание психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающих детей с задержкой психического развития обусловлена целым рядом обстоятельств. С каждым годом возрастает количество семей, воспитывающих детей с ЗПР. Недостаточная информированность матерей о причинах задержки психического развития своего ребёнка, отказ признавать данное нарушение и несвоевременное обращение к специалистам, приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи специалистов таким детям. Вместе с тем, семьи, которые имеют детей с нарушенным развитием, относятся к наиболее уязвимым и специфическим категориям населения. Вследствие проблем воспитания и ухода, а также невозможности самореализации возникает затруднительное полноценное функционирование, что приводит к натянутости и напряженности внутрисемейных отношений. Таким образом, данная категория семьи, особенно нуждается в оказании психолого-педагогической помощи, а также участия специалистов в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР. В совместной деятельности педагогов и специалистов возможен более интенсивный процесс развития ребёнка.

Под оказанием психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающих ребёнка с задержкой психического развития, следует понимать наличие обстоятельств напрямую способствующих оказанию комплексной, профессиональной, совместной деятельности следующих специалистов: воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных работников, врачей, деятельность которых направлена на своевременное оказание помощи родителям в разрешении проблем, связанных с проблемами развития и воспитания данной категории детей [7, с. 24].

Совокупность мер, направленных на психолого-педагогическую поддержку семье, должна представлять собой комплекс, так как случайные условия не способствуют эффективной реализации по оказанию помощи и поддержки таким семьям [8, с. 13]. Только благодаря совместной деятельности специалистов и семьи возможен более прогрессивный характер воспитания и обучения данной категории детей. Но многие родители отказываются от помощи, считая своего ребёнка здоровым, тем самым только ухудшая его развитие и возможность справиться в более короткие сроки с отставанием в психическом развитии.

Поддержка семей, воспитывающих детей с ЗПР со стороны специалистов, предполагает реализацию следующих психолого-педагогических направлений, которые основаны на индивидуальном подходе к таким семьям:

Первое направление оказания психолого-педагогической поддержки, осуществляется через повышение профессионального уровня сотрудников специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения [6, с. 41].

Работа с детьми с ЗПР имеет свою специфику, здесь можно выделить ряд требований к педагогу, работающему с данной категорией детей:

·     прежде всего это гражданская ответственность и социальная активность;

·     любовь к детям, желание работать с такими детьми, а также вместе с другими специалистами;

·     доброжелательность и желание помогать безвозмездно;

·     высокий профессионализм и уровень подготовки;

·     готовность к созданию новых творческих решений и проектов;

·     потребность к самообразованию и готовность к нему.

Авторы В.О. Скворцова, В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, Л.И. Акатов отмечают, что в структуре личности сотрудника дошкольного учреждения главная роль принадлежит профессионально-педагогической направленности процесса воспитания. Она является тем основанием, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога [7, с. 37].

Второе психолого-педагогическим направление − сотрудничество специалистов.дошкольного образовательного учреждения .и. родителей .в совместной деятельности ДОУ. Это направление осущетсвляется через принятие равных позиций обеих сторон, уважительное отношение друг к другу с опорой на их индивидуальные возможности и способности[5].

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, направленные на преодоление дефекта у ребёнка, но и взаимопонимание в процессе работы, взаимопознание, взаимовлияние между взаимодействующими сторонами. Именно на таких доверительных отношениях основана эффективная работа. Согласно определению Л.В. Ковинько, Л.Г Петряевской, М.И. Рожкова, под совместной деятельность ДОУ и родителей мы понимаем их прямое участие в планировании и организации образовательного процесса; организацию творческих открытых занятий, на которых самым активным образом можно поделиться своим опытом и заимствовать чужой; организацию современной социально-развивающей среды в группах; разработке планирования самостоятельной и совместной деятельности детей; разработке собственных кружков и направлений, программ и планов для работы с родителями; привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ, что может осуществляться через анкетирование, открытые занятия или семинарские заседания [1, с. 39].

Третье направление оказания поддержки семьям − психолого-педагогическое просвещение родителей и членов их семей. Оно связано с необходимостью повышения педагогической культуры внутри семьи. Нам известно, что решающее влияние на становление человека оказывает семья: именно в ней формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным.ценностям, вгляды на других и нам самого себя [1, с. 46]. Наиболее значимые направления деятельности по повышению педагогической культуры семьи, воспитывающей ребёнка с задержкой психического развития являются:

·     дифференцированный подход изучения личности ребенка, особенностей межличностных отношений в той или ной семье, ознакомление с уровнем педагогической культуры родителей;

·     индивидуализация, которая направленна на более четкое воздействие на конкретного ребенка, исходя из особенностей его личности, условий воспитания вне образовательного учреждения, перспективных планов семьи и самого ребенка [3, с. 9].

Дифференцированная работа в системе педагогического обучения определяется рядом причин и обстоятельств:

·     трудности, которые семья испытывает при воспитании конкретного ребёнка;

·     степень доверия родителей к дошкольному образовательному учреждению;

·     способность родителей к анализу собственной деятельности как воспитателей внутри дома;

·     взаимоотношения между членами семьи

·     характер взаимоотношений между членами семьи;

·     степень влияния на детей отдельно проживающих родственников;

·     традиции семьи.

Отмечается так же положительное влияние на семьи, оказанное на посещении различных мастер-классов, которые организуют педагоги и психологи, имеющие большой опыт работы в таких семьях. Возможность поучаствовать в различных постановках, танцевальных сценках оказывает огромное положительное влияние на настроение внутри семьи. Родители и дети становятся ближе друг к другу, отмечается положительная динамика в психическом развитии ребенка, у родителей возникает желание продолжать далее работать со специалистами [4, с. 160].

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка должна осуществляться рядом специалистов, которые профессионально подготовлены и ориентированы на работу с семьями, воспитывающих детей с таким недугом, как задержка психического развития.

 

Список литературы:
1. Антонов А.И. Семья – какая она и куда движется / А.И. Антонов // Семья в России. – 2015. – № 1-2. – С. 30–53.
2. Городова Т.В. Семья как ядро системы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Научные ведомости Белгородского государственного университета / №9 / том 10 (65) / 2009.
3. Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе: методическое пособие / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; сост. А.А. Коваленко. – Томск, 2012. – 40 с.; 21 см. – (В помощь реабилитологу).
4. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с.
5. Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с граниченными возможностями здоровья / – [Электронный ресурс] / Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №4; URL: www.science-education.ru/110-9741(Дата обращения: 6.11.2016).
6. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М.: 2016. – 72с.: (Коррекционная педагогика).
7. Ларионова С.О. / Cодержание психологического консультирования как комплексной формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития / Екатеринбург: Специальное образование / Выпуск№1 / 2011.
8. Сабуров В.В. / Педагогическая консультация, как форма поддержки сеемей воспитывающих детей с проблемами в развитии / «Специальное образование» Выпуск № 2 / Екатеринбург / 2009.