Статья:

Актуальность развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конференция: LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Краснова У.Г. Актуальность развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(89). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(89).pdf (дата обращения: 02.10.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальность развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Краснова Ульяна Григорьевна
студент, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Особенности памяти как важнейшей психической функции исследовали многие ученые с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия и др.

В книге «О памяти» немецкий психолог, экспериментатор Г.Эббингауз изложил основные выводы своих исследований. При помощи опытов по запоминанию «бессмысленных слогов» он пытался выяснить различные свойства памяти.

Французский психолог Т. Рибо в своих трудах говорил о времени, как непременном условии усвоения и прочного запоминания информации. «Все то, что изучается быстро, - говорит Рибо, - бывает непродолжительно… Для того, чтобы укрепить воспоминания, необходимо время…». [7]

Главная идея Выготского состояла в том, что «…развитие человеческой памяти в историческом развитии шло главным образом по линии опосредованного запоминания».

Советский психолог, один из основателей нейропсихологии А.Р. Лурия изучал мозговые механизмы памяти. Широко известна методика заучивания десяти слов, предложенная А. Р. Лурия, которая позволяет обследовать функции памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Великий русский физиолог, доктор медицины И.М. Сеченов утверждал, что память «основное условие психической жизни», «краеугольный камень психического развития». Без памяти, писал в своих трудах И.М.Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного», то есть в положении существа, не способного ничему научиться, ничем овладеть, и действия которого определялись бы только инстинктами. [3]

По мнению известного психолога, представившего обобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века, С.Л. Рубинштейна, без памяти существовали бы лишь мгновения, и прошлое было бы мертво для будущего, а настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. [2]

Во II половине XX века такие отечественные ученые, как П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Л. Смирнов и их сотрудники разработали ряд лабораторных методов изучения функций памяти. Ученые трактовали память как особым образом организованную системы познава¬тельных и собственно мнемических действий. [4]

Проблеме изучения и исследования памяти посвящена книга А.Н. Леонтьева «Развитие памяти», в которой нашли своё отражение идеи Л.С. Выгодского.

Советский психолог П.И. Зинченко на основе теории деятельности открыл и исследовал целый ряд мнемических эффектов, описывая связь памяти с активной деятельностью человека, с ее целями и мотивами.

Обобщая информацию, можно сделать вывод, что изучением памяти, как одного из важнейших психических процессов, который лежит в основе всего психического развития, работали многие отечественные и зарубежные ученые, утверждая ведущую роль этой психической функции в развитии.

Роль памяти в формировании личности ребенка имеет первостепенное значение. Память детей характеризуется особенностями отличными от памяти взрослого. При развитии процессов запоминания у детей, необходимо учитывать, что дети более эмоциональны, нежели логичны, их способности запоминания проявляются более в отношении испытанных чувств, которые сопряжены с конкретной ситуацией. Существует особая категория детей, отличающаяся незрелостью эмоционально-волевой и познавательной сфер, а так же запаздывающим развитием психических процессов – дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития - это такой вариант дезонтогенеза психики, к которому относят разные по клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности и, которые имеют тенденцию к положительной динамике при условии хорошо организованной коррекционной работы, о чем говорили в своих трудах отечественные ученые Сухарева Г.Е., Ковалев В.В., Лебединская К.С. и др.

В психиатрии термин «задержка психического развития» впервые был предложен советским психиатром, основоположником детской психиатрии в СССР Г.Е. Сухаревой.

Категория детей с ЗПР полиморфна, различна и психологическая структура задержек и, слабость произвольной регуляции поведения.

На материалах исследований советских психиатров, дефектологов М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.

1. Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм

2. «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

На основе классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой предложила свою клиническую систематику детей данной категории К. С. Лебединская. Классификация Лебединской на сегодняшний момент является ведущей среди многих классификаций разных авторов. Основные клинические типы задержки психического развития различаются по этиопатогенетическому принципу:

  1. конституционального происхождения
  2. соматогенного происхождения
  3. психогенного происхождения
  4. церебрально-органического происхождения

По данным МО РФ больше половины всей популяции детей дошкольного возраста можно отнести к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Приблизительно у 35% из них уже в дошкольном возрасте были выявлены расстройства психической сферы различного происхождения.

Основным нормативным актом, который регулирует процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Данный закон излагает права детей с ОВЗ на образование и обязывает государственные органы создавать необходимые условия для получения образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации без ущемления прав и свобод.

На сегодняшнее время 1,7 млн. детей, получающих услуги образовательных организаций Федерации, т.е. 4,5% контингента детей, принадлежат к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и испытывают потребность в специальном образовании. Почти 64% детей дошкольного возраста с задержками в развитии находятся в дошкольных образовательных организациях совместно с обычными детьми в рамках инклюзивного образования.

Учитывая то, что проблема роста детей с задержкой психического развития непосредственно связана с проблемой школьной дезадаптации, она является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в педагогике. Систематическое, ориентированное на освоение школьных знаний, умений и навыков обучение предусматривает значительный уровень сформированности у детей ведущей функции психического развития - памяти, различных её видов и форм.

Вопрос о систематической, целенаправленной работе по коррекции памяти крайне важен, так как без должного уровня зрелости памяти затруднено обучение в школе. М. Певзнер и Т.А. Власова указывали на сниженную произвольную память у школьников с задержкой психического развития как на одну из существенных причин трудностей в школьном обучении. [1]

Благодаря трудам учёных изучивших механизмы, процессы и свойства памяти и предложивших эффективные методы её диагностики и развития, в том числе у детей с патологией развития данного процесса, становится возможным разработать оптимальный индивидуальный коррекционный маршрут для ребенка с задержкой психического развития. Уделяя особое место развитию процессов памяти: запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, как крайне важных в формировании знаний, умений и навыков и приобретения опыта, и являющихся основой обучения, представляется возможным создать благоприятные условия для повышения качества адаптации и социализации детей с задержкой психического развития, как в дошкольных, так и в школьных образовательных организациях.

 

Список литературы:
1. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. – 173 с. 
2. Емелина Д.А. Задержки темпа психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2018. № 3. С. 11-16. 
3. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
4. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии.: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.- кн.1 -М.: ВЛАДОС, 2006.-573с  
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.5. Интернет источник: http://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 04.05.2020)