Статья:

Копинг-стратегии военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях

Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Аванесян А.А., Кулаченко М.А., Москаленко А.В. Копинг-стратегии военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(109). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(109).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Копинг-стратегии военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях

Аванесян Арминэ Араратовна
студент, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, г. Волгоград
Кулаченко Мария Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, г. Волгоград
Москаленко Алина Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, г. Волгоград
Голубь Оксана Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, г. Волгоград

 

COPING STRATEGIES OF SOLDIERS WHO HAS PARTICIPATED IN ARMED HOSTILITIES

 

Arminae Avanesyan

Student, Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Russia, Volgograd

Maria Kulachenko

Student, Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Russia, Volgograd

Alina Moskalenko

Student, Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Russia, Volgograd

Oksana Golub

Scientific director, Cand. psychol. Sciences, Associate Professor Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Russia, Volgograd

 

Аннотация. Статья посвящена изучению преобладающих копинг-механизмов военнослужащих, участвующих в боевых действиях, а также исследованию связи между симптоматикой боевого стресса и посттравматического стрессового расстройства с конкретными видами механизмов совладания.

Abstract. This study focuses on predominant types of coping strategies among servicemen who has participated in armed hostilities and correlation between combat stress reactions, PTSD symptoms and specific types of coping mechanisms.

 

Ключевые слова: копинг-поведение, военная служба, механизмы совладания, стресс, боевая психическая травма, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Keywords: coping behavior, coping skills, stress, post-traumatic stress disorder (PTSD), military service.

 

Введение. Анализ литературы показывает, что исследования особенностей копинг-стратегий военнослужащих, принимавших участие в военных действиях, весьма немногочисленны и имеют фрагментарный характер, поэтому можно утверждать, что актуальности данной проблемы высока.  Необходимо отметить, что психология активно включается в решение разнообразных вопросов, связанных с вопросами и проблемами армии. Число вопросов, в решении которых участвуют психологи на нынешний момент только возрастает. Среди этих проблем особо важное место занимает проблема изучения стрессовых факторов деятельности военнослужащих, и особенно тех служащих, которые принимали участие в военных действиях, а также способов преодоления ими стресса, с точки зрения их личностных особенностей.

Под копинг-поведением понимается сознательная стратегия или набор из нескольких стратегий преодоления стрессовой ситуации. Копинг-поведение — это активные, преимущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы, называются защитными механизмами совладания, или копинг-стратегиями [1].

С позиции современной психологии, копинг рассматривается в качестве важного процесса социальной адаптации. Приспособляемость можно определить с помощью трех основных составляющих: во-первых, умением и способностью организма выдавать адекватные реакции на внешние раздражители; во-вторых, мотивированностью организма подстроиться под внешние средовые условия; и в-третьих, возможностью всегда поддерживать психическое равновесие. То есть, защитные механизмы направлены на то, чтобы избавить человека от амбивалентности чувств и предохранить его от осознания нежелательных или приносящих страдания эмоций, а также устранить тревогу. Успешные механизмы совладания повышают адаптивные возможности человека, дают ему более реалистичное и осознанное представление о ситуации. Но психологические и физические возможности человека весьма уязвимы перед мощными боевыми стрессовыми факторами [2].

Событие войны занимает одно из первых мест по степени опасности для жизни и здоровья человека, напряжения, негативным психологическим последствиям. Факторы боевой обстановки оказывают на личность сильнейшее психотравмирующее воздействие, глубоко затрагивая баланс между адаптационными механизмами и внешним миром, что определяет специфичность возникающих стрессовых расстройств [3]. Одним из факторов боя является боевой стресс, который распространяется на всех военнослужащих независимо от их воли, прямого или косвенного участия в боевых действиях, подготовленности и интенсивности ведения боевых действий. Он является основной реакцией военного на боевые события и направлен на активизацию и  напряжение всех имеющихся возможностей организма, иммунной, нервной систем для преодоления критической ситуации, угрожающей его жизни и здоровью [4]. По мере изучения стресса и его последствий стало известно, что чрезвычайно важное значение имеет стиль поведения человека при стрессе. Использование активных копинг-стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия, когда избегание проблем и применение пассивных стратегий ведут к нарастанию негативной симптоматики, ухудшению физического и психического состояния, а впоследствии манифестации посттравматического стрессового расстройства. По данным Л. Правдиной и Н. Ульяновой, оказалось, что военнослужащие, имеющие симптомы ПТСР, используют такие стратегии преодоления, как асоциальные действия и импульсивные действия. И чем ярче выражены симптомы ПТСР, тем меньше военнослужащий использует такие конструктивные стратегии преодоления, как ассертивные действия, вступление в социальные контакты, осторожные действия, агрессия [5]. Для военнослужащих крайне важным показателем является умение совладать с боевым стрессом, так как это напрямую связано с выполнением вверенным подразделением боевой задачи, сохранением жизни и здоровья подчиненных.

Цель исследования: изучить копинг-стратегии военнослужащих, принимавших участие в военных действиях.

Материалы и методы. «Миссисипская шкала посттравматического стрессового расстройства», «Шкала оценки влияния травматического события», количественный, качественный и статистический анализ результатов эмпирического исследования.

Результаты исследования. Диагностика наличия ПТСР у военных с боевым опытом и гражданских военных без боевого опыта показала следующие результаты. В таблице 1 представлены результаты по методикам «Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций» и «Шкала оценки влияния травматического события» (ШОВТС), в ней указаны средние значения по шкалам, как основной группы испытуемых, так и контрольной группы.

 

Рисунок 1. Сравнение средних значений результатов по методикам «Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций» (МШ) и «Шкала оценки влияния травматического события» (ШОВТС) основной и контрольной групп

 

Так в методике «Миссисипская шкала» у служащих с боевым опытом заметно высокие показатели, они близки к максимальным значениям. Это говорит о том, что у испытуемых в этой группе можно диагностировать ПТСР. Необходимо взглянуть и на показатели второй методики «Шкала оценки влияния травматического события». В основной группе значения высоки и близко к максимальному значению, а это указывает на то, что в данный момент травматическое событие довольно сильно тревожит человека, соответственно доставляют дискомфорт и неспособность нормально функционировать в социуме. Шкала возбуждения показывает то, как сильно затронута физиология человека, а конкретно вегетативная нервная система. В этом случае показатели в группах испытуемых отличаются. В основной группе средние значения более высокие и близки к границе максимума, что подтверждает, что приспособленность военных с ПТСР к обычной жизни очень низкая, поэтому у них часто возникают психосоматические заболевания и болезни внутренних органов. Если говорить про контрольную группу, то можно отметить сравнительно низкие показатели по шкале, видимо, это связано с тем, что военные, которые непосредственно не были в горячих точках, справляются с травмирующей ситуацией в большинстве случаев самостоятельно, и поэтому психологический дискомфорт меньше отражается на состоянии здоровья.

Рассчитав и проанализировав корреляционную матрицу зависимости возрастного показателя и показателями шкал по методике в основной и контрольной группах, мы получили следующие результаты. Присутствует средняя статистически значимая связь между возрастом испытуемых и показателями «Миссисипской шкалы ПТСР» в основной группе (r=0,5; p<0,05). Это свидетельствует о том, что проявление симптомов посттравматического стрессового расстройства напрямую зависит от возраста военного, который принимал участие в боевых действиях. Таким образом, чем старше человек, тем более выражены становятся те или иные проявления. Можно предположить, что с возрастом психологическая травма оказывает все большее влияние на физическое и психическое состояние человека.

Мы можем отметить, что неблагоприятные эмоционально-личностные особенности, часто развивающиеся как следствие субъективного восприятия угрозы повторения боевого травматического события.

Выводы. После проведения диагностики в двух группах военнослужащих, одни из которых принимали непосредственное участие в военных действиях, а другие же не имели боевого опыта, было установлено, что у лиц из первой группы преобладают симптомы проявления посттравматического стрессового расстройства. Военнослужащим общей группы были свойственны такие реакции как эмоциональные вспышки, агрессивное поведение, паника, страхи, при этом реакции не соответствовали действительной обстановке и были направлены на объект или предмет, который каким-то образом, даже косвенно, связан с травмирующим событием. Отмечалась и неспособность полноценно взаимодействовать с людьми, боязнь выражать свои настоящие эмоции и переживания, и желание избавиться от навязчивых мыслей и чувств, вызывающий физический и психологический дискомфорт. 

 

Список литературы:
1. Биденко Р. А., Волошина Т. В. Стили совладания с боевым стрессом у офицеров подразделений специального назначения войск Национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53-3. – С. 357-363.
2. Арзамаскин Ю. Н., Бублик Л. Д. Морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил России. – М.: ВУ, 2002. – 225 с.
3. Петрова Е. А. Детские психотравмы: проблема отсроченного влияния на личность взрослого человека // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2014. – № 79. – С. 96-99.
4. Дубровин В. Н., Мигачев Ю. И. Военная служба. Поступление, призыв, прохождение, увольнение: Справочное пособие. – М.: Юрлитинформ, 2000. – 304 с.
5. Правдина Л.Р., Ульянова Н.Ю. Совладающее поведение и посттравматический стресс у военнослужащих // Психология и психотехника. 2017. № 2. С. 59-73.