СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ИНДИВИДА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Конференция: LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ИНДИВИДА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В условиях современных реалий, особенностях проявлений, отражаемых на характере и смыслах жизнедеятельности человека, вопросы самопрезентации занимают приоритетные позиции [3, с. 117]. Причину актуализации исследовательской деятельности, направленной на изучение ряда наиболее проблемных аспектов самопрезентации, мы видим в множественности социальных ролей, в которых вынужден проявлять и предъявлять себя человек в зависимости от предложенного ему контекста [6, с. 82]. Результаты исследований А. Шутца, в каждом человеке способны уживаться различные, часто противоположные друг другу стратегии самопрезентации, от защитной, проявленной в условиях профессиональной деятельности, до агрессивной транслируемой им в рамках семейных взаимодействий [1, с. 38].
Ярким феноменом современности, который выступает в качестве значимой ее характеристики, являются социальные сети, количество пользователей которой увеличивается из года в год. Популярность социальных сетей обусловлена множеством факторов, среди которых: возможность установления неограниченного количества социальных контактов с презентацией себя через виртуальное «лицо», объединяющее в себе реальное и идеальное представление индивида своего Я. Через коммуникационное взаимодействие, посредством которых осуществляется трансляция иерархии ценностей коммуникаторов, происходит рефлексирование собственного образа. Названный процесс сопровождается сравнением и внесением по его результатам коррективов в собственные цели и стремления коммуникатора. А в качестве результата чаще всего выступает трансформация стиля и образа жизни человека.
Таким образом, исследовательский интерес, проявленный в рамках заданного направления, определяется изучением процесса конструирования Я-Образа в социальных сетях, установления их роли в процессах идентификации пользователя и особенностей самопрезентации различных возрастных групп. Возможность исследования идентичности в качестве социального образования, транслирующего пространственно-временную целостность индивида, противостоящей «инаковости», предоставляет механизм, в основе которого заложен символический интеракционизм, позволяющий адаптировать коммуникаторов друг к другу. Таким образом, социальная идентичность представлена в качестве структурного компонента личности, формирование которой определяется свойствами, характеристиками и особенностями социального окружения.
Характер взаимодействий и их результативность в рамках социально-коммуникативных контактов определяется наличием навыка самопрезентации, который претерпевает стадию развития и корректировки с целью достижения желаемого впечатления у субъекта взаимодействий. Естественно, что в мире информационных взаимодействий навык самопрезентации приобретает особое значение в связи с расширением предоставляемого спектра возможностей ее реализации, а значит и эффекта последствий для личности, проявленных в особенностях ее социального поведения.
В настоящем исследовании, целью которого стала выявление психологических особенностей самопрезентации в социальных медиа в подростковом и юношеском возрасте, была использована шкала измерения тактик самопрезентации (SelfPresentation Tactics Scale, SPT), авторы которой (Э. Джонс, Т. Питтман, С.-Ж. Ли, Б. Куигли, А. Корбетт, Дж. Тедеши) классифицировали тактики на два типа: защитные и ассертивные [7, с. 702]. В качестве гипотезы исследования послужило предположение, согласно которому возрастные и личностные характеристики оказывают непосредственное влияние на выбор стратегий и тактик самопредъявления в различных сферах общения, в том числе и в рамках социальных медиа пространств [2, с. 8].
Посредством инструментария, предлагаемого авторами методики, можно выявить двенадцать тактик, объединенные в пять стратегий самопрезентации: аттрактивное поведение (инграциация), самовозвышение, уклонение, силовое влияние, самопринижение [4, 5]. Полученные и зафиксированные результаты были подвергнуты статистической обработке посредством математических методов (SPSS «Statistic 17.0), позволяющих выявить значения сопряженности и сравнение средних значений на независимых выборках (критерий Фишера).
Выборку испытуемых составили респонденты в возрасте от 13 до 17 лет (подростки, n=30) и в возрасте 18-21 лет (молодые люди, n=30). Выборочные, наиболее значимые, на наш взгляд, результаты экспериментальной части исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты измерения тактик самопрезентаций
Тактики и типы самопрезентации |
Критерий показателя по Фишеру |
Подростки 13 -17 лет |
Молодые люди 18 – 21 лет |
Извинение |
Низкий показатель |
0,033 |
0,25 |
Запугивание |
Низкий показатель |
0,5 |
0,367 |
Средний показатель |
0,233 |
0,233 |
|
Преувеличение своих достижений |
Низкий показатель |
0,233 |
0,767 |
Пример для подражания |
Низкий показатель |
0,2 |
0,4 |
Аттрактивное поведение |
Средний показатель |
0,767 |
0,133 |
Силовое влияние |
Низкий показатель |
0,767 |
0,3 |
Средний показатель |
0,033 |
0,367 |
Полученные после статистической обработки и анализа результаты позволили сделать ряд выводов. Респонденты в группе подростки, достоверно больше используют стратегии «аттрактивное поведение» и «самопринижение», демонстрируя преобладание значений в показателях тактики «Извинение» по сравнению с группой Молодых людей, которые предпочитают в социальных сетях использовать тактику защитного типа. Выбор подростками подобной тактики свидетельствует о проявленном у них желании вызвать у окружающих симпатию. Именно названная группа склона к применению стратегии «силовое влияние» и соответствующей ей тактике «запугивание» чаще, по сравнению с группой «Молодые люди». То есть с возрастом, желание позиционирования себя как активного участника событий, лидера, обладающего организаторскими способностями с высоким уровнем самоконтроля, проявляется в меньшей степени. В подтверждение сказанному следует обратить внимание на то, что именно представители группы «Подростки» показали преобладание как в низких, так и в средних показателях тактики «Запугивания». Не противоречат сформулирован выводам и результаты, полученные в ходе анализа показателей тактики «Преувеличение своих достижений», приверженцами которой в большей степени являются респонденты, отнесенные нами к группе «Подростки».
Полученные в ходе рассмотрения и исследования модусы взаимосвязаны между собой, поэтому выводы взаимодополняют друг друга. Следует признать, что полученные результаты выступают в качестве общих характеристик исследуемых возрастных групп, проявленных в описывающем характере системы «бытие – личность ‑ социальные сети». Наравне с полученными результатами можно резюмировать, что ведущие векторы самопрезентации личности, выявленные в ходе исследовательской деятельности, характеризуются социальным характером, сводимостью к текстуальным практикам и высокой степень размываю границ между публичным и приватным. Подобные характеристики свидетельствуют об уникальности современной ситуации сложившихся реалий, проявленных в виртуальном пространстве. Обобщение полученных результатов позволяет сделать заключение не только о психологических особенностях самопрезентации в социальном медиа пространстве в подростковом и юношеском возрасте, но и уникальности пространственно-временного континуума социальных сетей, представляя новую сферу бытия личности. При этом, следует обратить внимание на динамичность развития самопрезентации личности, представленной в качестве перманентного самоконструрирования без создания альтернативной идентичности, с проявленным потенциальным характером.