Статья:

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ИНДИВИДА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Рахаева Е.Ю. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ИНДИВИДА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(56). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(56).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ИНДИВИДА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Рахаева Евгения Юрьевна
студент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула
Бородачева Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

В условиях современных реалий, особенностях проявлений, отражаемых на характере и смыслах жизнедеятельности человека, вопросы самопрезентации занимают приоритетные позиции [3, с. 117]. Причину актуализации исследовательской деятельности, направленной на изучение ряда наиболее проблемных аспектов самопрезентации, мы видим в множественности социальных ролей, в которых вынужден проявлять и предъявлять себя человек в зависимости от предложенного ему контекста [6, с. 82]. Результаты исследований А. Шутца, в каждом человеке способны уживаться различные, часто противоположные друг другу стратегии самопрезентации, от защитной, проявленной в условиях профессиональной деятельности, до агрессивной транслируемой им в рамках семейных взаимодействий [1, с. 38].

Ярким феноменом современности, который выступает в качестве значимой ее характеристики, являются социальные сети, количество пользователей которой увеличивается из года в год. Популярность социальных сетей обусловлена множеством факторов, среди которых: возможность установления неограниченного количества социальных контактов с презентацией себя через виртуальное «лицо», объединяющее в себе реальное и идеальное представление индивида своего Я. Через коммуникационное взаимодействие, посредством которых осуществляется трансляция иерархии ценностей коммуникаторов, происходит рефлексирование собственного образа. Названный процесс сопровождается сравнением и внесением по его результатам коррективов в собственные цели и стремления коммуникатора. А в качестве результата чаще всего выступает трансформация стиля и образа жизни человека.

Таким образом, исследовательский интерес, проявленный в рамках заданного направления, определяется изучением процесса конструирования Я-Образа в социальных сетях, установления их роли в процессах идентификации пользователя и особенностей самопрезентации различных возрастных групп. Возможность исследования идентичности в качестве социального образования, транслирующего пространственно-временную целостность индивида, противостоящей «инаковости», предоставляет механизм, в основе которого заложен символический интеракционизм, позволяющий адаптировать коммуникаторов друг к другу. Таким образом, социальная идентичность представлена в качестве структурного компонента личности, формирование которой определяется свойствами, характеристиками и особенностями социального окружения.

Характер взаимодействий и их результативность в рамках социально-коммуникативных контактов определяется наличием навыка самопрезентации, который претерпевает стадию развития и корректировки с целью достижения желаемого впечатления у субъекта взаимодействий. Естественно, что в мире информационных взаимодействий навык самопрезентации приобретает особое значение в связи с расширением предоставляемого спектра возможностей ее реализации, а значит и эффекта последствий для личности, проявленных в особенностях ее социального поведения.

В настоящем исследовании, целью которого стала выявление психологических особенностей самопрезентации в социальных медиа в подростковом и юношеском возрасте, была использована шкала измерения тактик самопрезентации (SelfPresentation Tactics Scale, SPT), авторы которой (Э. Джонс, Т. Питтман, С.-Ж. Ли, Б. Куигли, А. Корбетт, Дж. Тедеши) классифицировали тактики на два типа: защитные и ассертивные [7, с. 702]. В качестве гипотезы исследования послужило предположение, согласно которому возрастные и личностные характеристики оказывают непосредственное влияние на выбор стратегий и тактик самопредъявления в различных сферах общения, в том числе и в рамках социальных медиа пространств [2, с. 8].

Посредством инструментария, предлагаемого авторами методики, можно выявить двенадцать тактик, объединенные в пять стратегий самопрезентации: аттрактивное поведение (инграциация), самовозвышение, уклонение, силовое влияние, самопринижение [4, 5]. Полученные и зафиксированные результаты были подвергнуты статистической обработке посредством математических методов (SPSS «Statistic 17.0), позволяющих выявить значения сопряженности и сравнение средних значений на независимых выборках (критерий Фишера).

Выборку испытуемых составили респонденты в возрасте от 13 до 17 лет (подростки, n=30) и в возрасте 18-21 лет (молодые люди, n=30). Выборочные, наиболее значимые, на наш взгляд, результаты экспериментальной части исследования отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты измерения тактик самопрезентаций

Тактики и типы самопрезентации

Критерий показателя по Фишеру

Подростки 13 -17 лет

Молодые люди 18 – 21 лет

Извинение

Низкий показатель

0,033

0,25

Запугивание

Низкий показатель

0,5

0,367

Средний показатель

0,233

0,233

Преувеличение своих достижений

Низкий показатель

0,233

0,767

Пример для подра­жания

Низкий показатель

0,2

0,4

Аттрактивное поведение

Средний показатель

0,767

0,133

Силовое влияние

Низкий показатель

0,767

0,3

Средний показатель

0,033

0,367

 

Полученные после статистической обработки и анализа результаты позволили сделать ряд выводов. Респонденты в группе подростки, достоверно больше используют стратегии «аттрактивное поведение» и «самопринижение», демонстрируя преобладание значений в показателях тактики «Извинение» по сравнению с группой Молодых людей, которые предпочитают в социальных сетях использовать тактику защитного типа. Выбор подростками подобной тактики свидетельствует о проявленном у них желании вызвать у окружающих симпатию. Именно названная группа склона к применению стратегии «силовое влияние» и соответствующей ей тактике «запугивание» чаще, по сравнению с группой «Молодые люди». То есть с возрастом, желание позиционирования себя как активного участника событий, лидера, обладающего организаторскими способностями с высоким уровнем самоконтроля, проявляется в меньшей степени. В подтверждение сказанному следует обратить внимание на то, что именно представители группы «Подростки» показали преобладание как в низких, так и в средних показателях тактики «Запугивания». Не противоречат сформулирован выводам и результаты, полученные в ходе анализа показателей тактики «Преувеличение своих достижений», приверженцами которой в большей степени являются респонденты, отнесенные нами к группе «Подростки».

Полученные в ходе рассмотрения и исследования модусы взаимосвязаны между собой, поэтому выводы взаимодополняют друг друга. Следует признать, что полученные результаты выступают в качестве общих характеристик исследуемых возрастных групп, проявленных в описывающем характере системы «бытие – личность  ‑ социальные сети». Наравне с полученными результатами можно резюмировать, что ведущие векторы самопрезентации личности, выявленные в ходе исследовательской деятельности, характеризуются социальным характером, сводимостью к текстуальным практикам и высокой степень размываю границ между публичным и приватным. Подобные характеристики свидетельствуют об уникальности современной ситуации сложившихся реалий, проявленных в виртуальном пространстве. Обобщение полученных результатов позволяет сделать заключение не только о психологических особенностях самопрезентации в социальном медиа пространстве в подростковом и юношеском возрасте, но и уникальности пространственно-временного континуума социальных сетей, представляя новую сферу бытия личности. При этом, следует обратить внимание на динамичность развития самопрезентации личности, представленной в качестве перманентного самоконструрирования без создания альтернативной идентичности, с проявленным потенциальным характером.

 

Список литературы:
1. Гоффман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гоффман. – М.: Канонпресс-Ц: Кучково поле, 2000. – 304 с. 
2. Крылов, Е. Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.Ю. Крылов. – СПб., 2012. – 22 с. 
3. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2000. – 310 с. 
4. Михайлова, Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг / Е. В. Михайлова. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с. 
5. Пикулева, О. А. Социальная психология самопрезентации личности: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.05 / О.А. Пикулева. – СПб., 2014. – 426 с. 
6. Шкуратова, И. П. Самопредъявление личности в общении / И. П. Шкуратова. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с. 
7. Development of a self-presentation tactics scale / S.-J. Lee, et al. // Personality and individual differences. – 1999. – Vol. 26, № 4. – P. 701–722.