Статья:

ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ОБРАЗ ЛИЧНОГО БУДУЩЕГО У СТУДЕНТОВ

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Охлопкова А.А. ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ОБРАЗ ЛИЧНОГО БУДУЩЕГО У СТУДЕНТОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(65).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ОБРАЗ ЛИЧНОГО БУДУЩЕГО У СТУДЕНТОВ

Охлопкова Агнесса Анатольевна
студент, Дальневосточный Федеральный Университет, РФ, г. Владивосток
Аристова Ирина Леонидовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., Дальневосточный Федеральный Университет, РФ, г. Владивосток

 

Актуальность работы связана с современными тенденциями в обществе, включая различные сферы жизни человека, которые претерпевают определённый ряд изменения. В результате этих изменений особый интерес для изучения вызывает формирование образов будущего, в зависимости от реакции личности.

А.Н. Леонтьев говорил, что образ будущего – это субъективное представление человека о собственной жизни, в котором отражаются ценностные координаты его многомерного мира [1, c. 3-13]. Образ будущего сложный феномен, который изучался многими исследователями, но несмотря на это еще нет единого определения. В целом образ будущего понимается как комплексное субъективное видение идеальной картины мира, которая формируется на основе ценностей личности, и имеет непосредственное влияние на поведение и действия человека в настоящем.

Локус контроля, введенный Дж. Роттером, бывает двух видов: интернальным (внутренним) и экстернальным (внешним). Тип локуса контроля определяет уровень распределения ответственности за результат деятельности и определенных событий, интерналам присуще брать ответственность на себя, а экстерналы чаще ссылаются на воздействие внешних факторов. Формирование определенного локуса контроля происходит в течении всей жизни человека, зависит он от подкрепления поведения в определенной ситуации. Исследуя локус контроля можно понять и прогнозировать многие аспекты жизни человека [3, c. 679].

Влияние локуса контроля на формирование образа будущего выражается в особенностях постановки целей, задач, путей достижения. Убежденность в своих способностях влиять на внешние обстоятельства определяют стабильную самооценку, уверенность в своих силах, четкость планирования и целеполагания. То есть, люди с интернальным локусом контроля могут более четко видеть, конструировать свое будущее. Люди с экстернальным локусом контроля из-за убеждения некой беспомощности перед внешними обстоятельствами, у них может быть нестабильная самооценка, неустойчивые убеждения. В сумме совокупности таких факторов у них могут возникать сложности с мотивированным целеполаганием, отсутствие четких планов и стратегии поведения.

А. Маслоу говорил, что полностью реализоваться это значит достичь того образа, который у тебя был сформирован в виде идеального представления себя, то есть, стать тем, кем ты в принципе можешь стать [2, c.237]. Его теория о потребностях гласит, что у человека есть несколько уровней потребностей, которые условно можно разделить на базисные потребности, потребности в социальных контактах, потребности в развитии. Данную теорию можно преобразовать в ценности, удовлетворяя которые он может ставить цели выше, тем самым развиваться.

Целью работы было описание образа личного будущего у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля.  Исходя из цели была поставлена гипотеза о том, что образ личного будущего у студентов с интернальным локусом контроля в большей степени относятся к высшим потребностям по пирамиде Маслоу, чем у студентов с экстернальным локусом контроля. В рамках данного исследования пирамида А. Маслоу рассматривалась в качестве ценностей личности.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были выбраны такие методики как: Локус контроля, УСК/ЛК» в авторстве Е.Г. Ксенофонтовой, Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и метод свободных ассоциаций.

По итогам теста на определение локуса контроля получились такие результаты: интернальный (внутренний) локус контроля преобладает в выборке среди испытуемых, результат составил 20 человек из 30. Экстернальный (внешний) локус контроля присущ 10 испытуемым в выборке.

Ассоциаций на тему «мое будущее» получилось 27 разных образов будущего (см. Рис. 1).

 

Рисунок 1. Главные ассоциации на тему «мое будущее»

 

Затем было сделано распределение среднего значения в процентах ответов с образами будущего у испытуемых с интернальным локусом контроля и образами будущего у испытуемых с экстернальным локусом контроля по уровням пирамиды (см. Рис. 2).

 

Рисунок 2. Сравнение средних значений образов будущего у интернального и экстернального локуса контроля

 

По итогу корреляционного анализа Спирмена выявлено, что статистически значимой связи между уровнем локуса контроля и распределением по категориям образами будущего нет.

Таким образов, подводя итог исследования можно сделать вывод, что гипотеза не подтвердилась. Образ личного будущего, распределенный по категориям пирамиды А. Маслоу у студентов с экстернальный и у студентов с интернальным локусом контроля особо не отличается. Исходя из этого можно сказать, что образы будущего у экстерналов и интерналов примерно одинаковы, однако пути достижения, построение планов разные.

 

Список литературы:
1. Леонтьев А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. – Психология. – 1979. – 32. – С. 3-13
2. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу, пер. с англ. О. Чистяков – М.: Рефл.-бук.; Ваклор, 1997. – 237 с.
3. Роттер, Д. Теория социального научения / Д. Роттер. – М.: Наука 1988. – 679 с.